Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных черт бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании данной работы были использованы действующее законодательство РФ, проанализированная экономическая литература и периодические издания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ…………………………………………………………………….5
Глава 2. Структура доходов и расходов бюджета……………………………..15
Глава 3. Межбюджетные отношения в 2011-2013гг………...………………...20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 1.85 Мб (Скачать)

     Японская бюджетная система по доле государственных расходов напоминает российскую и американскую - около трети ВВП поступает в бюджетную систему, но значительную и растущую часть социальных расходов, связанных с оказанием социальных услуг работающим берут на себя фирмы. Это делает ее похожей на советскую модель. Государственное вмешательство в экономику Японии на основе финансирования приоритетных расходов в то же время характерно и для американской модели. Японская модель постепенно трансформируется, но до сих пор сохраняется в некоторых фирмах традиция пожизненного найма.

     Бюджетная система России сочетает не самые совершенные признаки японской, американской и европейской  систем. Сходство с японской в ней было в том, что предприятия СССР также имели социальные фонды, обеспечивали на высоком уровне реализацию социальной функции. В годы реформ от этого осталось немногое, но все же осталось, в связи с чем профсоюзам России приходится сейчас все острее ставить вопрос о социальной ответственности бизнеса, как это практикуется в Японии. Пока что социальные функции бизнеса развиты слабо. Нередко его социальная «ответственность» выливается в рейдерский захват имущественных комплексов предприятий, включая и остатки сохраняющихся у них объектов социального характера. Именно поэтому чрезвычайно актуальной является проблема повышения социальной ответственности бизнеса.

     Сходство  бюджетной системы России с американской системой заключается в том, что  при низкой средней заработной плате  гражданам навязывается американская модель оплаты многих социальных услуг, в том числе и коммунальных, за счет личного бюджета. Внедряется принцип платности всех услуг. Эта тенденция при низкой заработной плате делает бюджетную систему России неудачным копированием опыта США. Сходство бюджетной системы России с европейской системой заключается в том, что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет средств бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов. [3, стр. 20-22]

     1.2.Бюджетная  система России

     Бюджетное устройство в Российской Федерации  представляет собой организацию  бюджетной системы на основе единой бюджетной классификации в соответствии с принципами построения, регламентированными  Бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности, которые определены статьей 10 БК РФ:

  1. Федеральный уровень бюджетного управления (на этом уровне расположены федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды)
  2. Региональный уровень бюджетного управления (представлен бюджетами субъектов Федерации и региональными внебюджетными фондами)
  3. Муниципальный уровень бюджетного управления, который представлен местными бюджетами, в том числе это:
    • Бюджеты муниципальных районов.
    • Бюджеты городских округов
    • Бюджеты внутригородских муниципальных образований (Москва и Санкт-Петербург)
    • Бюджеты городских и сельских поселений.

     Свод  бюджетов всех уровней на соответствующей  территории составляет консолидированный  бюджет.

     В настоящее время в России ежегодно утверждается федеральный бюджет, бюджеты  Москвы и Санкт- Петербурга, бюджеты  субъектов Федерации и множество муниципальных бюджетов, количество которых еще не определилось, так как в субъектах Федерации идет процесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». [5.]

     1.3. Принципы Бюджетной системы РФ

     Бюджетная система РФ строится на определенных принципах (ст. 28 БК РФ), из всей совокупности которых выделяют следующие три  группы.

     Принципы  построения бюджетной системы:

  • единства;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

     Принципы  организации бюджетов:

  • полнота отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования дефицита;
  • сбалансированность бюджета;
  • общего (совокупного покрытия расходов);
  • прозрачности (открытости).

     Принципы  планирования и исполнения бюджета:

  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов;
  • единства кассы.

     Значение  этих единых для бюджетной системы  РФ принципов возрастает в условиях расширения самостоятельности и  ответственности органов власти и местного самоуправления на всех этапах бюджетного процесса.

     При этом бюджетная классификация РФ является одним из инструментов, позволяющих  единообразно отражать этапы бюджетного процесса на всех уровнях управления бюджетной системой страны. Она представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Глава  2 

      Структура доходов и расходов бюджета 

 
 

 
 
 
 

 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 

 
 
 
 
 

 

      

      Глава 3

      Межбюджетные  отношения в 2011-2013гг.

     Оценка  исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010-2013 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы (таблица 7.1). 

 

     В 2011 году поступление налоговых и  неналоговых доходов в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  оценивается в сумме 4 965,2 млрд. рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году – в сумме 5 438,9 млрд. рублей (с ростом на 10 %), в 2013 году – в сумме 6 024,5 млрд. рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).

     Оценка  объема расходных обязательств консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010 год, с учетом увеличения в 2011 году страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2011 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.

     С учетом вышеуказанного, расходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2011 году в сумме

      6 502,6 млрд. рублей или с ростом  к оценке 2010 года на 5%, в 2012 году  – 6 725,4 млрд. рублей (или 103%), в  2013 году – 7 070,8 млрд. рублей (105 % к  уровню 2012 года).

     Превышение  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд. рублей, в 2012 году – 296,8 млрд. рублей, в 2013 году –

      107,8 млрд. рублей.

     Источниками финансирования дефицитов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

     Вместе  с тем, несмотря на признаки восстановления экономики и стабилизации собственной  доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания их негативных последствий.

     Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений  в 2011-2013 годах будет сосредоточена  на решении следующих задач:

     - корректировка механизмов оказания  финансовой помощи субъектам  Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

     - формирование устойчивой собственной  доходной базы региональных и  местных бюджетов, создание стимулов  по ее наращиванию;

     - совершенствование системы разграничения  расходных обязательств между  органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     В 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов будут увеличены  по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2% .

     Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  составят в 2011 году 521,0 млрд. рублей, что на 3,9% превышает уровень 2010 года. Прирост обеспечен за счет увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в 2011 году запланированы в объеме 114,3 млрд. рублей с приростом на 19,3 млрд. рублей или 20,3% к уровню 2010 года. Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 31,2 млрд. рублей, дотация бюджету Чеченской Республики в сумме 19,9 млрд. рублей, ассигнования на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в сумме 2,9 млрд. рублей. Кроме того, предусматривается нераспределенный резерв указанных дотаций, средства которого могут быть направлены на поддержку регионов, оказавшихся в объективно сложной ситуации с исполнением бюджета.

     Бюджетные ассигнования федерального бюджета  на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации в 2011 году планируются  на уровне 2010 года - 397,0 млрд. рублей, что соответствует положениям статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

     С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам предполагается в большей  степени сместить акцент на дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличив их объем, в том числе за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера, прежде всего на софинансирование таких полномочий субъектов Российской Федерации, как выплата заработной платы некоторым категориям работников бюджетных учреждений и социальных пособий отдельным категориям граждан. Такой подход в большей степени отвечает требованиям выравнивания возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан и исключает ситуацию, когда финансово самодостаточные регионы получают из федерального бюджета финансовую помощь на осуществление собственных полномочий.

     Субсидии  из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации в 2011 году предусмотрены  в объеме 380,2 млрд. рублей, или 101,2% к  уровню 2010 года. При этом существенно увеличены бюджетные ассигнования по таким направлениям, как строительство и модернизация автодорог (на 34,4%), поддержка жилищно-коммунального хозяйства (на 32,2%), государственная поддержка сельского хозяйства (на 6,9%), культура и кинематография (на 30,1%). Средства на поддержку национальной экономики в условиях восстановления экономики и сокращения антикризисных мероприятий уменьшены на 21,5%. Целевая поддержка субъектов Российской Федерации в сферах образования и социальной поддержки населения сохраняется практически на уровне 2010 года.

     Субсидии  из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач  на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования  бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме, тем более что их количество является чрезмерным – 69 видов в 2010 году.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации