Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:42, курсовая работа
Величина расходной части лишь Федерального бюджета в 2000 году была запланирована на уровне примерно 4,725,717,000,000,0001 рублей, то есть федеральное правительство планировало израсходовать лишь на федеральные нужды целых 16% от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент изменяет бюджет на несколько миллиардов рублей, а от величины налогового бремени зависит работа, зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличение бюджетного дефицита на 1 процент соответственно увеличивает (должно увеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к снижению темпов роста основных средств экономики. Нельзя забывать, что рубль, инвестированный государством приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько раз меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором. С другой стороны, фискальная политика, основанная на кейнсианстве, помогла правительству США выйти из жесточайшей депрессии, разразившейся в тридцатых годах двадцатого столетия.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 2
1. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 5
1.1 КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ 5
1.1.1ФАКТОРЫ РОСТА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 6
1.2 ЧИСТЫЕ НАЛОГИ 9
1.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИН РАСХОДОВ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 9
1.4 СТРАТЕГИИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 10
1.5 ДЕФИЦИТ 11
1.6 АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ 11
1.7 ДЕФИЦИТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ 13
1.8 ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 13
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА С 1985 И ПО НАШИ ДНИ. 14
2.1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В ПЕРИОД ДО 1990 ГОДА. 14
2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.ПАВЛОВА 16
2.3 СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ПРИ Е. ГАЙДАРЕ (ЯНВАРЬ - МАЙ 1992 ГОДА) 16
2.4 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРИ Б. ФЕДОРОВЕ (АПРЕЛЬ 1993 - ЯНВАРЬ 1994) 17
2.5 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПОЛИТИКА В, ЧЕРНОМЫРДИНА (ФЕВРАЛЬ - АВГУСТ 1994 ГОДА) 18
2.6 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ПРИ ПЕРВОМ СТАБИЛИЗАЦИОННОМ “ПОХОДЕ” А. ЧУБАЙСА (СЕНТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 1994) 19
2.7 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ 1995 ГОДА. 19
2.8 ПРОГРАММА СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 1999-2001 ГОДЫ 21
2.9 ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в доходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степенью реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некоторая недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около 1% ВВП, а по расходам — от 1—2% ВВП.
В
краткосрочной перспективе
В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в 1999 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1998 году дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти 4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на уровне 50-60%14. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного бюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1999. В то же время размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оно составляло 16% ВВП, то в 1995 уже 26,5% ВВП.
Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикального перераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями.
Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с 14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1999 году. В первую очередь это дотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличения субсидирования этой отрасли – например в четвертом квартале 1998 года расходы по этой статье увеличились до 134%15. Если исходить из целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит консолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП.
На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долю консолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии (например, в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, что составило 27% общих расходов территориальных бюджетов).
Например в 1997 году экономия средств бюджета была произведена за счет снижения расходов на государственное управление16 (до 87%) ,науки (до 68%), госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до 107%).
Особенно хотелось бы отметить скачек государственных расходов, вызванный предвыборной кампанией. В 1997 году постоянно увеличивались расходы и исполняемость по социальной сфера, а практически все остальные статьи (даже защищенные) безбожно сокращались.
При формировании бюджета на 1999 год существенно были урезаны расходы на науку, культуру, некоторые социальные программы17.
При
рассмотрении бюджета 1999 года параллельно
рассматривались следующие
Проект укрупненного бюджета развития РФ
в трлн. руб. в ценах 1998 года.
№ | Источники бюджетного развития | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
1 | Связанные инвестиционные кредиты под гарантии правительства РФ, включая кредиты Мирового банка | 15 | 16 | 19 | 21 |
2 | Другие заемные средства | 11,4 | 21 | 27 | 37 |
3 | Выплаты процентов по ранее выданным кредитам из бюджетного развития | 1,0 | 3,3 | 6,1 | 10,1 |
4 | Погашение основного долга по этим кредитам | - | - | 1,0 | 2,0 |
ИТОГО | 27,4 | 40,3 | 53,4 | 70,1 | |
Расходы | |||||
1 | Государственные инвестиции на производственное строительство, включая конверсионные инвестиционные проекты | 11,6 | 19,9 | 29,1 | 41,1 |
2 | Поддержка долгосрочных экспортных контрактов | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 |
3 | Инвестиционные проекты по связанным кредитам | 15 | 16 | 19 | 21 |
4 | Средства на санации и осуществление банкротств | 0,4 | 0,8 | 1,1 | 1,7 |
5 | Выплаты по государственным гарантиям | - | 1,2 | 2,4 | 4,3 |
ИТОГО | 27,4 | 40,3 | 53,4 | 70,1 |
Насколько сей прожект окажется реальностью покажет время, а пока правительство продолжает работать над проектом федерального закона «О бюджете на 1999 год».
Итак, каковы же планы нашего правительства касательно регулирования дефицита бюджета на ближайшее будущее? Ниже я приведу основные направления действий, планируемых правительством для сокращения федерального бюджета на 1999-2001 годы19.
Программа нацелена на ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания государственного долга и на воздействие государства на финансовый рынок.
Основными задачами Программы на 1999-2001 годы являются:
Программа составлена исходя
из полного обеспечения
к 2000 году доходами федерального
бюджета расходов, за исключением
выплаты процентов по
Установить следующие показатели Программы (в процентах к ВВП):
1997 год (отчет) | 1998 год (оценка) | 1999 год (оценка) | 2000 год (проект) | 2001 год (проект) | |
Дефицит федерального бюджета | 6,8 | 5,4 | 4,6 | 4,4 | 3,5 |
Первичный дефицит | 1 | 0,4 | 0,2 | - | -0,5 |
Реализация Программы позволит:
проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?
В
настоящее время сложилось две
основные теории по преодолению бюджетного
кризиса и кризиса
Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же - всего лишь около 10 %”.
Другая
же точка зрения, напрочь отрицает
возможность эмиссии как
Итак, здесь были рассмотрены как теоретические обоснования проведения фискальной политики, так и анализ практических действий российского правительства в этой области.
Приведу некоторые выводы.