Бюджетная политика современной России и механизмы ее реализации в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является – провести анализ бюджетной политики современной России и механизмов ее реализации. В совокупности стратегических и тактических целей современной бюджетной политики РФ важная роль принадлежит проведению бюджетной реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами. В условиях кризиса одним из приоритетов бюджетной политики государства стало развитие стимулирующих элементов бюджетного процесса. Научно обоснованная организация бюджетного процесса является чрезвычайно важной проблемой развития общественных финансов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….6
Глава 1. Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства…..…………………………………………………………8
1.1. Понятие бюджетной политики, ее цели и этапы разработки……........8
1.2. Этапы реформирования бюджетной политики……………………….13
Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2010-2012 гг.....18
2.1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 -2012 годах…………………………………………….18
2.2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах………………...…….24
2.3. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………….34
2.4. Бюджетная политика в области доходов……………………………..38
2.5. Бюджетная политика в области расходов………………………….....43
2.6. Межбюджетные отношения…………………………………………...71
Заключение……………………………….………………………..........................79
Список литературы………………………………………….……………………84

Файлы: 1 файл

Дипломная работа 2010-Корницкая Л.Г.doc

— 944.50 Кб (Скачать)
y">Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации составят в 2010 году 286,0 млрд. рублей, в 2011 году – 252,7 млрд. рублей, в 2012 году – 202,3 млрд. рублей.

С 2010 года предусматривается отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. К началу 2002 года у субъектов Российской Федерации образовалась значительная задолженность по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В целях оказания финансовой помощи регионам по выполнению ими полномочий по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности, с 2002 года в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. [21]Уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов за эти годы в среднем по Российской Федерации составил около 20% от размера выплаченных бюджетами субъектов Российской Федерации средств.

В настоящее время доля выплаченных гражданам субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации составляет более 95% от начисленных. Задолженность по выплате субсидий отсутствует. Учитывая, что основные цели предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации достигнуты, с 2010 года будет отменено софинансирование указанных расходов из федерального бюджета.

С 2010 года планируется сохранить только субсидию в части социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Объем субвенций, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию публичных и приравненных к ним расходных обязательств, составит в 2010 году 231,5 млрд. рублей, в 2011 году – 230,6 млрд. рублей, в 2012 году – 239,6 млрд. рублей.

Около 50% общего объема субвенций составляют субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельными категориями граждан. Сокращение объема субвенций в 2010 году по отношению к 2009 году объясняется уменьшением численности льготников, а также количества обращений граждан за предоставлением данных мер социальной поддержки.

Вторым по объему публичным полномочием, делегированным Российской Федерацией регионам, является содействие занятости населения.

Иные межбюджетные трансферты в 2010-2012 годах составят 52,6 млрд. рублей (67,8% от уровня 2009 года), 25,8 млрд. рублей (48,8% от уровня 2010 года) и 23,8 млрд. рублей (92,2% от уровня 2011 года) соответственно.

В 2010 году планируется сохранить межбюджетные трансферты на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат в сумме 18,9 млрд. рублей.

В то же время отдельные виды иных межбюджетных трансфертов будут сокращены.

Для предотвращения несбалансированности некоторых региональных бюджетов в 2010-2012 годах в федеральном бюджете будут предусмотрены соответствующие средства. При этом планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ¼ ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок до 3-х лет. Данный финансовый инструмент позволяет при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета, при этом повышая ответственность региональных властей и снижает иждивенческие настроения. На эти цели в 2010 году в федеральном бюджете планируется предусмотреть общий объем кредитов в сумме 125 млрд. рублей, в том числе на поддержку регионов в сфере дорожного хозяйства в сумме до 25 млрд. рублей.

Индексация некоторых ставок налогов, доходы от уплаты которых зачисляются в региональные и местные бюджеты (акцизы, транспортный налог, государственная пошлина) позволит увеличить поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и компенсировать снижение объемов софинансирования в 2010 году.

Сохранение налогового потенциала в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях требует дальнейшего развития стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Начиная с 2010 года предполагается изменение порядка установления нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на отдельные виды подакцизной продукции с целью отказа от использования данных о фактических поступлениях акцизов и перехода к расчету нормативов по обоснованным статистическим данным.

Так, при установлении нормативов распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, будет использоваться численность населения субъекта Российской Федерации старше восемнадцати лет. Кроме того, в целях повышения внимания региональных властей к целенаправленной работе по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, что будет способствовать увеличению сбора акцизов, с 20 до 40% увеличена доля акциза, зачисляемая в субъект Российской Федерации по месту ее производства.

При установлении нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей будут использоваться данные о протяженности автомобильных дорог субъекта Российской Федерации и количестве зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации автотранспорта.

С 2010 года доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, централизуются в федеральном бюджете. При этом для субъектов Российской Федерации, в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается частичная компенсация выпадающих доходов предоставлением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Будут расширены инструменты корректировки уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит субъектам Российской Федерации в большей степени учитывать особенности размещения налоговой базы в муниципальных образованиях.

Предполагается усовершенствование механизма "отрицательного трансферта", обеспечивающее большую деконцентрацию доходных поступлений, не связанных с деятельностью органов местного самоуправления, между публично-правовыми образованиями местного значения, и в то же время стимулирование органов местного самоуправления к развитию налогового потенциала.

В период финансовой нестабильности одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных услуг.

В целях создания стимулов к формированию нового качества управления бюджетным процессом на региональном уровне предусматривается установление и реализация системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации. [22]В рамках указанной системы будут предусмотрены меры поощрения и санкции в отношении субъектов Российской Федерации с высоким и ненадлежащим качеством финансового менеджмента соответственно.

Основное внимание будет уделено своевременности выполнения публичных обязательств субъектов Российской Федерации. Повышение ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за проводимую бюджетную политику, сохранение платежеспособности публично-правовых образований потребует уточнения процедуры и критериев введения временной финансовой администрации.

Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключениие

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста.

Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными целями бюджетной политики на современном этапе являются: бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом; усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения; повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике; создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал; повышение эффективности налоговой системы; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения; кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов; реформирование и оптимизация бюджетного сектора; создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; реализация механизма частно - государственного партнерства; обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития.

Из-за происходящего в последние годы роста отклонения совокупного спроса от предложения, в 2009 г. были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики, что приводит к замедлению темпов роста денежного предложения. Для обеспечения целей по инфляции ужесточается денежно-кредитная политика и пересматривается дальнейшее наращивание расходов бюджета. Для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета требуется удлинение горизонта бюджетного планирования. В 2009 г. Минфином РФ разработана первая долгосрочная Бюджетная стратегия на период до 2023 года, что позволит мобилизовать бюджетные ресурсы.

Политика государства в сфере доходов предполагается сокращение нефтегазовых доходов, планируется рост поступлений из ненефтегазовых источников.

В трехлетней перспективе приоритетами в области бюджетной политики являются создание эффективной налоговой системы и сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени.

Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2010 - 2012 годы основаны на стратегических приоритетах:

                  построение инновационной системы за счет развития науки, поддержки научно-технических проектов и перспективных технологий;

                  наращивание инвестиций в человеческий капитал;

                  развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

                  повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов,

                  реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

                  обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Основной характеристикой федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность.

Государственная долговая политика Российской Федерации на рассматриваемый период не предусматривает привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке. В области внутренних заимствований проведение долговой политики будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг.

Созданная к 2009 г. система межбюджетных отношений обеспечила условия для устойчивого роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Сегодня на первый план выходит задача повышения эффективности использования бюджетных средств, реализация которой должна осуществляться по следующим направлениям:

1) продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;

3) формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами.

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

Информация о работе Бюджетная политика современной России и механизмы ее реализации в условиях кризиса