Денежный фонды предпиятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Финансы играют чрезвычайно важную роль в обществе. Они формируют его жизнеспособность, его потенциал, обеспечивая при нем реализацию поставленных каждым человеком, каждым предприятием и государством, в целом заданий и целей. Ежедневно мы вступаем во множество разнообразных отношений, важно место среди которых принадлежит финансам.

Оглавление

Введение
Раздел 1: Денежные фонды предприятия
1.1 Состав денежных фондов предприятий
1.2 Ссудные финансовые ресурсы
1.3 Прибыль как чистый доход предприятия, функции и виды прибыли
1.4 Понятие денежный поток
Раздел 2: Методы формирования денежных фондов предприятия
2.1 Распределение и использование прибыли предприятия
2.2 Налог на добавленную стоимость
2.3 Источники привлечения заемных финансовых средств
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Денежные фонды предприятия, методы их формирования.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

43

 

 

 

Содержание

 

Введение

Раздел 1: Денежные фонды предприятия

1.1 Состав денежных фондов предприятий

1.2 Ссудные финансовые ресурсы

1.3 Прибыль как чистый доход предприятия, функции и виды прибыли

1.4 Понятие денежный поток

Раздел 2: Методы формирования денежных фондов предприятия

2.1 Распределение и использование прибыли предприятия

2.2 Налог на добавленную стоимость

2.3 Источники привлечения заемных финансовых средств

Заключение

Список использованных источников


Введение

Финансы играют чрезвычайно важную роль в обществе. Они формируют его жизнеспособность, его потенциал, обеспечивая при нем реализацию поставленных каждым человеком, каждым предприятием и государством, в целом заданий и целей. Ежедневно мы вступаем во множество разнообразных отношений, важно место среди которых принадлежит финансам.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие пред­приятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятель­ности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать та­кую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить то­вары, получать прибыль, снижать издержки.

Раздел 1: Денежные фонды предприятия

 

 

1.1    Состав денежных фондов предприятия предприятий

 

В целом денежные фонды предприятий (учреждений, организаций) это совокупность экономических отношений по поводу движения денежных потоков в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов предприятий, которые обеспечивают воссоздание производственно-хозяйственной деятельности, взаимодействуют с другими субъектами ведения хозяйства, а также с другими сферами финансовой системы государственными финансами, финансами домохозяйств и страхования.

Денежные фонды предприятий (учреждений, организаций) являются составляющей финансовой системы страны. Вместе с тем это самостоятельная специфическая сфера финансовых отношений.

Самостоятельность рассматриваемой сферы финансовых отношений основывается на положениях Хозяйственного кодекса Украины, законов Украины, “О собственности”, “О предпринимательстве”, “О предприятиях в Украине”, “О хозяйственных обществах”, где закреплены права юридических лиц относительно владения имуществом, привлечения и использования материально-технических, трудовых, естественных, финансовых и других видов ресурсов, свободного использования прибыли, которая остается после уплаты налогов и обязательных платежей, а также ответственность за своими обязательствами перед партнерами, органами государственного управления и контроля, кредитный банковскими учреждениями, работниками.

Денежные фонды предприятий (учреждений, организаций) состоят из финансов предприятий разных форм собственности, которые имеют разнообразные организационно правовые формы.

Специфика функционирования денежный фондов предприятий (учреждений, организаций) зависит от цели создания юридического лица, формы собственности, к которой она принадлежит и которую имеют ее основатели, организационно правовой формы. Решающее значение для построения финансовых отношений юридического лица с другими предприятиями, с бюджетной системой и внебюджетными фондами, с основателями, с наемными работниками, с кредитный банковскими учреждениями и страховыми организациями имеет цель создания предприятия осуществления предпринимательства или некоммерческая хозяйственная деятельность и соответственно коммерческий или некоммерческий характер деятельности. Именно в зависимости от цели создания предприятия (учреждения, организации) разделяют на коммерческих (прибыльные) и некоммерческих (неприбыльные).

В зависимости от форм собственности выделяют такие основные виды предприятий: частные, коллективные, коммунальные, государственные, смешанные.

Коммерческими являются предприятия, созданные с целью производства любой не запрещенной законодательством страны продукции (или выполнение работ или предоставление услуг) и получения доходов от своей деятельности, за счет которых покрываются все расходы, создается прибыль и обеспечивается самофинансирование предприятия.

Коммерческими могут быть предприятия любой формы собственности и организационно правовой формы, в том числе государственные.

Хотя государственные предприятия создаются государством и их уставные фонды формируются за счет государственных средств, однако деятельность этих предприятий регулируется так же, как и других коммерческих предприятий, созданных негосударственными владельцами. Государственные предприятия создают денежные фонды, которые распределяются с учетом таких же законодательных норм, в частности из налогообложения прибыли. Денежные фонды и денежные потоки государственных предприятий так же отделенные от финансов государства, как и частных, и взаимодействие с государственными финансами осуществляется теми же каналами через уплату налогов, обязательные платежи, приобретение государственных ценных бумаг, получения за ними доходов, получения государственных дотаций, и тому подобное. Даже финансы казенных предприятий (особенного вида государственного предприятия) в известной мере отделены от государственных, хотя и существуют ограничения относительно их самостоятельности. В частности, имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления, потому это предприятие может распоряжаться основными фондами лишь с разрешения органа, в сферу управления которого входит казенное предприятие. Этот орган утверждает финансовый план и план развития казенного предприятия, определяет порядок использования чистой прибыли, устанавливая обязательные нормативы его распределения, имеет право изъять имущество, которое не используется или используется не по назначению.

К неприбыльным учреждениям и организациям принадлежат:

• бюджетные учреждения и организации, то есть такие, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов;

• общественные объединения (профсоюзы, политические партии, кредитные союзы, религиозные организации), пенсионные фонды, союзы предпринимателей, ассоциации, творческие союзы, другие объединения;

• благотворительные организации, культурные и другие целевые общественные фонды. В соответствии с Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий” доходы отмеченных учреждений и организаций, которые не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, освобождаются от налогообложения.

Рассмотрим источники финансовых ресурсов неприбыльных учреждений и организаций. Бюджетные учреждения и организации финансируются или полностью за счет средств государственного или местных бюджетов, или на смешанной основе через бюджетное финансирование, предоставление платных услуг, арендную плату, безвозвратную финансовую помощь, пассивные доходы (проценты, дивиденды, страховые выплаты).

Если раньше почти все расходы бюджетных учреждений финансировались из бюджета, то в настоящее время в условиях сокращения бюджетных ассигнований эти учреждения имеют возможность за счет предоставления платных услуг социально-культурных, управленческих, информационных, из охраны общественного порядка и тому подобное получать дополнительные финансовые ресурсы. Перечни платных услуг, которые могут предоставлять заведения образования, здравоохранения, архивные учреждения, библиотеки и другие бюджетные учреждения, устанавливает Кабинет Министров Украины. Дополнительным источником финансирования для некоторых учреждений стала арендная плата за сдачу в аренду помещений, оборудования, другого имущества.

Бюджетные учреждения и организации составляют финансовый план на календарный год единственная смета доходов и расходов; его структура и содержание утверждены постановлением Кабинета Министров Украины № 164 от 16.02.98 и Положением о порядке составления единственной сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и организации. В доходной части единственной сметы отмечаются плановые объемы бюджетных ассигнований, выделенных на содержание учреждения на плановый год, а также поступление, из других доходных источников (платные услуги, аренда и тому подобное). В расходной части единственной сметы отмечается общий объем расходов учреждения с распределением их за видами расходов, а также с указанием расходов, которые планируется профинансировать за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных поступлений.

Отмеченным положением предусмотрено, что превышение доходов над расходами внебюджетных средств необходимо направлять в первую очередь на покрытие дефицита бюджетных ассигнований на заработную плату работников учреждения с начислением на социальное страхование, оплату расходов, на хозяйственное содержание учреждения. Только после финансирования этих безотлагательных расходов средства можно использовать на приобретение оборудование, капитальный ремонт помещений и другие расходы второстепенного характера.

Общественные объединения. Основным источником финансовых ресурсов при создании этих организаций являются вступительные и членские взносы основателей. Направления использования поступлений определяются целью и заданиями организации и закрепляются в ее уставе.


1.2    Ссудные финансовые ресурсы

 

Особенности и условия круговорота основных и оборотных средств предопределяют потребность в формировании определенной части финансовых ресурсов за счет ссудных средств. Для пополнения оборотных средств предприятия привлекают краткосрочные кредиты (со сроком погашения до одного года), для финансирования капиталовложений среднесрочные (от одного до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех лет).

Банковский кредит предоставляется субъектам ведения хозяйства всех форм собственности во временное пользование на условиях, предусмотренных кредитным договором. Основной из них является обеспеченность, возвращение, срочность, платность и целевая направленность.

Обеспеченность кредита означает наличие в банке права на защиту своих интересов, недопущения убытков, от невозвращения долга через неплатежеспособность заемщика.

Кредиты могут быть обеспечены залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами), гарантированными (банками, финансами или имуществом третьего лица) или иметь другое обеспечение (поручительница, свидетельство страховой организации).

Возвращение, срочность и платность означают, что кредит должен быть возвращен заемщиком банка в определенный в кредитном договоре срок с соответствующей оплатой за его пользование. Целевая направленность предусматривает использование ссудных средств на конкретные цели согласно кредитному договору.

Кредитные взаимоотношения регламентируются кредитными договорами, которые заключаются между кредитором и заемщиком только в письменной форме, определяют взаимные обязательства и ответственность сторон и не могут изменяться в одностороннем порядке без согласия обеих сторон.

Кредитный договор может быть заключен как путем составления одного документа, который подписывают кредитор и заемщик, так и путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, подписанными стороной, которая их посылает.

Коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от отраслевой принадлежности, устава, форм собственности в случае наличия у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возвращения кредита и уплаты процентов (комиссионных) за пользование им. Для получения кредита заемщик подает в банк обращение в виде письма, ходатайства, заявки, заявления. В документах отмечаются необходимый размер кредита, его цель, сроки погашения и формы обеспечения. Если текущий счет заемщика открыт в другом банке, то он подает в банк учредительные документы с указанием юридического адреса, карточку с образцами подписей, заверенную банком, и справку банка, об остатках средств на счетах и наличии задолженности за ссудами.

Размер процентных ставок и порядок их уплаты устанавливаются банком и определяются в кредитном договоре в зависимости от кредитного риска, предоставленного обеспечения, спроса и предложения, на кредитном рынке, сроке пользования кредитом, учетной ставки и других факторов.

В случае изменения учетной ставки условия договора могут пересматриваться и изменяться только при взаимном согласии кредитора и заемщика.

Для кредитов, которые предоставляются в иностранной валюте, необходимо учитывать также процентные ставки, которые действуют на международных рынках капиталов.

Заемщик, который получает одноразовый кредит на приобретение товаров или оплату товарно-материальных ценностей в пределах действующего законодательства за контрактами и соглашениями, подает в банк их копии и другие документы, которые касаются запада, за счет которого предусматривается погасить кредит.

Кроме банковского кредита в состав одолженных финансовых ресурсов предприятий входит кредиторская задолженность всех видов, которая возникает в расчетах с другими физическими и юридическими лицами поставщиками, покупателями, бюджетом, органами социального страхования, внебюджетными фондами, с рабочими и служащими предприятия.

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде отсрочки платежа за проданные товары, выполненные работы, предоставленные услуги или в виде авансовых платежей предприятию поставщику за договорами поставки продукции, выполнения работ или предоставления услуг.

Коммерческие кредиты в товарной форме возникают в расчетах за материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги. Они передаются в собственность предприятия должника на условиях соглашения, в котором допускается отсрочка окончательного расчета на определенный срок и под проценты.

Товарный кредит предусматривает передачу права на товары (результаты выполненных работ, предоставленных услуг) покупателю в момент подписания договора или фактического получения товаров (выполненных работ, предоставленных услуг) независимо от времени погашения задолженности. В отношениях, связанных с предоставлением коммерческого кредита, каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право быть кредитором или получателем кредитов. Распространенной формой оформления товарного кредита является издание предприятием векселей своим поставщикам.

Формирование части финансовых ресурсов за счет нормальной (непросроченной) кредиторской задолженности, использования банковского и коммерческого кредита, это закономерное явление рыночной экономики, присущее субъектам ведение хозяйства, которые нормально и эффективно функционируют.


1.3    Прибыль как чистый доход предприятия, функции и виды прибыли

 

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю.

Хозяйственная деятельность — любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности

Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

Функции прибыли.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Функции прибыли.

 

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Много аспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Виды прибыли.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).

Основным объектом при взимании навага на прибыль выступает налогооблагаемая прибыль. Поэтому важное значение приобретает управление формированием этой прибыли, исходя из изменений в валовых расходах производства и обращения и в валовых доходах предприятия.

Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.

В соответствии с принятым в Украине Законом «О налогообложении прибыли предприятий» прибыль предприятия облагается валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица. При этом предприятия самостоятельно определяют сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет (в настоящее время в бюджеты территориальных громад по месту нахождения предприятия).

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Формирование налогооблагаемой прибыли предприятия.

 

В соответствии с данным законом можно выделить следующие виды налога на прибыль: налог на дивиденды, налог на репатриацию доходов, налог на выплату выигрышей, налог на доходы от страховой деятельности, другие налоги, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей). Отнесение вышеперечисленных налогов к разным видам налога на прибыль дает возможность избежать двойного налогообложения доходов (прибылей) в финансовой практике отечественных предприятий. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль.

Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной (чистой) прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Рис. 1.3. Формирование чистой прибыли предприятия.

 

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использована в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Такая прибыль называется нераспределенной. Прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно.


1.4 Понятие денежный поток

 

Денежный поток - это денежные средства, под которыми понимаются депозитные (или текущие) счета и наличные деньги, получаемые предприятием от всех видов деятельности и расходуемые на обеспечение дальнейшей деятельности.

Кроме того, в расчет денежных средств могут приниматься краткосрочные высоколиквидные ценные бумаги, такие как государственные казначейские векселя, банковские депозитные сертификаты, вклады в инвестиционные фонды открытого типа и привилегированные акции с плавающей процентной ставкой. При этом запасы финансовых средств и ликвидных ценных бумаг могут значительно варьировать как по отраслям, так и по компании одной отрасли.

Главным фактором формирования денежного потока является оплата покупателями стоимости проданной предприятием продукции. Исходные показатели для расчета денежных поступлений - это выручка и прибыль от продаж.

Также определяют денежный поток исходя из элементов денежного баланса, но при этом рассматривают его как единство поступления и расходования денежных ресурсов за определенное время. Такое понятие денежного потока наиболее верно, определяет его как важнейшую экономическую категорию, характеризующую хозяйственную деятельность организации, позволяет правильно формировать чистый денежный поток и его структуру и наиболее точно характеризует его содержательный аспект.

Известно, что каждый поток предполагает движение, поэтому и движение денежных средств представляет собой их поступление или выбытие в виде притока или оттока денежных средств.

Поток денежных средств – это количество денежных средств, которое получает и выплачивает предприятие в течении отчётного или планового периода.

Денежный поток характеризует степень самофинансирования предприятия, его финансовую силу, финансовый потенциал, доходность.

Высокая роль эффективного управления денежными потоками предприятия определяется следующими основными положениями:

1. Денежные потоки обслуживают осуществление хозяйственной деятельности предприятия практически во всех ее аспектах. Образно денежный поток можно представить как систему «финансового кровообращения» хозяйственного организма предприятия. Эффективно организованные денежные потоки предприятия являются предпосылкой достижения высоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом.

2. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического развития. Темпы этого развития, финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реализации стратегических целей развития предприятия.

3. Рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности осуществления операционного процесса предприятия. Любой сбой в осуществлении платежей отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции и т.п. В то же время эффективно организованные денежные потоки предприятия, повышая ритмичность осуществления операционного процесса, обеспечивают рост объема производства и реализации его продукции.

4. Эффективное управление денежными потоками позволяет сократить потребность предприятия в заемном капитале. Активно управляя денежными потоками, можно обеспечить более рациональное и экономное использование собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников, снизить зависимость темпов развития предприятия от привлекаемых кредитов. Особую актуальность этот аспект управления денежными потоками приобретает для предприятий, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, доступ которых к внешним источникам финансирования довольно ограничен.

5. Управление денежными потоками является важным финансовым рычагом обеспечения ускорения оборота капитала предприятия. Этому способствует сокращение продолжительности производственного и финансового циклов, достигаемое в процессе результативного управления денежными потоками, а также снижение потребности в капитале, обслуживающем хозяйственную деятельность предприятия. Ускоряя за счет эффективного управления денежными потоками оборот капитала, предприятие обеспечивает рост суммы генерируемой во времени прибыли.

6. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает снижение риска неплатежеспособности предприятия. Даже у предприятий, успешно осуществляющих хозяйственную деятельность и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени. Синхронизация поступления и выплат денежных средств, достигаемая в процессе управления денежными потоками предприятия, позволяет устранить этот фактор возникновения его неплатежеспособности.

7. Активные формы управления денежными потоками позволяют предприятию получать дополнительную прибыль, генерируемую непосредственно его денежными активами. Речь идет в первую очередь об эффективном использовании временно свободных остатков денежных средств в составе оборотных активов, а также накапливаемых инвестиционных ресурсов в осуществлении финансовых инвестиций. Высокий уровень синхронизации поступлений и выплат денежных средств по объему и во времени позволяет снижать реальную потребность предприятия в текущем и страховом остатках денежных активов, обслуживающих операционный процесс, а также резерв инвестиционных ресурсов, формируемый в процессе осуществления реального инвестирования. Таким образом, эффективное управление денежными потоками предприятия способствует формированию дополнительных инвестиционных ресурсов для осуществления финансовых инвестиций, являющихся источником прибыли.


Раздел 2: Методы формирования денежных фондов предприятия

 

 

2.1 Распределение и использование прибыли предприятия

 

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.

Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Капитализация прибыли — это превращение финансовых средств в капитал.

В акционерных обществах основной целью распределения прибыли предприятия является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Расширение процессов реформирования экономики в направлении создания полноценных рыночных отношений сопровождается расширением операций субъектами хозяйственной деятельности на рынке ценных бумаг. Предприятия различных форм собственности могут вкладывать (инвестировать) часть своей чистой прибыли в приобретение акций акционерных обществ, облигаций (как других предприятий, так и муниципальных, государственных). Альтернативными формами инвестирования чистой прибыли могут быть вложения средств в совместные предприятия (в т.ч. с участием иностранного капитала), их размещение на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

Размер этого резерва должен составлять от 5 до 15% уставного фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на изменение прибыли.

 

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в Украине либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

1.      Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

2.      Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

3.      Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

4.      Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

5.      Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

6.      Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).


2.2 Налог на добавленную стоимость

 

При решении вопроса о том, является ли предприятие или организация плательщиком налога на добавленную стоимость, важно исходить из двух признаков, взятых в совокупности. Прежде всего, плательщиком выступает, как правило, юридическое лицо, независимо от формы собственности, отраслевой и ведомственной принадлежности. Другой признак плательщика налога на добавленную стоимость — осуществление коммерческой, хозяйственной или иной деятельности на территории государства.

Плательщики налога на добавленную стоимость — субъекты предпринимательской деятельности и другие юридические и физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют хозяйственную, коммерческую деятельность независимо от формы собственности и хозяйствования.

Единственным ограничением, которое исключает субъектов предпринимательской деятельности из числа плательщиков НДС является объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) на протяжении какого-либо периода из последних 12 календарных месяцев, если его размер не превышает 600 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (в настоящее время необлагаемый налогом минимальный доход составляет 17 гривен).

Объектом налогообложения являются операции предприятия по: продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга) и операции по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору) для погашения кредиторской задолженности залогодателя; ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентам для их использования или потребления на таможенной территории Украины, в том числе операции по ввозу (пересылке) имущества по договорам аренды (лизинга), залога и ипотеки; вывозу (пересылке) товаров за пределы таможенной территории Украины и предоставлению услуг (выполнению работ) для их потребления за пределами таможенной территории Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.

К объектам обложения налогом на добавленную стоимость применяются две ставки налога: нулевая ставка или ставка 20% Налог по нулевой ставке исчисляется относительно операций по:

- продаже товаров, которые были вывезены (экспортированы) предприятием за пределы таможенной территории Украины, в том числе операции по поставке для заправки или снабжения морских (океанских) судов, воздушных судов, космических кораблей, а также спутников (продажа товаров для снабжения железнодорожного и автомобильного транспорта независимо от его принадлежности и видов перевозок, которые осуществляет такой транспорт, облагается налогом по ставке 20%);

- продаже работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины, в том числе операции по предоставлению нерезидентами в аренду, чартер, фрахт морских или воздушных судов, используемых на международных маршрутах или линиях, предоставлению услуг по передаче авторских прав, лицензий, прав на использование торговых марок и других юридических и экономических знаний, услуг по обработке данных для нерезидентов, предоставлению услуг по организации рекламы и общественных связей за пределами Украины; культурной, спортивной, образовательной деятельности за пределами Украины, предоставлению услуг по туризму на территории Украины в случае их продажи за пределами Украины непосредственно или при посредничестве нерезидентов с применением безналичных расчетов (продажа услуг по туризму резидентам на таможенной территории Украины непосредственно лицом, осуществляющим туристическую деятельность, или через его агентов, не являющихся резидентами, облагается налогом по ставке 20%);

- продаже товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, которые расположены на территории Украины в зонах таможенного контроля (беспошлинных магазинах), в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины;

- продаже угля и продуктов его обогащения, угольных и торфяных брикетов; продаже электроэнергии;

- продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса живым весом сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования;

- продаже газа, импортированного в Украину.

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Виды ставок налога на добавленную стоимость.

В остальных случаях к базе налогообложения применяется ставка 20% и исчисленная по данной ставке сумма налога добавляется к цене товаров (работ, услуг).

Для нахождения суммы НДС, прежде всего, необходимо определить базу налогообложения.

В зависимости от того, какие операции осуществляют хозяйствующие субъекты, рассмотрим особенности исчисления базы налогообложения.

База налогообложения определяется прямым методом, суть которого состоит в том, что предприятие, осуществляющее продажу товаров (работ, услуг), определяет свободную (регулируемую) цену (СЦ(РЦ)) без НДС, исходя из себестоимости, прибыли, пошлин, акцизов, других налогов, которые в соответствии с законодательством Украины включаются в свободную цену (например, к таким налогам относится сбор от реализации горюче-смазочных материалов, налог на рекламу и др.), то есть база налогообложения определяется по формуле:

где: С — себестоимость; ПР — прибыль;

ТП — таможенная пошлина (с учетом таможенных сборов);

Са — акцизный сбор;

ДН — другие налоги, включаемые в цену.

А для определения суммы налога применяется формула:

Исчисленная по вышеприведенной формуле сумма НДС добавляется к свободной (регулируемой) цене, в результате чего образуется цена продаж.

Таким образом, исчисленная сумма НДС составляет общую сумму налоговых обязательств предприятия по данному налогу.

Налоговое обязательство — общая сумма налога на добавленную стоимость, полученная (начисленная) предприятием — плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде.

В Украине определение базы налогообложения осуществляется как по отечественным, так и по импортным товарам.

1. По товарам, производимым в Украине.

Согласно прямому методу база налогообложения по операциям по продаже товаров (работ, услуг) определяется, исходя из договорной стоимости. В состав договорной стоимости входят любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых предприятию — плательщику налога непосредственно покупателем. Как уже отмечалось, договорная стоимость определяется по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, других налогов. При этом при определении базы налогообложения из себестоимости исключается НДС, ранее начисленный при покупке товарно-материальных ценностей, работ, услуг.

Аналогичный порядок определения базы налогообложения действует не только для производственной сферы, сферы услуг, торговли, но и всех других.

2. По импортируемым товарам.

Для товаров, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины предприятиями — плательщиками налога, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, но не меньше таможенной стоимости, указанной в ввозной таможенной декларации с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, агентских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с ввозом (пересылкой) таких товаров, платы за использование объектов интеллектуальной собственности, относящихся к таким товарам, акцизных сборов, ввозной пошлины, а также других налогов, сборов (обязательных платежей). По импортируемым товарам база налогообложения НДС исчисляется по формуле:

где: ТС — таможенная стоимость;

Зтр — транспортные расходы;

Зср — расходы по страхованию до пункта пересечения таможенной границы Украины;

Зпр — прочие виды расходов (брокерские, агентские, комиссионные).

Сумма НДС при таможенном оформлении исчисляется по формуле:

Определенная таким образом стоимость импортируемого товара с учетом всех обязательных налогов, сборов и платежей и НДС является учетной ценой, по которой субъекты предпринимательской деятельности оприходуют товар:

где: СИТ — стоимость импортируемого товара.

Стоимость импортируемого товара пересчитывается в украинские гривны по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, действовавшему на момент возникновения налоговых обязательств.

К этой цене при дальнейшей продаже импортируемых товаров (работ, услуг) на территории Украины предприятием-плательщиком налога на добавленную стоимость добавляется наценка (С+ПР) и сумма НДСр исчисленная по формуле:

то есть на таможенной территории Украины цена продажи импортного товара составит:

где: ЦП — цена продажи на территории Украины импортного товара.

При этом НДС, начисленный при прохождении таможенного контроля, относится на налоговый кредит налогоплательщика:

где: НК — налоговый кредит.

Соответственно налоговое обязательство субъекта хозяйствования будет уменьшено на величину этого налогового кредита, то есть:

где: НО — налоговое обязательство.

Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода:

где: НО — сумма налоговых обязательств предприятия;

НК — сумма налогового кредита предприятия.

Налоговый кредит — сумма, на которую предприятие-плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.

Налоговый кредит — сумма, на которую предприятие-плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.

Налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) предприятием — плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации.

где: — сумма налогов, уплаченных плательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг);

— сумма налогов, уплаченных плательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением основных фондов;

— сумма налогов, уплаченных плательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением нематериальных активов.

Налог на добавленную стоимость — непрямой налог на добавленную стоимость, создаваемую на всех стадиях производства и обращения, включаемый в виде надбавки в цену товара, работ, услуг и полностью оплачиваемый конечным потребителем товаров, работ, услуг.

Таким образом, налог на добавленную стоимость — непрямой налог на добавленную стоимость, создаваемую на всех стадиях производства и обращения, включаемый в виде надбавки в цену товара, работ, услуг и полностью оплачиваемый конечным потребителем товаров, работ, услуг.


2.3 Источники привлечения заемных финансовых средств

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей народного хозяйства объем используемых заемных финансовых средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых средств является важнейшим аспектом финансовой деятельности предприятия, направленной на достижение высоких конечных результатов хозяйствования.

Можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:

а) в денежных средствах в национальной валюте;

б) в денежных средствах в иностранной валюте;

в) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);

г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).

Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.

Рис. 3.1. Формы привлечения заемных средств.

Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия являются:

а) коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);

б) поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);

в) фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники. Основные поставщики заемных средств

Рис. 3.2. Основные поставщики заемных средств.

В какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды).

По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, служащего гарантией полного и своевременного их возврата, выделяют такие их виды:

а) бланковый или необеспеченный кредит. Этот вид кредита выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора. В финансовой практике такая категория предприятий характеризуется специальным термином — «первоклассный заемщик»;

б) обеспеченный кредит. В современной финансовой практике используются следующие виды кредитного обеспечения: поручительство (гарантия) — обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом — «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией);

Рис. 3.3. Виды заемных средств в денежной форме.

залог — способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;

заклад — способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).

Условия привлечения банковского кредита

Банковский кредит является в настоящее время основным источником привлечения заемных средств предприятиями. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и предоставляется в различных формах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала). В связи с этим рассмотрим наиболее распространенные формы банковских кредитов в нашей стране и за рубежом. К числу основных из таких форм относятся:

Банковский кредит — это основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками.

1. Бланковый кредит. Как правило, он предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия. Хотя формально он и носит необеспеченный характер, но фактически обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия, а также суммой его собственных денежных и других активов, информацию о которых банк может получить на основе последнего отчетного баланса. Вариантами предоставления предприятию бланкового кредита являются:

а) краткосрочный кредит на временные нужды. Он предоставляется предприятию на целевой основе на срок до одного года. Этот вид кредита является наиболее распространенным;

б) сезонный кредит. Этот вид кредита предоставляется для обеспечения сезонного возрастания потребности в оборотных активах.

2. Контокоррентный кредит. Этот вид кредита предоставляется банком обычно под обеспечение, но это требование не является обязательным. При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные его операции. Контокоррентный счет используется в качестве источника кредита в объеме, не превышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо. Сальдирование поступлений и выплат по контокоррентному счету предприятия происходит через установленные договором промежутки времени с расчетами платежей по используемому кредиту. Предприятие использует контокоррентный кредит в соответствии со своими текущими потребностями. Хотя в банковской практике он относится к краткосрочному кредитованию, но путем периодической пролонгации срок его использования может быть достаточно большим. В европейской практике кредитования (Великобритании и некоторых других странах) разновидностью этой формы банковского кредита является «овердрафт».

3. Открытие кредитной линии. Так как потребность в краткосрочном банковском кредите не всегда может быть предусмотрена заранее с привязкой к конкретным срокам его использования, соглашение о нем предприятие может оформить с банком предварительно в форме открытия кредитной линии. Такая форма кредита представляет собой соглашение между предприятием и банком об использовании в течение обусловленного срока и на определенных условиях кредита, предельная сумма которого заранее оговаривается. Обычно кредитная линия открывается на срок до одного года, т. е. относится к краткосрочному кредитованию. Особенностью этой формы банковского кредита является то, что она не носит характера безусловного контрактного обязательства и может быть аннулирована банком при ухудшении финансового состояния предприятия-клиента.

4. Ломбардный кредит. Такой кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (ценных бумаг, требований, иных аналогичных активов). Размер кредита в этом случае соответствует определенной части (но не всей) стоимости переданных в заклад активов. Эта форма банковского кредита также относится к краткосрочному кредитованию.

5. Ипотечный кредит. Этот вид кредита предоставляют обычно банки, специализирующиеся на выдаче долгосрочных ссуд под залог внеоборотных активов в материальной форме или всего имущественного комплекса предприятия («ипотечные банки»). При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием. С прекращением выдачи предприятиям необеспеченных долгосрочных ссуд, ипотечный кредит становится основной формой долгосрочного их кредитования

6. Ролловерный кредит. Он представляет собой одну из форм долгосрочного банковского кредита с периодически пересматриваемой процентной ставкой (т. е. с перманентным «перекредитованием», в связи с изменением конъюнктуры финансового рынка). В европейской практике предоставления ролловерных кредитов пересмотр процентной ставки осуществляется один раз в квартал или полугодие (в условиях высокой инфляции периодичность пересмотра процентных ставок может быть более частой).

7. Консорциальный кредит. Кредитная политика банка или высокий уровень риска иногда не позволяют ему в полной мере удовлетворить высокую потребность предприятия-клиента в кредите. В этом случае банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию другие банки (союз банков для осуществления таких кредитных операций носит название «консорциум»). После заключения с предприятием кредитного договора банк аккумулирует средства других банков и передает их заемщику, соответственно распределяя проценты. За организацию консорциального кредита ведущий банк получает определенное комиссионное вознаграждение.

8. Прочие формы кредита. В составе этих форм можно отметить финансовый лизинг, кредит под уступку обязательств дебиторов (банковский учет векселей, факторинг, форфейтинг, овальный кредит (в форме поручительства и оплаты банком обязательств предприятий-клиентов) и другие.

Рис. 3.4. Формы банковских кредитов.

 

Многообразие форм и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.

При привлечении банковского кредита необходимо учитывать следующие основные аспекты:

1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. Так как различные формы банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей в заемных финансовых ресурсах (в этом проявляется универсальность банковского кредита), цели его использования должны соответствовать целям привлечения заемного капитала в целом.

2. Определение соотношения различных форм банковского кредита, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе. В основе определения такого соотношения должна лежать потребность предприятия в кратко- и долгосрочном заемном капитале. При этом должен определяться объем потребности предприятия в краткосрочном заемном капитале, который может быть удовлетворен из альтернативных источников (коммерческий кредит, краткосрочные небанковские ссуды, отдельные виды внутренней кредиторской задолженности и т. п.) и соответственно выявлять потребность в краткосрочном банковском кредитовании.

Аналогичные расчеты необходимо проводить с целью выявления потребности предприятия в долгосрочном банковском кредитовании (альтернативными источниками в этом случае могут служить долгосрочные небанковские ссуды, выпуск облигаций и т. п.).

На основе рассчитанной потребности в краткосрочном и долгосрочном банковском кредите определяются конкретные формы привлечения кредита и их соотношение.

3. Изучение и оценка коммерческих банков — потенциальных кредиторов предприятия. В процессе такого изучения, прежде всего, из состава банков, расположенных в районе деятельности предприятия, и отдельных специализированных банков, размещенных в иных местах, формируется перечень банков, которые могут предоставить кредиты в предусмотренных формах. Из состава этих банков по каждой форме намеченного кредита определяется перечень потенциальных партнеров и осуществляется их оценка.

Рис. 3.5. Условия привлечения банковского кредита.

 

Деятельность банка принципиально может быть рассмотрена и оценена с четырех позиций финансового взаимодействия с предприятием: а) привлекательности банка как эмитента ценных бумаг; б) привлекательности банка с позиций размещения депозитных вкладов; в) привлекательности банка с позиций спектра оказываемых услуг в процессе расчетно-кассового обслуживания; г) привлекательности банка с позиций форм и условий предоставления кредита. В данном случае оценка должна проводиться лишь по привлекательности кредитной политики банка (рейтинг банка, рассчитанный по другим показателям, в данном случае не является определяющим и может служить лишь вспомогательным ориентиром при его оценке).

4. Сопоставление условий возможного привлечения различных форм банковского кредита. К числу важнейших из этих условий относятся: а) ставка процента за кредит; б) условия выплаты суммы процента; в) условия выплаты основной суммы долга; г) прочие условия, связанные с получением кредита.

Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами — ее формой, видом и размером.

По применяемым, формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае платежи предприятия будут меньшими.

По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки Национального банка, темпов инфляции и других условий). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия, привлекающего кредит, наиболее предпочтительной являются фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. В основе ее определения лежит рыночная стоимость межбанковского краткосрочного кредита, формируемая на базе учетной ставки Национального банка и средней маржи коммерческих банков, прогнозируемого темпа инфляции, формы кредита и его срока, уровня премии за риск с учетом финансового состояния предприятия-заемщика и предоставляемого им обеспечения ссуды.

Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком ее уплаты. Этот порядок выплат сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента по кредиту равномерными частями (обычно в форме аннуитета); выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях наиболее предпочтительным является третий вариант.

Условия выплаты основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в течение общего периода использования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврату основной суммы долга с определенным интервалом после истечения срока полезного использования кредита (с предоставлением льготного периода). При прочих равных условиях наиболее предпочтительным для предприятия является третий вариант.

Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень кредита по отношению к сумме заклада или залога и т. п.

5. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. Так как банковский кредит представляет собой один из наиболее дорогих видов привлекаемого заемного капитала, обеспечение условий эффективного его использования является важным условием его привлечения. При этом должны обеспечиваться:

а) высокая скорость оборота привлекаемого банковского кредита. Скорость обращения этой формы заемного капитала должна при этом сопоставляться со скоростью обращения собственного капитала, размещенного в оборотных и внеоборотных активах (в первом случае сопоставление осуществляется по краткосрочному банковскому кредиту, а во втором — по долгосрочному);

б) высокая рентабельность используемого банковского кредита при осуществлении отдельных хозяйственных операций (уровень этой рентабельности не должен быть ниже стоимости привлечения банковского кредита).

Формы и условия привлечения коммерческого кредита

Коммерческий кредит, предоставляемый по товарным операциям в форме отсрочки платежа, получает все большее распространение в современной финансовой практике. Для привлекающих его предприятий он является маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — запасов товарно-материальных ценностей.

Кроме того, он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных финансовых средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов. Особенно возрастает роль коммерческого кредита при осуществлении предприятием внешнеэкономических товарных операций.

Рис. 3.6. Формы коммерческого кредита.

В современной финансовой практике выделяют следующие формы привлечения коммерческого кредита:

1. Коммерческий кредит с оформлением векселем. Это одна из наиболее перспективных форм привлечения коммерческого кредита, получившая широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой. Такая форма коммерческого кредита способствует смягчению последствий кризиса платежного оборота и сокращает потребность в денежных средствах, необходимых для его обслуживания. Для предприятий эта форма привлечения коммерческого кредита стимулирует снижение размера запасов товарно-материальных ценностей, а соответственно и ускорение оборота капитала.

Вексельный оборот по привлекаемому коммерческому кредиту обслуживается простыми и переводными векселями. Основная разница между ними состоит в том, что последний может быть передан плательщиком для исполнения любому третьему лицу путем индоссамента (передаточной надписи на векселе).

Срок вексельного коммерческого кредита зависит от вида продукции, сложившейся хозяйственной практики кредитования покупателей и состояния конъюнктуры финансового рынка. С учетом этил условий вексель может быть выдан с погашением: по предъявлении, в определенное время после предъявления, в определенное время после его составления, на определенную дату.

2. Коммерческий кредит по открытому счету. Он используется между постоянными контрагентами при многократных поставках заранее согласованного ассортимента продукции мелкими партиями (например, при поставках между оптовыми продавцами и потребителями продукции). В этом случае продавец относит стоимость отгруженной продукции на дебет счета, открытого покупателю, который погашает свою задолженность в обусловленные договором сроки. Особую разновидность коммерческого кредита по открытому счету представляет случай взаимных поставок товаров предприятиями (например, предприятиями одного объединения). В этом случае каждое из предприятий открывает счет и выступает потребителем коммерческого кредита.

3. Коммерческий кредит в форме аванса покупателя. В процессе такого кредитования покупатель заранее перечисляет продавцу определенную сумму аванса (в форме полной или частичной предоплаты стоимости продукции). В современных условиях «рынка продавца» и кризиса платежного оборота авансирование поставщиков продукции ее покупателями получило широкое распространение.

4. Коммерческий кредит в форме консигнации. Консигнационная операция представляет собой скрытую форму коммерческого кредита. Она представляет собой одну из форм комиссионных торговых операций, при которой консигнант дает поручение на совершение сделок по продаже товаров со своих (обычно арендуемых) складов, размещенных в другой стране или в свободной экономической зоне, а консигнатор принимает и исполняет это поручение, заключая сделки по продаже товаров с этого склада (обычно сдаваемого им в аренду консигнатору) от своего имени, но за счет консигнанта. Расчеты с консигнантом осуществляются лишь после того, как поставленные товары проданы. Кредитование в форме консигнации широко практикуется отечественными торговыми предприятиями в их внешнеэкономических операциях (в этом случае коммерческий кредит носит для предприятий-консигнаторов самый безопасный в финансовом отношении характер).

Прочие источники привлечения заемных финансовых средств

Наряду с банковским и коммерческим кредитами, составляющими основу формирования заемного капитала, существует еще ряд источников привлечения заемных финансовых средств, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий. К числу таких источников относятся:

1. Выпуск облигаций предприятия. В соответствии с действующим законодательством, облигации предприятия могут выпускаться именными или на предъявителя (последние являются предметом обращения на фондовом рынке); процентными (в этом случае к облигации прилагается купонный лист на выплату процента) или беспроцентными (в этом случае предприятие рассчитывается при погашении облигации заранее обусловленными товарами или услугами); со свободным обращением или с ограниченным кругом обращения.

Облигация — ценная бумага на предъявителя, представляющая собой долговое обязательство, по которому кредитор получает годовой доход в виде фиксированного или «плавающего» процента.

По сроку погашения эмитируемые облигации предприятия подразделяются на краткосрочные и долгосрочные, что позволяет удовлетворить соответствующие по срокам потребности в заемных финансовых ресурсах.

Облигации могут выпускаться предприятиями, созданными в форме акционерных или других видов хозяйственных обществ. Акционерные предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и только после того, как полностью оплачены все выпущенные акции. Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

2. Денежные ссуды внебанковских учреждений. Хотя традиционными источниками привлечения заемных ресурсов в денежной форме является банковский кредит, они могут привлекаться и из альтернативных источников. Так, денежные ссуды на отдельные финансовые потребности (как правило, краткосрочные) могут быть получены от кредитных союзов, если предприятие является его членом, и некоторых других хозяйствующих субъектов. Порядок оформления, обслуживания и возврата долга в этом случае аналогичен банковскому кредиту. Как правило, стоимость привлечения заемных денежных средств в этом случае несколько ниже, чем по банковскому кредиту.

3. Средства государственных (правительственных) программ и фондов. К числу таких программ и фондов относятся фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, инновационный фонд, фонд конверсии, различные научно-технические программы. Средства данных фондов предоставляются предприятиям, как правило, на льготных условиях в виде беспроцентных займов со значительным периодом отсрочки выплаты долга. Следует при этом иметь в виду, что средства государственных программ и фондов, предоставленные в виде безвозвратной финансовой помощи, к числу заемных финансовых ресурсов не относятся.

4. Средства негосударственных программ и фондов. Эти программы и фонды создаются с целью различных форм поддержки предпринимательства. Средства этих программ и фондов, предоставленные предприятию на льготных условиях (за исключением безвозвратной финансовой помощи), также относятся к составу источников привлечения заемных финансовых ресурсов.

5. Налоговый кредит. Он представляет собой отсрочку налогового платежа, оформленную соответствующим кредитным соглашением на определенный период. Срок предоставления налогового кредита, цели его использования (как правило, связанные с инвестиционной деятельностью предприятия) и порядок возврата регулируются налоговым законодательством.

6. Нетоварные формы кредиторской задолженности предприятия. Кредиторская задолженность по оплате труда, расчетам с бюджетом, с дочерними и другими предприятиями лишь условно может быть отнесена к заемным финансовым средствам (она носит скорее регулирующий характер). Тем не менее по своему экономическому содержанию она представляет собой процесс использования заемных финансовых средств, так как не входит в состав собственного капитала. Соответственно любое увеличение суммы внутренней кредиторской задолженности по нетоварным операциям может рассматриваться как дополнительный источник удовлетворения потребности в заемных финансовых средствах.

Использование перечисленных источников привлечения заемных финансовых средств (относимых к категории «прочих») позволяет снизить стоимость заемного капитала предприятия.


Заключение

 

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование.

При организации предприятие должно иметь уставный фонд или уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Организация уставного фонда, его эффективное использование, управление им – одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал – основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного, муниципального или другого предприятия – величину уставного фонда.

К денежному фонду (добавочному капиталу) относятся:

– результаты переоценки основных фондов, т.е. их дооценка;

– эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости);

– ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

– средства на пополнение оборотных средств.

Резервный капитал – это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных обществах также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.

Фонд накопления – это средства, отчисляемые из прибыли предприятия и направляемые на развитие производства. Естественно, одной чистой прибыли не всегда хватает для финансирования программы развития производства. В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том числе чистую прибыль и амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники.

Фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и направляется на выплату дивидендов (в акционерных обществах), единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и другие цели.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных операций. В этих целях предприятиями открывается валютный счет в учреждениях уполномоченных банков.

Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятия периодически создают оперативные денежные фонды.

Дважды или один раз в месяц на предприятиях формируется фонд для выплаты заработной платы.

Обычно раз в год должен быть образован фонд выплаты акционерам дивидендов по акциям.

Периодически предприятие организует фонд платежей в бюджет различных налогов.

Также на предприятии создается ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно исследовательских работ, отчислений вышестоящей организации.


Список  использованных источников

 

1.              Интернет: http://www.jobs.ua/pravo/

2.              Интернет: http://www.e-college.ru/xbooks/  «Экономика организации  (предприятия)» учебный курс. Тришкина Н. А.

3.              Интернет: http://books.efaculty.kiev.ua/ электронная книга Буряковский В. В. «Финансы предприятий»

4.              Фінанси підприємств: підручник / Під ред.. А. М. Поддєрьогіна.-К.: КНЕУ, 2004.-546с.

5.              Інтернет: http://zakon.nau.ua «Господарський кодекс України» / Редакція ГКУ від 17/09-2008р. чинна з 30/4-08р.

 

Информация о работе Денежный фонды предпиятия