Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить особенности функционирования денежной системы Российской Федерации.

Объектом исследования является - денежная система Российской Федерации.

Предметом исследования выступают - специфика и перспективы развития денежной системы Российской Федерации.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические основы денежной системы;

2) рассмотреть элементы денежной системы России;

3) изучить денежную систему России;

4) ознакомиться с Государственным регулированием денежного обращения.

5) изучить особенности современной денежной системы.

Оглавление

Введение..........................................................................................................2

Глава I

1.1 Понятие и основные элементы денежной системы..................................4

1.2 Типы денежной системы...........................................................................5

1.3 Денежные системы....................................................................................7

Глава II. Денежная система РФ

2.1 Становление денежной системы в России..............................................14

2.2 Виды денежных знаков...........................................................................16

2.3 Методы регулирования денежного обращения.....................................17

2.4 Новая денежная политика на 2004 год...................................................24

Глава III

3.1 Правовые основы денежной системы РФ...............................................26

3.2 Денежная единица РФ, виды денег, резервные фонды денежной массы..............................................................................................................27

3.3 Особенности современной денежной системы РФ и тенденции развития современной денежной системы....................................................................28

Заключение.....................................................................................................30

Список использованной литературы............................................................32

Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

      За 2003 год ставка рефинансирования претерпела значительные изменения. По сравнению с 2002 годом ставка рефинансирования была снижена 17 февраля 2003 года - с 21% до 18% годовых. С 21 июня 2003 года ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России была установлена в размере 16 процентов годовых. На 9 декабря 2003 года ставка рефинансирования составляет 16% годовых.

      Депозитные  операции - это операции по привлечению  в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки - на 1 - 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот - некст», «спот - 1 неделя», «спот - 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели, 1 месяц.

      Валютное  регулирование осуществлялось с  помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

      Если  предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти  операции стали возможными благодаря  значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать  мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

      Установление  ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и  максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок. Начиная  с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

      Прямые  количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.

      В настоящий момент, 9 декабря 2003 года денежная масса составляет в России 2740,1 млрд. рублей. [6]

      Наличное  и безналичное денежное обращение. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения.

      Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.

      Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают  применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и  безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления  основных форм безналичных расчетов. [1]

      Установлен  различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.

      В настоящее время юридические  лица вправе рассчитываться между собой  наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тыс. руб., а с предприятиями потребительской кооперации - если суммы не выше 15 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.

      Важную  роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утверждение Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

      В соответствии с этими правилами  организации, предприятия, учреждения не зависимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы на предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

      Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятиями. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.

      Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных  лимитов остатка наличных денег  в кассе. Они могут хранить  в кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.

      Важное  значение имеет согласование предприятиями  с обслуживающими учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности на заработную плату, выплаты социального  характера и на стипендии. Для  равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты зарплаты.

      Территориальные учреждения Банка России на основании  получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач  наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по РФ.

      Выдачи  наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений  денежной наличности в кассы кредитных  организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

      В целях максимального привлечения  наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора  денежной выручки от предприятий  учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

      Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.

      Безналичный денежный оборот. В России установлено  несколько форм безналичных расчетов, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. [13]

2.4 Новая  денежная политика на 2004 год

      22 августа 2003 года правительство  РФ одобрило проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2004 год. Об этом по окончании заседания кабинета министров сообщил председатель Банка России Сергей Игнатьев.

      Было  отмечено, что основные направления  представлены в Правительство раньше, чем обычно. По Закону о ЦБ, подобный документ должен быть представлен в Госдуму до 1 октября, а окончательный вариант - к 1 декабря. Представленный документ - лишь вариант того сценария развития денежно-кредитной политики, который может быть реализован в 2004 г. Такое раннее представление документа дает то преимущество, что при рассмотрении совместно с проектом бюджета на следующий год обеспечивает возможность лучше проанализировать макроэкономическую ситуацию в трех ее основных аспектах: денежном фискальном и структурном.

      Судя  по утечкам в прессу, денежные власти не собираются ничего менять в своей  текущей политике и исходят из того, что высокие цены на нефть  сохранятся. Как и в этом году, ЦБ продолжит активно скупать  все прибывающую в страну иностранную  валюту, в результате чего, по прогнозам банкиров, рубль укрепится на 3-5%. Таким образом, объем свеженапечатанных рублей в экономику будет все прибывать, и специалисты весьма этим озабочены. «Главным пороком российской финансовой системы является отсутствие механизмов неинфляционного увеличения денежной массы, независимых от притока валюты извне. По сути, рубль является сегодня не самостоятельной, а производной валютой», - заметил по этому поводу руководитель Центра по разработке комплексных экономических программ «Модернизация» Евгений Гильбо.

      Иными словами, повышения инфляции вряд ли удастся избежать - хотя сам ЦБ рассчитывает удержать темпы роста цен в  пределах 10%. Да и укрепление рубля  в результате высоких цен на нефть  тоже не благо ни для промышленности, ни для населения. Как сказал бывший первый заместитель председателя ЦБ Александр Хандруев, «…в экономике укрепление рубля вызывает противоречивый эффект. Экспорт при этом становится менее выгодным, чем импорт, и отечественные предприятия становятся менее конкурентоспособными. Если рубль будет укрепляться, произойдет вытеснение обрабатывающей промышленности, и в экономике останутся отдельные «пятна», такие, как пищевая промышленность, да и то это будут компании, которые контролируют иностранцы. Таким образом, страна постепенно превратится в сырьевую».

      Реальное  же положение дел такое. Как отметил  глава Центробанка С.Игнатьев, основной целью на 2004 год является снижение инфляции до 8-10%, при этом Банк России постарается не допустить укрепления реального и эффективного курса рубля более чем на 7% в случае, если цены на нефть окажутся выше запланированных.

      С.Игнатьев также отметил, что проект основных направлений денежно-кредитной политики рассчитан в двух вариантах, которые  различаются прогнозами цены на нефть в будущем году. По первому варианту, цена на нефть марки Urals составит 18.5 долларов за баррель, по второму варианту - 22 долларов за баррель. «Это соответствует тем вариантам прогноза социально-экономического развития РФ в 2004 году, которые были представлены в докладе Минэкономразвития», - отметил С.Игнатьев.

      По  словам С.Игнатьева, в настоящее  время цены на нефть сорта Urals колеблются в пределах 28-29 долларов за баррель. Касаясь оценок Правительства о  цене на нефть в 2004 году в размере 22 долларов за баррель, глава ЦБ отметил, что данный прогноз является «осторожным и реалистичным».

      Сберегать накопления в долларах, судя по планам Сергея Игнатьева на 2004 год, смысла не имеет - укрепление курса рубля  съест все «прибавки». Да и рубли  не спасут - скорее всего инфляция превысит заявленные 10%. С учетом же того, что коммерческие банки во главе со Сбербанком начинают потихоньку снижать ставки по вкладам, ситуация становится попросту безвыходной.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.

3.1 Правовые основы денежной системы РФ 

      Правовые  основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банк России)»  от 26 апреля 1995 г. [4] На банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные,  устанавливает правовые нормы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

      Правительством  РФ установлены размеры сумм, когда  расчеты между юридическими лицами по платежам осуществляются в безналичном расчете, т.е. перечислением средств со счета плательщика на счет получателя. (приложение 3).

Согласно  ст. 861 Гражданского Кодекса РФ [1] установлено, что:

Информация о работе Денежная система РФ