Анализ кредитоспособности потенциальных заемщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обусловливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Файлы: 1 файл

Банковское дело.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

       Результатом планирования является разработка бизнес-плана (свободного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).

       Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.

       Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

       Основу  сводной аналитической работы банка  составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями  анализа являются:

       оценка  динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли.

       оценка  ресурсной базы: объема, структуры  и основных тенденций развития ее составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита).

       оценка  состояния активов банка: объема, структуры и основных тенденций развития составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов).

       оценка  ликвидности банка производится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменения уровня показателей.

       Материалы анализа позволяют определить стратегию  и тактику банка в области  управления ликвидностью.

       Оценка  доходности банка осуществляется на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа рассчитывается система количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Указанный анализ является основой для разработки механизма управления прибыльностью банка.

       Наряду  с этими направлениями сводной  аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические  разработки по отдельным направлениям: анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг, анализ кредитоспособности клиентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи и др.

       Материалы указанных аналитических разработок используются для выработки политики в области управления банковскими  рисками применительно к сферам деятельности банка.

       Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

       В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

       Вместе  с тем, система внутрибанковского  регулирования включает и самостоятельные  направления:

       совершенствование организационной структуры банка, в частности, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и маркетинга и т.д.);

       разработка  новых и  совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

       корректировка целей, приоритетов и методов  осуществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;

       принятие  конкретных мер по ограничению объемов  рисков по отдельным направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

       определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

       Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляет Национальный банк Республики Казахстан и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

       Внутрибанковский  контроль взаимосвязан с внешним  контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Национального банка Республики Казахстан, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

       Содержание  банковского менеджмента находит  конкретное выражение в работе сферы управления.

       Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

       Финансовый  менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка  (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

       Особенностью  финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

       Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

       Научной основой управления персоналом является психология и деловая этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное стимулирование.

       Управлению  персоналом коммерческого банка  принадлежит одно из центральных мест. Связано это с тем, что эффективность банковской деятельности во многом зависит от тех людей, которые либо руководят банком в целом, либо выполняют отдельные банковские операции.

       В количественном отношении численность  персонала коммерческого банка определяется объемом выполняемых им операций, производительностью труда его сотрудников.                                                                                                                                                                                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

  1. Банковское  дело. Под ред. О.И. Лаврушина. Москва, 1992.
  2. Банковское дело. Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, Москва «Финансы и статистика», 1995.
  3. Основы банковского менеджмента. Под ред. О.И. Лаврушина. Москва «Инфра-М», 1995.
  4. С. Сазанов. Банковский менеджмент в условиях межгосударственных интеграций. Алматы «Каржы-Каражат», 1999.

Информация о работе Анализ кредитоспособности потенциальных заемщиков