Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:11, реферат
На протяжении многих тысячелетий со времени своего появления человек жил (а, вернее, выживал) в нашем мире, зная о нем лишь немногое. Объяснение всему загадочному и необъяснимому древние люди давали в мифах и легендах. И несчетные поколения наших предков не имели никакого представления о философии.
Наступил 431 год до н. э. Мирная жизнь в Афинах, уже много лет процветавших под управлением мудрого Перикла, вскоре умершего, подошла к концу. Началась II Пелопонесская война (первая проходила в 460-445 гг. до н. э).
Началась II Пелопонесская война, которая длилась 27 лет и привела к капитуляции высококультурных демократических Афин перед грубой и невежественной Спартой. Афины утратили свою ведущую роль в греческом мире. Эти драматические события оказали сильное влияние на Сократа.
Философ был призван на военную службу. Сократ участвовал во многих сражениях и походах, но, несмотря на все тяготы солдатской жизни, продолжал свои философские искания, немало удивляя других солдат своим чудным поведением.
По свидетельствам очевидцев, Сократ был доблестным воином: рискуя жизнью, он однажды спас от гибели своего боевого товарища.
Вернувшись из армии, Сократ продолжил учить афинян. Занятия проходили в тесной лавке сапожника Симона у межевого камня Агоры. Уроки велись в форме непринужденной беседы, Сократ был талантливым актером, в совершенстве владевшим умением захватить внимание аудитории.
Одним из самых известных высказываний философа было: «Жизнь без исследования не есть жизнь для человека». Сократ первым стал рассматривать саму жизнь как проблему. Он решил увести ее от безысходного древнего трагизма в «царство самосознания» (Лосев, op cit. c. 52). Главным в человеке Сократ считал душу, «вечное дыхание жизни», бессмертную и вполне сознательную сущность, которая может быть какой угодно. Человек в ответе за то, какой она будет, и он должен сделать свою душу как можно лучше. Философ стремился понять, оценить а, затем и исправить саму жизнь силой духа.
Сократ доказывал, что все люди стремятся к счастью, но достигнуть его смогут лишь добрые души. Великий философ верил в то, что все плохие поступки люди совершают лишь по неведению; все зло - просто заблуждение. Добродетель тождественна знанию, и если бы всем и всегда было бы известно, где добро, а где зло, то, по мнению философа, распрей не было ни между людьми, ни в человеческих душах. Так же Сократ нередко ставил знак равенства между понятиями «добро», «красота» и «целесообразность». Подобные взгляды удивляли современников. Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия или науки.
При этом взгляды Сократа на искусство
были антропологическими, что предполагает
«различие образа и первообраза» (Лосев,
op cit. с. 66). Искусство - это подражание жизни,
«…специфика если не эстетического, то,
во всяком случае, художественного (то
же с 66). В этом своем суждении Сократ уже
не объединял «красоту» с «благом» и «пользой».
Подражание он выдвинул в качестве принципа
художественного творчества. Кроме того,
он утверждал что даже то, что отвратительно
в жизни, может приносить наслаждение,
будучи воссозданным в искусстве. На основании
этого А.Ф. Лосев сделал вывод, что «…тенденция
различать телеологию и эстетику у Сократа
вполне налицо» (то же с 68).
В пятьдесят лет Сократ женился на Ксантиппе, у них было трое сыновей. Несмотря на свое недовольство мужем, который не мог обеспечить семью, Ксантиппа понимала, что он был гениальным философом.
Сократу исполнилось 65 лет, когда Афины потерпели сокрушительное поражение в Пелопонесской войне. Победитель, спартанский царь Лисандр, приехал в покоренный город и учредил там лояльное себе правительство тридцати тиранов. Демократии пришел конец - начались несправедливые аресты, суды и казни всех инакомыслящих. Многие в страхе бежали из города, но только не Сократ.
Одним из лидеров нового правительства был Критий, бывший ученик Сократа. Он хорошо знал, какую опасность могут представлять взгляды и острый ум философа. Его деятельность была подвергнута запрету, а самого Сократа тираны хотели превратить в своего сообщника. В 404 году до н. э. философу приказали отправиться на остров Саламин и арестовать Леонта, лидера демократической оппозиции. Было ясно, что затем тираны собирались физически устранить своего соперника. Сократ не стал помогать палачам, рискуя поплатиться за это жизнью. Правительство тридцати тиранов вскоре было свергнуто, а Критий убит. Это был 403 год до нашей эры.
Однако, восстановление демократии не спасло Сократа. В 399 году до н. э. он был арестован по обвинению в безнравственности, развращении юношества религиозным вольнодумством, в отрицании старого пантеона греческих богов и почитании нового божества. За обвинениями стоял ведущий демократ, ученик и завистник Сократа по имени Анит.
Несомненно, что Сократ не был безбожником и искренне верил в богов и бессмертие души. Вместе с тем, он старался избегать суеверий и предрассудков, господствовавших в Античной Греции, как, собственно и во всем тогдашнем мире.
Семидесятилетний философ предстал перед судом, и свою защиту вел самостоятельно. Его противником в этом рискованном «философском споре», где на кону стояла жизнь, был молодой поэт-трагик Мелет, потребовавший казнить Сократа. Объявленная годом раньше всеобщая амнистия не коснулась философа.
Надо сказать, что последний весьма несерьезно отнесся к судилищу, даже после того, как большинство из пятисот членов правящего совета согласились с необходимостью приговорить философа к смерти. Обвинения действительно были несерьезны, но, возмущенные насмешками подсудимого, члены совета вновь проголосовали за смертную казнь, на этот раз еще большим количеством голосов. Вполне возможно, Сократ умышленно обрек себя на мученическую гибель, ведь суд наверняка мог бы применить к философу другую меру наказания - ссылку (а, ведь у Сократа были друзья, которые бы позаботились о нем).
В Афинах смертные приговоры нельзя было приводить в исполнение, пока священный корабль не вернется из ежегодного плавания на остров Делос. Своей участи Сократ дожидался в государственной тюрьме. Последние дни великого учителя Платон позже опишет в своих произведениях. Предложение друга Критона о побеге Сократ отверг - ведь подобное противоречило его принципам.
Священный корабль возвращался в Афины. Сократ попрощался с женой Ксантиппой, завел свою последнюю философскую беседу с друзьями. Речь шла о природе жизни и смерти. Как позже писал в «Федоне» Платон, его учитель говорил об истинности души и грешности тела. Именно оно «мешает нам улавливать бытие», доставляет нам трудности и несчастья, побуждает нас к войнам. Оно никогда не дает забыть о себе, отвлекает от поиска истины. «…Пока мы обладаем телом, и душа наша неотделима от этого зла».
Приговоренные к казни должны были выпить яд. Сократ без сопротивления исполнил этот приказ. «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте!», - с этими словами Сократ навеки покинул мир смертных.
Возможно, в его последних словах была просьба принести жертву богу врачевания, который был способен излечивать не только тела, но и души. Значит, Сократ все же верил в то, что души людей после смерти могут найти вечный покой.
Осознав несправедливость приговора,
афиняне казнили Мелета, изгнали Анита,
а Сократу поставили памятник. Доброе
имя философа было восстановлено, а память
о нем осталась в веках.
Список
использованной литературы.
1). Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.
2). Рожанский И.Д. Загадка Сократа., в сб. Прометей, в. 9, М., 1972.
3). Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.
4). Нересянц В.С. Сократ. М., 1977.
5) Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.