Центральный банк РФ и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Центральный Банк РФ и его функции» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа данной темы. В этой теме рассматривается вопрос особой роли антикризисной политики, что очень важно в современной экономической ситуации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 71.82 Кб (Скачать)

Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком.

Известным обобщением содержания всех этих функций, попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка такие, как:

- единый  эмиссионный центр страны;

- банк  правительства;

- банк  банков и т. п.

Таким образом, современные центральные банки, по мнению большинства экономистов, выполняют следующие функции в экономике, вытекающие из их экономической сущности;

- эмиссионную;

- функцию  банкира правительства (проявляется  в том, что центральный банк  становится кассиром, кредитором  и финансовым агентом правительства);

- функцию  банка банков (занимается обслуживанием  коммерческих банков, а не коммерческой  клиентуры, создаёт систему рефинансирования  коммерческих банков);

- надзорную  или контрольную функцию (иногда  эту функцию исполняют специально  созданные органы банковского  надзора, независимые от центрального  банка);

- регулирующую  функцию (выражается в разработке  и проведении денежно-кредитной  и валютной политики, благодаря  которым центральный банк большей  частью и достигает поставленных  перед ним целей и задач);

- расчётную  функцию или функцию организатора  расчётов.

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

2 Глава. Банковская система РФ, место и роль Центрального банка

 

2.1 Принципы организации и деятельности  системы Банка РФ

 

Эффективное функционирование любой системы, государственного органа, юридического лица возможно при их надлежащей организации в соответствии с основополагающими принципами, закреплёнными в действующем законодательстве, которые обусловлены стоящими перед ними целями и задачами.

Система Банка России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями, присущими всем элементам данной системы и объединяющими их в единое целое.

Принципы системы Банка России можно определить как закреплённые в законе, безусловно обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее полно и всесторонне выражающие особенности построения (создании и организации) и функционирования (деятельности) Банка России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений и образует единую систему принципов. В литературе выделяют:

1.Конституционный принцип законности. Согласно этому принципу, Банк России и все входящие в его систему элементы создаются и действуют на основании правовых норм, закреплённых в Конституции и Федеральном законодательстве. Непротиворечивость законодательства должна быть. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Имеется достаточное количество правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации и деятельности Банка России принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Подзаконные акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только ЦБР, но в соответствии с федеральным законодательством они официально публикуются в Вестнике Банка России, регистрируются в Минюсте в том случае, если затрагивают права и свободы граждан. Современное банковское законодательство зачастую противоречиво и непоследовательно, но регулирует все необходимые моменты, поэтому принцип законности не всегда реализуется в полной мере. На практике этот принцип иногда нарушался. Например, при принятии подзаконных актов (распоряжения, письма и другие межведомственные решения), противоречивших Конституции, кодексам и федеральным законам.

2. Принцип независимости Банка России – определён ФЗ. Согласно этому принципу, Банк России в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закреплённых законом функций и предоставленных полномочий (ст. 1 ФЗ). Банк России вправе обращаться в суды (ст. 6 ФЗ) за защитой своих интересов, в том числе в международные суды, суды иностранных государств, третейские суды, например, по фактам вмешательства органов власти в работу ЦБР или принятии ими актов, не соответствующих действующему законодательству или нарушающих независимость Банка России.

3. Основные организационные принципы Банка России:

  • Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности (ст. 2 ФЗ): Уставный капитал (3 млрд. руб.) и иное имущества Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой собственностью, в том числе золотовалютными резервами. Государство и Банк России не отвечают по обязательствам друг друга. Свои расходы Банк России осуществляет за счёт собственных доходов.
  • Принцип централизации системы Банка России означает, что система Банка России действует таким образом, чтобы обеспечить реализацию государственной политики в кредитно-денежной и банковской сферах во всех регионах РФ под общим централизованным руководством ЦБР. Банк России наделён всей полнотой полномочий в этой сфере (регулирование, надзор, контроль). Деятельность всех главных территориальных управлений, входящих в систему Банка России, контролируется и направляется из единого центра, возглавляемого Председателем Банка России. Принцип централизации не исключает для денежно-кредитной политики возможность взаимодействия в части реализации со всеми остальными участниками этого процесса, от которых она зависит.
  • Принцип единства системы Банка России предполагает, что всем элементам системы Банка России присущи общность целей и задач, единство организационного построения и осуществляемых функций, а также методов их осуществления и форм реагирования на нарушения действующего законодательства. Единство системы означает также, что все её элементы руководствуются едиными правовыми нормами, закреплёнными в Федеральном законодательстве и т.д. Полномочия по сферам компетенции различны, но единство целей т.п. каждый элемент системы при необходимости может по распоряжению Банка России заменить другой, обеспечивая тем самым единство денежно-кредитной политики и банковской системы.
  • Принцип вертикальной структуры управления системой банка России означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикали. Председатель назначается Государственной думой по представлению Президента РФ. Нижестоящие подчиняются вышестоящим и не имеют горизонтальных связей подчинения местным органам власти.
  • Принцип коллегиальности управления всей системой Банка России вытекает из ст.12 – 18. совет директоров банка – коллегиальный орган управления. Национальный банковский совет также является коллегиальным органом.

4. Принципы деятельности Банка России – это основополагающие идеи, правила реализации Банка России своих функций в процессе государственного управления и осуществления банковских операций.

  • Принцип осуществления деятельности без цели извлечения прибыли (ст. 3). Получение прибыли не является целью достижения Банка России. Следовательно, банк России не является коммерческой организацией. Однако в процессе деятельности он может и получает доходы. 50% полученной прибыли после уплаты налогов и сборов перечисляется в федеральный бюджет, оставшаяся часть направляется Советом директоров в установленном порядке в соответствующие резервы и фонды различного назначения (ст. 26).
  • Принцип соблюдения банковской тайны (ФЗ «о банках и банковской деятельности» и Гражданский кодекс РФ, ст. 857). Означает закрепление в действующем законодательстве перечня сведений, составляющих банковскую тайну; право клиента, кредитных организаций или Банка России на сохранение в тайне сведений от кого бы то ни было и на неразглашение вышеупомянутых сведений; обязанность кредитных организаций и Банка России обеспечить сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, а так же ответственность за их разглашение. Сведения, составляющие банковскую тайну: сведения о клиенте и корреспонденте, сведения о заключённых договорах банковского счёта и банковского вклада, сведения об операциях по счёту. Конкретные данные по конкретным операциям также не подлежат разглашению.

Принцип парламентского контроля за деятельностью Банка России (ст. 1,5 ФЗ). Банк России независим от органов государственной власти при осуществлении возложенных на него функций, но подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ.2

 

 

2.2 Денежно-кредитная политика Центрального банка

 

Монетарные факторы играют существенную роль в развитии современной мировой экономике. Многое при этом зависит от умения общества управлять денежными потоками, от эффективности денежно-кредитной политики. К сожалению, денежно-кредитная политика, проводимая сегодня в нашей стране, недостаточно эффективна и нуждается в серьёзной модернизации.

Денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Неслучайно в ведущих странах главной целью является максимально устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен, а европейские центральные банки свою денежную стратегию связывают с постоянным устойчивым ростом экономики и высоким уровнем занятости.

Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Инвестиции при этом не должны простаивать. Нерационально, когда значительная часть наличных денег постоянно находится в наличном обороте и не используется в инвестиционных целях. Для повышения деловой активности в стране необходимы чётко разработанная государственная стратегия и промышленная политика, подкреплённые источниками финансирования, которые давали бы основу для эффективной деятельности как товаропроизводителям, так и банкам. Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платёжных средств исключительно для целей обмена, не подкрепляющая увеличение товарного предложения, создаёт опасность роста инфляции.

Значение кредита способно серьёзно воздействовать на экономическое развитие страны. Кредит обладает мощной созидательной силой, в современном обществе он приводит к приращению стоимости, созданию прибыли у товаропроизводителя.

Значение кредита для экономики. Хотя монетарная политика у нас и называется «денежно-кредитной политикой», однако роль кредита проявляется крайне слабо. Между тем для экономики России развитие кредитных отношений имеет первостепенное значение. От масштабов и эффективности их использования в немалой степени зависит решение экономических и социальных задач.

По своей природе кредит является категорией обмена, разделённого во времени. Это означает, что его использование тесным образом затрагивает прежде всего денежную сферу. Кредит увеличивает денежный оборот. Предоставленный в денежной форме юридическим и физическим лицам, он создаёт новые деньги на депозитных счетах в банках, что даёт владельцам этих счетов возможность расширения платежей по своим обязательствам. Кредит оказывает активное воздействие на денежный оборот, ускоряя его. Мобилизация свободных денежных средств на кредитной основе повышает экономичность денежного оборота: через аккумуляцию временно свободных денежных средств общество получает возможность для экономии ресурсов.

Кредит содействует постоянному круговращению денег: он соединяет отдельные фазы воспроизводственного процесса в пространстве и во времени; с его помощью (через рынок кредитных ресурсов) деньги «перебрасываются» из одной сферы рынка в другие сферы. Находясь в тесном взаимодействии с производством и обращением, кредит является регулятором денежного предложения.

Посредством кредита переливаются не только деньги, но и капиталы. Он становится мощной материальной силой, обслуживая как распределение, так и перераспределение валового общественного продукта. В отличии от финансов, кредит не только расширяет, но и ускоряет воспроизводственный процесс.

К сожалению, эти стимулирующие свойства кредита, как ускорителя производства и обращения, учитываются далеко не в полной мере. Его назначение в российской экономике реализуется крайне недостаточно. Отношение размера кредита к ВВП у нас в несколько раз меньше, чем в развитых странах. Пропорции в размещении кредитов по срокам, видам, между предприятиями и населением нарушены.

Недооценка роли кредита в российской экономике тесным образом связана с представлениями общества о моделях экономического развития.

Как известно, любое хозяйство может развиваться по двум моделям. Одна из них предполагает ведение производства на базе уже созданных в обществе накоплений. В этом случае развиваться экономика может только тогда, когда располагает созданными материальными благами. Отсюда акценты на сбор доходов, налоговую политику, бюджетный процесс. Считается, что вначале более существенным является накопление, создание резервов, а затем перераспределение материальных благ.

Конечно, такая политика возможна: получение дохода и экономное его расходование, выделение резерва для расширения производства – это путь, по которому шли многие государства в своём развитии. Недостаток такой модели в том, что она предполагает ожидание первоначального накопления благ, сдерживающие ускоренный рост.

Наиболее развитые государства смогли преодолеть это ожидание и связанную с ним ограниченность ресурсов. Развитие экономик пошло по второй модели – за счёт вовлечение в оборот тех стоимостей, которые были созданы, но находились в недвижимом состоянии.

Россия обладает огромными природными ресурсами, их следует лишь вовлечь в экономический оборот, сделать обращаемыми. Совсем не обязательно ждать, когда мы получим доход, - не только на его основе можно развивать производство и пополнять ресурсы. Следует расширить рамки авансирования затрат за счёт кредита, обеспеченного как созданными, так и предполагаемыми общественными богатствами.

Данная модель несколько меняет приоритеты – на первый план выходит не политика бюджетного финансирования производственных затрат, а монетарная политика, основанная на более широком использовании кредита. Локомотивом ускоренного экономического роста становится политика Центрального банка, всемерно поощряющего инвестиции в экономику. К сожалению, Банк России не занимает подобной позиции. Однако, по нашему мнению, ему неизбежно предстоит стать таковым. Для этого, конечно, следует несколько изменить идеологию экономического развития, поставив на первое место всемирное развитие кредитных отношений – как на макро-, так и на микроуровне. Разумеется, речь идёт не об автоматическом расширении любого кредитования, а об авансировании за счёт кредитного фонда будущих накоплений, о создании условий для расширения товарного предложения.

Информация о работе Центральный банк РФ и его функции