Бюджет. Прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Оглавление

План стр. 1. Бюджет…………………………………………………………………........3-12 1.1 Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ……………...3 1.2 Бюджетная классификация…………………………………………………...5 1.3 Классификация доходов бюджета……………………………………………5 1.4 Классификация расходов бюджета…………………………………………..7 1.5 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…9 1.6 Межбюджетные отношения………………………………………………...10 2. Прибыль……………………………………………………………………13-16 3. Список использованной литературы………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Реферат Финансы и кредит.docx

— 37.77 Кб (Скачать)

План                                                  стр. 1. Бюджет…………………………………………………………………........3-12 1.1 Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ……………...3 1.2 Бюджетная классификация…………………………………………………...5 1.3 Классификация доходов бюджета……………………………………………5      1.4 Классификация расходов бюджета…………………………………………..7                   1.5 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…9         1.6 Межбюджетные отношения………………………………………………...10         2. Прибыль……………………………………………………………………13-16 3. Список использованной литературы………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджет

1.1 Сущность и принципы  построения бюджетной системы  РФ   В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.          Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:                       - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;          - II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;         - III уровень - местные бюджеты.            Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.                 Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:                       1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.                                          2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.                       3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.                                4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.                          5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.                                          6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).                                      7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.                                  8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.                 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

  1.2 Бюджетная классификация       Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.  Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:                                  - для составления, утверждения и исполнения бюджета; 
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств; 
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; 
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.    Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".         1.3 Классификация доходов бюджета      Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.            Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:                  - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;                   - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;   - налоги на совокупный доход;         - налоги на имущество;                                - платежи за пользование природными ресурсами;                       - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;     - прочие налоги, пошлины, сборы.        Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:    - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;        - доходы от продажи земли и нематериальных активов;     - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;  - административные платежи и сборы;                      - штрафные санкции, возмещение ущерба;                         - доходы от внешнеэкономической деятельности;                     - прочие неналоговые доходы.        Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:     - от нерезидентов;                       - от бюджетов других уровней;         - от государственных внебюджетных фондов;       - от государственных организаций;               - от наднациональных организаций;                    - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.     Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.       В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.     1.4 Классификация расходов бюджета      Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная  классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.   Разделы:                  - государственное управление и местное самоуправление;                               - судебная власть;                             - международная деятельность;           - национальная оборона;                             - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;                       - промышленность, энергетика и строительство;      - сельское хозяйство, рыболовство и др.         Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.         Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.      Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.  Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.      Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.      В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".      1.5 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.   Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:                     - финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;        - государственные ценные бумаги;                - бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;                  - прочие источники внутреннего финансирования;      - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;                  - государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.  Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.  Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:  - кредиты международных финансовых организаций;     - кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;  - кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;  - изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;                     - прочее внешнее финансирование.        1.6 Межбюджетные отношения     Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:                - сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;                       - самостоятельность бюджетов всех уровней;       - законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;       - объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;                   - единство бюджетной системы;         - равенство всех бюджетов РФ.        Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.        Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.         Доходы бюджетов можно разделить на две группы:                  - собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами; 
- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.          Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.         Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.    Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.        Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.        Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.          Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.       В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прибыль

Финансовым результатом деятельности коммерческой организации может быть либо прибыль, либо убыток.       В классической теории различают: бухгалтерскую прибыль, которая представляет собой сумму общей выручки производителя за вычетом его внешних издержек. Под внешними издержками понимается величина денежных расходов, осуществляемых производителем с поставщиком. Экономическая прибыль - это бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутренних издержек, то есть произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов.         С точки зрения бухгалтерского учета прибыль отражает финансовый результат хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами). Она может быть следующих видов.         Первый вид прибыли - валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.           Прибыль от продаж определяется с учетом коммерческих расходов (расходов по сбыту) и управленческих расходов (общепроизводственных расходов), если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.     Балансовая прибыль, которую предприятие должно определять, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются вычитаются сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.  Далее определяется налогооблагаемая прибыль или прибыль до налогообложения, при расчете которой учитываются прибыль, увеличивающая налогооблагаемую базу за счет превышения нормируемых расходов (на рекламу, подготовку кадров, процентов   за           кредит,            амортизации, представительских расходов и пр.).

Прибыль от обычной  деятельности получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), то есть прибыль, остающаяся в распоряжении организации, определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

Чистая прибыль организации  используется на:

•   развитие производства;

•   выплату дивидендов и других доходов учредителям  и собственникам;

•   отчислений в фонд потребления;

•   уплату штрафных санкций  за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

В крупных компаниях, которые  имеют дочерние предприятия, производится расчет так называемой консолидированной прибыли, то есть совокупной прибыли всех предприятий.         Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. В связи с этим эффективность деятельности предприятия целесообразно рассмотреть на основе расчета следующих групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Прибыль        -        финансовый   результат деятельности, полученный

коммерческой организацией за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами).

Из прибыли формируются  резервный фонд и фонд накопления.

Резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли в размере, который определяется уставом организации для покрытия убытков, а в акционерных обществах для погашения облигаций общества и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств.

В более широком смысле резервный фонд коммерческой организации  должен использоваться в соответствии с мировой практикой в двух направлениях:

-    при недостатке оборотных средств - на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;

-    при достаточности оборотных средств - на краткосрочные финансовые вложения (на счет в банках, в ценные бумаги)

Фонд  накопления формируется за счет отчислений от прибыли для развития производства.

Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов.

Привлеченные  финансовые ресурсы носят двойственный характер, так как, с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой - принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления).

К привлеченным финансовым ресурсам относят: фонд потребления, дивиденды и другие выплаты учредителям, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей.

Фонд  потребления - это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников коммерческой организации, уплаты в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине организации. Он состоит из:

-    фонда заработной платы;

-    фонда социального характера;

-    прочих фондов потребления.

Источником этих фондов может  быть себестоимость, издержки и прибыль, в соответствии с положением о составе затрат.

Фонд  заработной платы - оплата за отработанное время по тарифам или тарифным ставкам, или в процентах от выручки, премии и вознаграждения, выплаты за неотработанное время, носящие регулярный характер (отпуска), единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь, оплата жилья, коммунальных услуг, выплаты на питание, и т.п.    Фонд заработной платы делится на:                             -    фонд    заработной    платы                  работников    основного    и вспомогательного производств;

Информация о работе Бюджет. Прибыль