Банковская система Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 04:45, реферат

Краткое описание

По уровню развития экономики Канада входит в число 7 ведущих промышленно развитых стран мира. Важное место в экономическом потенциале страны занимает сектор финансовых услуг, который по результатам обследования, рассмотренного Всемирным экономическим форумом в 1998 г., занимал 6-е место среди 53 государств по уровню конкурентоспособности и 1-е место в мире по показателю стабильности.

Файлы: 1 файл

Банковская система Канады.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Банковская система  Канады 
 
 

По уровню развития экономики Канада входит в число 7 ведущих промышленно развитых стран  мира. Важное место в экономическом  потенциале страны занимает сектор финансовых услуг, который по результатам обследования, рассмотренного Всемирным экономическим форумом в 1998 г., занимал 6-е место среди 53 государств по уровню конкурентоспособности и 1-е место в мире по показателю стабильности. 

Финансовый сектор Канады весьма диверсифицирован. В  число его основных участников включаются: местные и иностранные банки, кредитные учреждения и кооперативные кассы, страховые компании, страховые агенты и брокеры, трастовые компании, взаимные фонды, дилеры по ценным бумагам, пенсионные менеджеры и консультанты по инвестициям, специализированные финансовые компании. 

По оценкам Ассоциации канадских банков (АКБ), Канада располагает  одной из самых эффективных и  надежных банковских систем в мире. Она включает 54 кредитных учреждения с общим объемом активов 1,3 трлн. долл., 8211 банковских филиалов. В банковском секторе занято 221 000 человек. 

Первое кредитное  учреждение было открыто в Канаде в 1817 г. Однако формирование банковской системы относится к 1933 г., когда  Комиссия Макмиллана провела первую проверку деятельности сектора финансовых услуг, который в то время состоял из 10 банков. Следует отметить, что с тех пор банковская система Канады не претерпела особых изменений в количественном отношении, поскольку и сегодня в стране зарегистрировано 11 канадских банков. Вместе с тем в результате значительного роста банковского капитала, появления новых продуктов и разнообразия предлагаемых услуг в этой системе произошли существенные сдвиги. До середины XX в. банковский бизнес был ограничен привлечением денежных вкладов населения и предоставлением ссуд корпоративным клиентам. Однако постепенно сфера банковских услуг расширялась, открывая дорогу новым направлениям деятельности. 

Закон о банковской деятельности 1967 г. разрешил ипотечное  кредитование и выдачу ссуд на приобретение товаров широкого потребления. Диверсификация предлагаемых услуг получила дальнейшее развитие в 1987 и 1992 гг., когда в финансовое законодательство Канады были внесены дополнения, разрешающие банкам заниматься операциями с ценными бумагами и трастовой деятельностью. Тем не менее, несмотря на расширение возможностей для ведения операционной деятельности, основой банковского бизнеса остается привлечение вкладов и предоставление кредитов. 

В соответствии с  законом о банковской деятельности на территории Канады различают два  типа банков: банки категории I (Schedule I banks) и банки категории II (Schedule II banks). 

В категорию I включены только местные банки, акционерами  которых является широкий круг лиц; при этом в одних руках не может  находиться более 10% акций банка. По состоянию на июнь 1999 г. в эту категорию входили 8 банков: Bank of Montreal, The Bank of Nova Scotia, Canadian Imperial Bank of Commerce, Canadian Western Bank, Laurentian Bank of Canada, National Bank of Canada, Royal Bank of Canada, The Toronto-Dominion Bank. 

В категорию II включены все иностранные банки и те местные кредитные учреждения, акционерами которых является ограниченный круг лиц; при этом один акционер может владеть более чем 10% акций. По состоянию на июнь 1999 г. в эту категорию входили 3 местных и 43 дочерних иностранных банка, получивших канадскую банковскую лицензию. На схеме 1.1. представлена банковская система Канады. 

Банковская система  Канады считается одной из самых  конкурентоспособных в мире. Согласно данным Всемирного экономического форума, спрэд процентных ставок финансовых учреждений Канады (своеобразный индикатор конкурентоспособности) - самый низкий среди промышленно развитых стран мира. Этот показатель составляет для Канады менее 2%, в то время как для США, следующих непосредственно за Канадой, он находится на уровне около 4%. 

По оценке МВФ, канадская  банковская система является наиболее концентрированной по сравнению  с аналогичными системами промышленно  развитых государств мира: активы 5 крупнейших банков Канады составляют 86% общего объема активов банковской индустрии страны. По данным Департамента финансов Канады, на долю 6 крупнейших банков Канады приходится свыше 70% всех депозитов и примерно 90% всех банковских активов, в то время как активы 5 остальных канадских банков составляют всего 2% общего объема активов. 

Регулирование банковской деятельности является прерогативой федерального правительства и определяется Законом  о банковской деятельности, который  обновляется раз в пять лет. Вместе с тем, с учетом диверсифицированного характера банковских услуг, отдельные направления банковской деятельности (такие как трастовые услуги, дилинг ценных бумаг и некоторые другие), осуществляемые через дочерние структуры, подлежат регулированию на уровне провинций. 

В Канаде вопросами  регулирования и надзора за всеми финансовыми учреждениями занимается Служба управляющего финансовыми учреждениями (OSFI), которая имеет статус федерального агентства. Одна из задач OSFI состоит в том, чтобы защитить вкладчиков от непредвиденных потерь в случае осложнения финансового положения кредитного учреждения. С этой целью, в частности, создана Канадская корпорация страхования вкладов (CDICJ). CDICJ страхует вклады клиентов кредитных учреждений, которые являются членами Корпорации. Страхуемые средства включают сберегательные и чековые счета, срочные вклады, переводные векселя и дорожные чеки, а также трэвел-чеки, выданные учреждениями, входящими в CDICJ. Корпорация покрывает вклады в размере до 60 000 долл. на одно лицо в одном банке. Фонды CDICJ образуются за счет страховых взносов, поступающих от членов Корпорации. В 1997 г. банки перечислили Корпорации в виде взносов денежные средства на сумму 435 млн. долл. В апреле 1999 г. CDICJ ввела новую систему выплаты страховых взносов, основанную на оценке различных рисков. Согласно новой системе размер взноса дифференцируется по четырем уровням в зависимости от рисков, установленных Корпорацией страхования вкладов. 

Устойчивость банковской индустрии Канады в особенности  проявилась во время международного финансового кризиса в начале 1980-х гг. и в период обвала рынка недвижимости в Канаде в начале 1990-х гг., которые канадская система пережила без особых проблем. 

В 1996 г. в банковское законодательство Канады были внесены  некоторые изменения, направленные на дальнейшее укрепление надежности и устойчивости финансовых учреждений. Указанные изменения предусматривают, в частности, создание механизма для контролирования системных рисков в крупных клиринговых и расчетных системах, а также вмешательство в дела проблемных банков на ранней стадии возникновения проблем. При этом под системным риском понимается "эффект домино", при котором несостоятельность одного финансового института или платежной системы может привести к несостоятельности других институтов и систем в результате существующей между ними связи. 

Правительство Канады принимает активные меры по защите интересов клиентов в финансовом секторе. В рамках этих мер создается  Агентство финансовых потребителей, которое должно заниматься вопросами  информирования потребителей об их правах в секторе финансовых услуг и следить за исполнением федеральных законов по защите прав потребителей. Кроме того, создается независимый орган - Служба уполномоченного по финансовым вопросам (CFSO) для рассмотрения жалоб частных лиц и предприятий малого бизнеса в отношении неправомерных действий финансовых учреждений. 

По мнению правительства, канадские банки должны войти  в состав CFSO, другие же финансовые учреждения могут принять участие в ее работе на добровольных началах. 

В 1996 г. по решению  канадского правительства был создан специальный орган - Рабочая группа по вопросам развития сектора финансовых услуг Канады. В рамках предложенных Рабочей группой структурных  преобразований банковско-финансового  сектора планируется заменить существующую классификацию банков (категории I и II) на трехступенчатую систему, основанную на размере акционерного капитала. Новая структура банковского сектора должна принять следующий вид: 

- крупные банки  с акционерным капиталом свыше  5 млрд. долл., акционерами которых могут быть лица, владеющие не более 20% голосующих акций любого класса или не более 30% не голосующих акций любого класса; 

- средние банки  с акционерным капиталом от 1 до 5 млрд. долл. и ограниченным числом  акционеров (в руках одного акционера может находиться 35% и более голосующих акций); 

- малые банки с  акционерным капиталом менее  1 млрд. долл. (какие-либо ограничения  на владение акциями малых  банков отсутствуют). 

С целью стимулирования процесса создания новых кредитных учреждений Рабочая группа предложила внести изменения в систему регистрации финансовых предприятий и в порядок предоставления банковской лицензии. Предполагается также установить для новых финансовых предприятий 10-летние налоговые "каникулы", дающие право на освобождение от уплаты федерального налога на капитал в течение указанного периода времени. 

В заключение хотелось бы привести следующий факт, подтверждающий высокий международный авторитет  банковской системы Канады: Американский секретариат по банковским технологиям, в состав которого входят 125 крупнейших банков США, использует банковскую систему Канады в качестве модели при разработке проекта модернизации американской банковской инфраструктуры.

 

Банк Кана́ды (англ. Bank of Canada, фр. Banque du Canada) — центральный банк Канады. Он создан и регулируется Законом о Банке Канады. Его ответственность связана с определёнными целями, в том числе:

сохранять низкий и  стабильный уровень инфляции (он пытается сохранить уровень инфляции в 2 %, то есть среднюю величину между 1 % и 3 %, что называется целевым интервалом);

сохранять надёжность денег;

сохранять финансовую стабильность

управлять средствами канадского государства и его  государственным долгом;

применять денежно-кредитную  политику для сохранения доверия рынка к стоимости канадских денег;

выпускать и распределять канадские банковские билеты;

брать на свою ответственность  невостребованные счета, владельцы  которых не могут быть найдены  в течение более чем 10 лет;

контролировать ставку рефинансирования (или целевую ставку финансирования, иначе официальную учётную ставку);

управлять золотовалютными  резервами;

эмитировать сберегательные сертификаты Канады. 

Банк Канады гарантирует  открытое и действенное объявление о своих целях и отчёт о  своих действиях правительству Канады и канадскому населению. Местопребывание его руководства находится в Оттаве. Управляющим банком с февраля 2008 является Марк Д. Карни. Он назначен на семилетний срок.

Взаимодействие с  субъектами 

Банк Канады состоит  в ведении министерства финансов, но имеет определённую независимость по отношению к правительству. Что касается взаимодействия с другими субъектами, то он является банком для коммерческих банков. Он эмитирует деньги и проверяет, достаточно ли ликвидных средств для осуществления платежей имеют эти банки. Важно также, что он является агентом и консультантом канадского федерального правительства. «Банк управляет счетами налоговой службы, на которых циркулируют почти все платежи и доходы правительства. Банк заботится о наличии на счетах достаточных средств, чтобы государство могло платить по своим повседневным обязательствам, и размещает избыточные суммы в срочных вкладах». 

Он также контролирует канадскую финансовую систему согласно полномочиям, описанным в Законе о банках. Банк Канады может иметь связь с правительствами других стран, покупать и продавать иностранную валюту, а также «покупать и продавать специальные права заимствования Международного валютного фонда». 

Он предоставляет  займы учреждениям — членам Канадской  платёжной ассоциации. Он даёт в долг канадскому правительству или какой-либо провинции «при условии, что, с одной стороны, непогашенная сумма займов не должна превышать определённой доли приблизительных доходов правительства за текущий отчётный период — одну треть для Канады и одну четвёртую для провинций — и, с другой стороны, займы должны быть погашены к концу первого квартала будущего отчётного года». 

Банк Канады принимает  прямые вклады канадского правительства  и надлежащим образом начисляет  на них проценты. Эти вклады могут также производиться местными или иностранными банками, которым разрешено это делать. Он может также принимать вклады компаний или государственных федеральных организаций. Он может открывать счета за пределами страны либо в других центральных банках, либо в таких международных организациях, как Международный валютный фонд, Банк международных расчётов, Международный банк реконструкции и развития и т. д. Наконец, Банк может «приобретать, отдавать внаём и иметь в своём владении недвижимое имущество и распоряжаться им».

Информация о работе Банковская система Канады