Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, курсовая работа
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится учеником Платона.
1. Жизнь и творчество Аристотеля ………………………………………. 3
2. Логика и методология ………………………………………………….. 6
3. Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и знания … 8
4. Физика: мир, жизнь, и человек …………………………………………10
5. Общество. Этика и политика ………………………………………….. 14
Заключение ………………………………………………………………... 17
Библиографический список ……………………………………………….18
ФИЛОСОФИЯ
ЖИЗНЬ
И ТВОРЧЕСТВО АРИСТОТЕЛЯ
Красноярск,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнь и творчество Аристотеля ………………………………………. 3
2. Логика и методология ………………………………………………….. 6
3. Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и знания … 8
4. Физика: мир, жизнь, и человек …………………………………………10
5. Общество. Этика и политика ………………………………………….. 14
Заключение …………………………………………………
Библиографический
список ……………………………………………….18
1.ЖИЗНЬ
И ТВОРЧЕСТВО
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде . Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней - «перипатетиков». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.
Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен, поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в «безбожии» на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 г. он умер.
Сохранившиеся
произведения Аристотеля относятся
в основном к ликейскому периоду,
однако в них сохранены идеи и
прямые отрывки из более ранних произведений,
что свидетельствует об известной
целостности его воззрений
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом провозглашает «мышление». Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.
Лишь
в сочинении «О философии», некоторыми
исследователями относимом ко второму
периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются
существенные отклонения от платонизма.
Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно
Спевсиппу, идеи к математическим сущностям
- числам. «Если поэтому идеи означают
какое-то иное число, чем математические,
- пишет он, -то это вовсе недоступно нашему
пониманию. Ибо как простому человеку
понять [какое-то] иное число?» Вместе с
тем, Аристотель опровергает и воззрение
пифагорейцев и Платона, утверждая, что
из бестелесных точек не могут образоваться
ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении
он писал о двойном происхождении веры
в богов: через вдохновение, нисходящее
на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного
движения светил. Показательно при этом
переосмысление образа «пещеры». В своем
«Государстве» Платон уподобил наш мир
пещере, в которой сидят прикованные пленники,
видящие перед собою лишь тени вещей, существующих
в «подлинном» мире, т.е. мире идей. Узники
эти ничего не знают о подлинном мире.
Аристотель же говорит, что обитатели
самой прекрасной и благоустроенной пещеры,
только слышавшие о богах, лишь выйдя на
поверхность земли и узрев красоту земного
мира, «действительно поверят в то, что
есть боги, и что все это - произведение
богов» . Таким образом, не созерцание
запредельного мира идей, а наблюдение
и исследование нашего, посюстороннего
земного мира ведет к высшей истине. Это
различие теоретических установок Платона
и Аристотеля составило главную основу
их расхождения.
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», «О небе» , «О возникновении и уничтожении», «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») . В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.
3. Психология:
«О душе» , а также «Малые
труды по естествознанию»,
4. Биологические
труды: «О частях животных»,
«О движении животных», «О
5. Первая
философия: сочинение,
6. Этика: « Никомахова этика», «Большая этика» , «Евдемова этика».
7. Политика
и экономика: «Политика» , «Экономика»
. В школе Аристотеля было
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» , за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Уже
перечень произведений Аристотеля показывает
энциклопедичность его учения. В
нем не только охвачены все области
тогдашнего знания, но и произведена его
первичная классификация, так что впервые
из философии как таковой выделены специальные
науки. Каждой работе Стагирита предшествует
краткое изложение и критический разбор
предшествующих учений по данному вопросу.
Тем самым осуществляется первый подход
к проблеме, которая затем решается в духе
собственного учения Стагирита. Последний
выступает поэтому и первым историком
науки, хотя его изложение учений древних
требует критического подхода. Но начнем
анализ учения Аристотеля, не углубляясь
в детали его конкретно-научных представлений.
2. ЛОГИКА
И МЕТОДОЛОГИЯ
Аристотель- признанный основатель логики. Правда, не он дал науке это имя, пущенное в оборот его комментатором Александром Афродизийским полтысячи лет спустя. Однако уже в трудах Стагирита логика достигла такого совершенства, что еще в конце XVIII в. И. Кант мог сказать, что после него она «до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной». Иначе говоря. Аристотель выработал парадигму логического исследования, которая господствовала на протяжении более двух тысяч лет. Радикально новое в логике рождается только в XIX–XX вв. на основе диалектики, с одной стороны, и математического истолкования логической науки–с другой.
Порядок
логических произведений Аристотеля,
в котором они печатаются и
перечислены выше, не случаен. Он отражает
дидактическую структуру
Учение Аристотеля о категориях –синтетическая, и в то же время недифференцированная концепция, в которой категории суть одновременно характеристики бытия, как и логические и грамматические характеристики. Их дифференциация–дело будущего. В этом и сила, и слабость учения о категориях. Сила–постольку, поскольку категориальные определения представляют собою единство субъективного и объективного определений вещи, причем здесь через субъективную форму всегда просвечивает объективное мыслительное содержание. Слабость – поскольку нерасчлененность субъективного и объективного может вести к одностороннему выпячиванию одной стороны дела и к спутыванию объективной диалектики единичного, особенного и всеобщего в вещи с дифференциацией их в мысли.
Аристотель, как и Платон до него, считает знанием знание не единичного, а общего. Аристотель выходит из положения, вводя понятие «второй сущности»–это роды и виды, т.е. общее, неразрывно связанное с единичным и без него невозможное. Но категория сущности оказывается тогда самым общим понятием, обозначающим все самостоятельно существующие вещи, расчлененным в то же время на роды и виды. И в логической иерархии, отражающей отношения единичного, особенного и всеобщего, сущность занимает как самое высшее, так и самое низшее место, она есть и высший род, и единичное сущее.
У Аристотеля нет окончательной ясности в определении того, что такое сущность. Традиция платонизма, принятая им в преобразованной форме, побуждает его искать «суть бытия» в общем, в «форме» и «идее». Апелляция к вещам как единственно существующим реальностям влечет его, напротив, к признанию сущности единичной вещью. Но ведь последняя–нечто сложное, составленное из материи и формы, следовательно, она не может быть первичной, сущность и суть бытия должны быть простыми. Аристотель не находит выхода за пределы этой апории, и потому «путается... именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения etc., сущности и явления etc.».