Анализ развития финансового рынка Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
- рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период

Файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 267.11 Кб (Скачать)

Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально - финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре общественного производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического прогресса. Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит государственного бюджета, для чего государство выпускает ценные бумаги и продает их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА

 

2.1 Оценка финансовых операции отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения

 

Основные проблемы развития страхового рынка Казахстана.

Несмотря на динамичное развитие страхового рынка Республики Казахстан увеличение собственных средств и страховых резервов страховщиков сдерживается недостаточным развитием страховых операций, что, в свою очередь, зависит ни только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части перестрахования и страхования, развития долгосрочного страхования, упорядочения обязательных видов страхования и налогообложения.

В настоящее время страховому рынку РК присущи следующие проблемы.

Недостаточное развитие личного страхования, особенно страхования жизни, в том числе долгосрочного (накопительного) страхования. Долгосрочное страхование жизни, как важнейший источник долгосрочных инвестиционных ресурсов, достаточно мало по объёму для такой страны как Казахстан. Социальная защита и социальное обеспечение за счёт средств государственного бюджета должны предоставляться наиболее незащищённым слоям населения. Остальным категориям граждан необходимо предоставить возможность самостоятельно заботиться о собственном благосостоянии, в том числе посредством страхования. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и даёт возможность увеличить состояние и богатство нации, поскольку страховые компании через долгосрочное страхование жизни привлекают деньги в экономику на достаточно продолжительный промежуток времени и становятся тем самым инструментом, который может достаточно эффективно способствовать развитию системы институциональных инвестиций, что особенно важно для экономики страны.

Сектор страхования жизни остается практически неразвитым. К числу причин этого можно отнести недостаточную платёжеспособность населения, отсутствие реальных стимулов для вложения свободных средств в долгосрочные виды страхования, недоверие к страховому рынку и исторически сложившуюся ориентированность населения на социальную и иную помощь со стороны государства. Таким образом, особенности проведения страхования жизни на нынешнем этапе связаны со следующими проблемами:

негативная история страхования жизни в стане в постсоветский период;

отсутствие надёжных финансовых инвестиционных инструментов;

изменения в социальной сфере, которые в силу своей неопределённости в настоящее время сдерживают развитие страхования жизни;

инфляция, неустойчивость национальной валюты, отсутствие свободных денежных средств у предприятий и населения;

неуверенность потенциальных страхователей в будущем;

низкая страховая культура населения, страховых посредников и некоторых страховщиков;

неблагоприятное налоговое законодательство, направленное на борьбу с не страховыми операциями и тормозящее развитие классического страхования жизни;

отсутствие экономических стимулов для участия населения в долгосрочном страховании жизни.

В этот список также можно добавить отсутствие доверия со стороны населения к страхованию жизни, что является следствием громких скандалов, связанных с "финансовыми пирамидами", а также обесцениванием страховых сумм по договорам.

Отсутствие полноценной системы аннуитетов.

В целях успешного продолжения пенсионной реформы и реформы системы социального обеспечения необходимо развитие системы предоставления аннуитетов, как продукта страхования жизни, призванного эффективно обеспечить регулярные пожизненные или долгосрочные выплаты: лицам, достигшим пенсионного возраста; лицам, утратившим трудоспособность до достижения пенсионного возраста; наследникам по случаю смерти кормильца. Именно внедрение аннуитетов позволит обеспечить наиболее защищенное пребывание человека на пенсии.

Только система аннуитетов и организации, осуществляющие страхование жизни, могут обеспечить пожизненным доходом пенсионеров в случае пережития ими среднестатистического возраста, поскольку накопительные пенсионные фонды могут выплатить лишь суммы, фактически накопленные их вкладчиками, независимо от продолжительности жизни пенсионерами и достаточности накоплений для пожизненного обеспечения.

В настоящее время в республике только три страховые организации работают в отрасли "страхование жизни", все они имеют лицензии по аннуитетному страхованию, но только одна страховая организация АО "КСЖ "Валют Транзит Life" работает более года. Таким образом, в дальнейшем развитии страхования жизни и развитии системы предоставления аннуитетов в стране можно выделить следующие приоритеты.

 Разработка и реформирование  страхового законодательства в  области предоставления аннуитетов, страхования жизни и трудоспособности.

 Обеспечение сохранности  накоплений в организациях, осуществляющих  страхование жизни.

 Совершенствование налогообложения  с целью стимулирования долгосрочного  страхования.

 Создание условий для  институционального становления  организаций, осуществляющих страхование жизни.

 Укрепление уполномоченного государственного органа страхового надзора.

 Расширение возможностей  для долгосрочных инвестиций  организаций, осуществляющих страхование  жизни.

Недостаточное развитие рынков перестрахования и сострахования.

В условиях ограниченных возможностей отечественных стрваховщиков по принятию рисков на страхование, особенно крупных, многократно возрастает роль сострахования и перестрахования.

Перестрахование является одним из эффективных механизмов повышения уровня платёжеспособности и финансовой устойчивости страховщика, а также предоставляет дополнительные финансовые ёмкости для принятия прямым страховщиком рисков на страхование. Из-за неразвитости отечественного рынка перестрахования большая часть рисков казахстанских страховщиков размещается на зарубежных рынках перестрахования. В Казахстане пока нет ни одной организации, осуществляющей перестрахование как исключительный вид деятельности (перестраховочная организация). В настоящее время показатель доли премий, передаваемых в перестрахование за рубеж, составляет около 60% от собранных страховых премий. Такое положение дел можно рассматривать позитивно с точки зрения необходимости интегрирования отечественного рынка страховых услуг в мировое страховое пространство и прихода передовых страховых технологий и новых продуктов в Казахстан. С другой стороны, это делает казахстанский страховой рынок крайне уязвимым и зависимым от изменчивости глобального рынка перестрахования. Ещё одним механизмом обеспечения финансовой стабильности страховщиков является сострахование, то есть совместное страхование одного риска несколькими страховщиками (страховым пулом). При помощи сострахования преимущественно страхуются крупные или малоизвестные и новые риски. В международной практике пуловое страхование наиболее часто используется при страховании катастрофических рисков. Механизм сострахования пока в Казахстане не получил практического применения. Учитывая это, необходимо предпринять меры по стимулированию развития механизмов перестрахования и сострахования и, в первую очередь, создавать необходимую правовую основу их проведения. Речь идёт о необходимости совершенствования существующего страхового законодательства, которое в настоящее время не учитывает всех особенностей договора перестрахования и перестраховочной деятельности.

Предстоит рассмотреть вопросы обеспечения надлежавшего контроля за перестраховочной деятельностью в целях предупреждения и исключения использования операций трансграничного перестрахования для незаконного перевода капитала и отмывания "грязных" денег. Существует необходимость скорейшего формирования нормативной правовой базы, регламентирующей условия осуществления сострахования страховыми пулами, в том числе порядок заключения договора страхования, определения размера страхового риска, распределение ответственности, организация взаиморасчётов и т. д.

Низкая страховая культура населения.

Основной задачей развития страхования и страховой деятельности в стране является восстановление и дальнейшее повышение страховой культуры населения. В настоящее время можно констатировать, что низкий уровень развития страхового рынка сложился, в том числе в силу недостаточной страховой культуры населения. К числу причин этого можно отнести негативное отношение к страхованию в целом (недоверие населения), исторически сложившуюся ориентированность населения на социальную и иную помощь со стороны государства, отсутствие доступной информации о страховых продуктах, деятельности страховых организаций, в том числе в силу их низкой рекламной активности, непонимание смысла страховых услуг, отсутствие позитивных материалов о деятельности страховых организаций в средствах массовой информации, высокие страховые тарифы, несопоставимые с доходами населения, невыгодные условия страхования.

В частности, страховые организации довольно редко освещают вопросы страхования и страховой деятельности в средствах массовой информации, в том числе через республиканские печатные издания, на республиканском радио и телевидении. Все эти факты свидетельствуют о не достаточно активной работе самих профессиональных участников страхового рынка и государственных органов в этом направлении. Поэтому необходимо повышение информированности населения об использовании страхования в качестве эффективного механизма защиты своих имущественных интересов, дополнительных социальных гарантий и формирование положительного отношения к страхованию.

Для этого необходимо осуществление следующих мероприятий:

 проведение на регулярной  основе совместной с профессиональными  участниками страхового рынка  их объединений просветительской  и разъяснительной работы населения, направленной на предоставление  более полной и объективной  информации о рынке страховых  услуг и страховых продуктах, в том числе по вопросам  защите прав потребителей финансовых  услуг;

 регулярное проведение  тематических конференций, семинаров, направленных на повышение уровня  профессионального образования  участников страхового рынка;

 информирование население  о незаконной либо неправомерной  деятельности на страховом рынке, в том числе страховых агентов  и других посредников страховых  организаций - нерезидентов Республики  Казахстан на территории Республики  Казахстан;

 унификация правил  страхования, терминологии, используемой  при заключении договоров страхования (перестрахования) и других документов, используемых в страховой деятельности;

 введение правил поведения  на страховом рынке (этический  кодекс).

Указанные мероприятия, прежде всего, должны быть направлены на раскрытие информации о:

природе и сути страхования и задачах, которые могут быть решены посредством страхования;

деятельности страховых организаций и других профессиональных участников страхового рынка, специфики, осуществляемых ими функций;

конкретных экономических механизмах использования отдельных видов страхования.

В формировании страховой культуры населения велика роль самих страховых организаций и их объединений, которым необходимо активизировать взаимодействие со средствами массовой информации путём увеличения объёмов освещения вопросов страхования на телевидении, радио, в сети Интернет; размещения групповой социальной рекламы; объявления конкурсов на лучшее освещение вопросов страхования и публикацию материалов о деятельности страховых организаций, в том числе об урегулировании страховых случаев; организации образовательных и обучающих программ для широких слоев населения; проведения маркетинговых исследований, изучающих спрос населения на страховые услуги и, при необходимости разработки новых страховых продуктов. Также, страховым организациям и их объединениям необходимости обеспечить мониторинг за деятельностью своих подразделений, вспомогательных и медицинских учреждений, осуществляющих обслуживание страхователей.

 

 

 

 

 

 

3. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО  РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В  УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО  КРИЗИСА

 

3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период

 

Состояние казахстанской экономики на вид ничуть не претерпело изменении. Вместе с тем влияние мирового финансового кризиса на Казахстан ощущают практически все субъекты бизнеса, не говоря уже о коммерческих банках и отечественных строительных компаниях. Надо отдать должное, государство сейчас дозированию занимается рефинансированием экономики, заменив на время функции банков, кредитующих казахстанские предприятия. О том, какие меры предпринимает правительство в стабилизации финансовой системы, рассказывает вице министр финансов РК Даулет Ергожин.

Информация о работе Анализ развития финансового рынка Казахстана