Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы  бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип  результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат  с единого счета бюджета.

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

- принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

- принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

- принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

- принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в  бюджетной системе субъектов РФ.

                       2. Внебюджетные фонды в бюджетной системе России.

Бюджетная система России включает в себя наряду с федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов. К внебюджетным фондам относятся: 1) Пенсионный фонд РФ, 2) Фонд социального страхования РФ, 3) Государственный фонд занятости населения, 4) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С 2000 года Государственный фонд занятости населения не формируется. В бюджетную систему фонды включены на том основании, сто на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Фонды могут получать средства из федерального бюджета. Например, на реализацию своих функций внебюджетным фондам в 2007 году выделены трансферты в довольно крупных размерах, млрд. руб.: Пенсионный фонд - 1005,9; Фонд социального страхования – 20,24; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 38,49.   

Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых  государством для финансирования невключаемых в  федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием.                                        Государственные       внебюджетные    фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

- на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;

- социальное обеспечение по возрасту;

- социальное обеспечение в случае безработицы;

- социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Основные черты государственных внебюджетных фондов:

1.Образуются вне федерального бюджета.

2. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

3. Расходование средств фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательными и иными актами РФ, субъектов РФ, регламентирующими их деятельность.

4. Средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ.

5. Сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов России рассматриваются и утверждаются федеральным Собранием в форме Федеральных Законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета составляется органом управления фонда, направляется в Правительство РФ и представляется на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию  в форме федерального закона.

             

2.1 Единый социальный налог как основой источник доходов внебюджетных фондов.

Единый социальный налог (ЕСН) в современном правовом режиме его использования состоит из трех частей. Первая из них предназначена для формирования базовой части трудовой пенсии, социальной по характеру и предназначенной для пенсионного обеспечения всех граждан, имеющих право на пенсию. Вторая часть ЕСН является источником для формирования страховой части трудовой пенсии. Она дифференцируется в зависимости от уровня оплаты труда и стажа работы. Третья часть предназначена для формирования накопительной части трудовой пенсии. По характеру   ЕСН является страховым взносом, однако в России стразовые взносы были заменены названным налогом. Это обусловлено попытками правительства по своему усмотрению изменять ставку страхового взноса, что, и послужило основанием для обращения заинтересованных организаций в Конституционный Суд РФ, который счел недопустимым какое-либо изменение ставки стразового взноса без принятия соответствующего закона. Суд констатировал сходство страховых взносов с налогами, которые не могут вводиться по решению правительства, для этого требуется внесение изменений в действующее законодательство или принятие нового закона. Такое решение Конституционного суда послужило основанием для того, чтобы страховой взнос считать ЕСН.    

Введение ЕСН привело к ряду отрицательных последствий для формирования полноценной системы социального страхования и к серьезным препятствиям, затрудняющим его дальнейшее развитие. Важнейшими среди них являются следующие:

- отсутствует должная зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров взносов: средний уровень пенсий и пособий составляет менее трети от средней заработной платы, или примерно в два раза меньше, чем это было в советское время, и существенно отстает от уровня, рекомендованного международной организацией труда по минимальным нормам социальной защиты;

- за счет налогообложения фонда оплаты труда финансируются выплаты как страхового, так и нестрахового характера, а также иные расходы, в то же время существуют проблемы с финансированием страхования пенсий для работников, занятых трудовой деятельностью в регионах Крайнего Севера и приравненных  к ним местностях; отсутствует финансовая устойчивость системы социального страхования, постоянно возникает дефицит средств на ее финансирование практически по всем государственным внебюджетным социальным фондам. Система обязательного социального обеспечения работников за счет средств ЕСН и страховых взносов подразделяется на выплаты нестрахового характера и выплаты страхового характера.

К выплатам нестрахового характера относятся:

1. Базовая часть трудовой пенсии.

2.Единовременное пособие при рождении ребенка.

3. Пособие на погребение.

4. Оздоровление детей.

5. Содержание детско-юношеских спортивных школ (постепенно сокращается).

6. Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (постепенно сокращается).

К выплатам страхового характера относятся:

1. Страховая часть трудовой пенсии.

2. Накопительная часть трудовой пенсии.

3. Пособия по временной нетрудоспособности.

4. Пособие по беременности и родам.

5. Пособия и выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

6. Медицинские услуги по базовой программе ОМС для работающего и неработающего населения.

Страховые взносы носят строго целевой и возвратный характер для заранее определенных потребностей и последующих социальных выплат, а их единой критериальной и нормативно-инструментальной базой выступает заработная плата наемного персонала и конкретные виды социальных рисков.

В связи с тем, что система пенсионного обеспечения является неоднородной и часть работающих не отчисляет ЕСН, пенсия уплачивается непосредственно за счет бюджетных средств. Все социальные выплаты в форме федеральных мандатов производятся также за счет средств федерального бюджета. Эти средства перечисляются в соответствующие внебюджетные фонды.

Все внебюджетные фонды  в качестве источников доходов имеют также доходы от размещения временно свободных средств.

    

                         

                                     3. Состав бюджетной классификации                                                                Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджетов, а также источников покрытия их дефицитов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 19) бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию операций публично – правовых образований.

       - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

         - классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

      - классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

       - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В связи с изменениями внесенными в БК РФ в апреле 2007 г., все вопросы , касаемо классификации регулируются в ст. 18 – 23. Закон, действовавший  с 1996 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» утратил силу. Бюджетная классификация имеет примерно тоже значение, что и план счетов бухгалтерского учета. Благодаря этому обеспечивается единство методологии учета всех доходов, всех расходов, источников покрытия дефицита и т.д.

      3.1 Классификация доходов бюджетов бюджетной системы России.

Доходы бюджета любого уровня включают абсолютно все доходы, поступающие в бюджет данного уровня, узаконенные действующими нормативными актами. Доходы бюджетов делятся на ряд групп:

Налоговые доходы – это введенные Налоговым кодексом РФ налоговые платежи:

- налог на прибыль

- налог и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской  Федерации, в том числе акцизы;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в том числе акцизы

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина, сборы. При этом выделяются прямые и косвенные налоги.

Неналоговые доходы – это доходы, не имеющие формы налогов: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; доходы от рыночной продажи товаров и услуг; целевые отчисления от государственных  и муниципальных лотерей.

К группе доходов в форме безвозмездных отступлений относятся, прежде всего, доходы, получаемые их бюджетов других уровней бюджетной системы, то межгосударственных объединений.

Любой поступающий в бюджет доход имеет закрепленного за ним администратора. Коды бюджетной классификации доходов в виде двадцатизначного числа содержат исчерпывающую информацию об администраторах доходов, дают представление о группе доходов и о бюджете, в который они поступают, а также о том, срочный это платеж или просроченный с уплатой пени, штрафов и т.п.
                  3.2 Классификация расходов бюджетов бюджетной системы России.

Все  расходы располагаются  в бюджетах по единой бюджетной  классификации, предоставляющей собой группировку  расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой  на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных   ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов Федерации.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. В новой редакции БК РФ экономическая структура расходов бюджетов не выделяется, однако фактически представляется возможным ее анализ, поскольку вместо капитальных расходов выделены инвестиции, а все расходы бюджетов в рамках классификации операций сектора государственного управления выделены в восемь статей:

1)     оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

2)     оплата работ, услуг;

3)     обслуживание государственного (муниципального долга);

4)     безвозмездные перечисления организациям;

5)     безвозмездные перечисления бюджетам;

6)     социальное обеспечение;

7)     расходы по операциям с активами;

8)     прочие расходы.

   Экономическая классификация расходов бюджетов позволяет контролировать соотношение текущих и капитальных расходов (инвестиций). Текущие расходы связаны с удовлетворением повседневных потребностей бюджетных организаций (оплата труда, командировочные расходы, оплата коммунальных  и прочих услуг и т.п.).  Капитальные расходы связаны с приобретением фондовых ценностей, закупкой оборудования, новым строительством. Капитальные расходы предполагают вложение бюджетных средств в финансовые  и нефинансовые активы. В 2007 году инвестиции предусмотрены на уровне 12% расходов федерального бюджета. Даже при этом федеральный бюджет остается бюджетом текущих расходов. Это означает, что бюджетная сфера находится в кризисном состоянии. В то же время накопленный профицит и стабилизационный фонд по итогам 2006 г. Превысили 2 трлн. руб. и на конец 2007 предусмотрены в объеме 4,2 трлн. руб. Для сравнения: расходы федерального бюджета на 2007 г. утверждены в объеме 5,5 трлн. руб.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации