Зарождение античной философии, ее духовные предпосылки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое. Несмотря на наличие в профилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией.
Как и в других странах, философия возникла на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь. На заре истории человечества были еще сильны родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, и господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология выступала для потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. В качестве нерасчлененного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства, в том числе

Файлы: 1 файл

Реферат по философии Зарождение античной философии.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     С точки зрения своей атеистической  концепции Демокрит объясняет и  существование духовного мира и  души человека. Все живое обладает душой, состоящей из особых атомов. Душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно движущихся атомов, обладающих внутренней энергией, что является причиной движения живых существ. А поскольку и тело человека состоит из атомов, то можно говорить о единстве Души и Тела. А потому, когда тело умирает, то душа покидает тело, рассеиваясь в пространстве.

     Демокрит  колебался в вопросе о природе  богов, но был тверд в признании  бытия Бога. По Демокриту, боги состоят  из атомов, а Бог есть космический  разум.

     Демокрит  затрагивает и сложные нравственные проблемы бытия человека. В специальном труде "О ровном настроении духа" он представляет цель жизни человека как стремление к счастью и благу, достигаемые спокойствием и равновесием в душе, состоянием безмятежной мудрости. Безмятежность – психическое состояние, когда чувства не поднимают мятеж против разума. А счастье понимается не как стремление к наслаждению, а к справедливости. Отсюда он делает вывод, что только нравственный человек подлинно счастлив. Он этого достигает, следуя велению совести и стыда, которые он характеризует в форме афоризмов: "Дурного не говори и не делай, даже если ты один; научись стыдиться себя намного больше, чем других" (совесть). "Не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от поступков" (стыд). "Неморальными могут быть не только деяния, но и намерения". Конечно, эти постулаты носят рекомендательный характер, но могут быть общеприменимы. Они до сих пор не теряют своей значимости, привлекательности и вдохновляющей силы.

     Атомизм Демокрита в то время не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений. В отличие от выдвигавшиихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это огромный взлет мысли и новый уровень философского постижения сущего. 

Философские учения Платона и  Аристотеля

     античная  философия платон сократ

     Родоначальником, "отцом" классической античной философии  является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Эта  была во всех отношениях выдающаяся личность: он был не только великим философом-мыслителем, но выдающимся человеком и гражданином. Цельность его как философа и как человека обладают столь высоким обаянием и авторитетом, что он оказал огромное влияние не только на все последующие этапы философии, и европейской, и мировой, но стал символом, образцом подлинного, истинного человека.

     Платон (427 – 347 до н.э.) был учеником Сократа, перед авторитетом которого и как философа, и как человека, он всегда преклонялся. Но как часто бывает, в развитии философии Платон пошел дальше своего учителя. Он одним из первых предпринял попытку, создать универсальную философскую систему, которая бы охватывала мир как единую универсальную модель, обладающую собственным основанием бытия, своей субстанцией. Мир существует вечно и сам по себе, но имеет собственное первоначало и собственную причину, из которой все в мире проистекает. Этот мир по Платону двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием, они только копии, тени мира идей (они непостоянны, текучи, изменчивы).

Идеи  являются первоосновой – это объекты, которые всегда существуют и никогда  не становятся, они постоянны и  неизменны, в отличие от непостоянства, текучести и изменчивости вещного  и материального.

     "Идеи" обладают объективностью; независимостью от чувственных определений; независимостью от всех условий и ограничений в пространстве и времени. Они как бы существуют вне пространства и времени. Такой принцип объяснения бытия мира и становится принципом объективного идеализма. Платон и является родоначальником философии объективного идеализма, оказавшей огромное влияние на все последующие типы философствования.

     Материю Платон как бы помещает между сверхчувственным миром идей и чувственным миром  вещей и предметов. По мысли Платона, вещный мир становится материальным, когда он выявляет свою причастность к миру идей.

     По  утверждению Платона творящей силой  является мировая Душа (Разум), обладающая деятельной силой, действие которой  направлено на созидание чувственных  вещей, соответствующих первообразу вещей. Платон приводит пример, с творчеством гончара, изготавливающего кувшин. Прежде, чем изготовить кувшин, должна появиться "идея" кувшина в сознании, уме художника. Мировая Душа обладает энергией творящей силы, в качестве которой и выступает Ум, столь же универсальный, как и мировая Душа. Ум есть неотъемлемое свойство творящей Души. Творит разумная Душа, а сам акт творения приобретает целенаправленный характер (это утверждение Платона нашло впоследствии воплощение в христианской средневековой философии). А поскольку конкретная человеческая душа есть порождение мировой Души, то она тоже обладает умом, действие которого направлено не на творение мира вещей, а на познание сущности мира идей.

     Платон  определяет и познавательную задачу философии – обнаружение универсальных законов бытия мира идей и достижение истинного знания о них. Для него познание есть сложный диалектический процесс, а само знание не есть ни чувственное восприятие, ни правильное мнение со смыслом, "а есть" знание в понятиях, посредством которых мы получаем возможность узреть истину идей и идеального мира. А поскольку познавательной возможностью обладает бессмертная душа, то она как бы "припоминает" уже данные ей ранее понятия и посредством них она непосредственно узревает, созерцает истину идей. Платон вскрывает и существенные черты процесса познания как процесса творческого и противоречивого. Творческий характер выражается в одержимости, как непреодолимого влечения к истине. Противоречие (как момент познания), появившись в мысли, побуждает мысль к познанию истинно-сущего. "… Когда ощущение говорит об одном нисколько не меньше, чем о противоположном, я считаю вызывающим на размышление", – замечает Платон в трактате "Государство". А разрешение возникшего затруднения, вопроса, проблемы в мышлении есть искусство диалектики. По Платону она выражается в "ступенчатости" познания, т.е. переход от одной к другой. Познание сначала предстает как "сновидение", догадка, а потом уже как суждение, мысль о чем-либо, выраженная в понятиях. Восхождение от низших понятий к высшим (наиболее общих) и ведет к истине.

     В философии Платона идеальное, духовное как высшая, истинная сущность противопоставляется  вещному миру, как более низшему  и неистинному. Но все же и они  по Платону находят своеобразную форму компромисса и единства в виде прекрасного, которое, с одной стороны есть высшая форма чувственного выражения и видения идеи; а с другой – прекрасное способно вещному миру придавать совершенные качества и свойства.

     Платон  анализирует и порядок, строение идеального мира, который имеет иерархический характер. Высшей идеей является всеобщее благо, которое преследует цель принесения добра всем. На основе идеи всеобщего блага он создает свою знаменитую концепцию, теорию "идеального государства", которая до сих пор является предметом дискуссий.

     Являясь сторонником рабовладельческого класса, Платон в тоже время указывает на подлинные причины появления и существования государства. "Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебных друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных", отмечает он в трактате "Государство". Существовавшие в его время формы государства, власти и управления являются, по его мнению, отрицательными, поскольку они преследуют цель не достижения всеобщего блага для всех граждан, а достижения лишь корыстных материальных интересов. Он с симпатией относится к монархической и аристократической формам правления (называемых правильными), но и они не способны осуществить принцип всеобщего блага. Но худшими формами государства он называет олигархию и демократию, при которой противоречий еще больше, чем при олигархии; тирания – наихудшая форма государства, построенная на прямом насилии, она есть следствие вырождения демократии.

     Им  он противопоставляет идеальное государство как подлинно истинное, в котором реализуется принцип всеобщего блага для всех свободных граждан (но не рабов!), так называемое "благое государство".

     Универсальным принципом "Благого государства", по Платону, должна быть справедливость, предполагающая наделение каждого члена общества таким видом деятельности и выполнением таких функций, к "чему его природа наиболее способна". Верховным правителем должен быть философ, не по статусу, а по характеру мышления. Он наиболее подходит, поскольку философ стремится к истине и ничему другому. А это в свою очередь, помогает выработать необходимые качества правителю "благого государства": 1) мудрость; 2)мужество; 3) благоразумие (сдерживающая мера); 4) понимание и чувство справедливости. Поэтому призвание и правителя и "благого государства" – забота о благе своих граждан. Платоновская идея об идеальном государстве, носит утопический характер. Но Платон, один из первых мыслителей, который указал на необходимость соблюдения универсального принципа – соединения морали, нравственности и политики, без которого создания гармонического государства и общества, основанного на согласии граждан – недостижимо.

     В классическом периоде античной философии  выделяется фигура Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), воззрения которого энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его глубине, тонкости и масштабности. Аристотель был учеником Платона и посещал его Академию. Но он создал свою собственную систему философии, направленную против позиции Платона, подвергнув ее критическому анализу. Он отвергает самостоятельное существование сверхчувственных идей. Они, по Аристотелю, лишь формы отражения вещей предметного мира, мира чувственно-воспринимаемого. Вещи, предметы существуют сами по себе, т.е. объективно и независимо от идей. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной (несотворимой и неуничтожимой). Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличится или уменьшится в своем количестве. Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как «мрамор имеет возможность различных статуй». Предметы вещного мира, хотя и существуют самостоятельно, до идей, они еще не определенны по своим качествам, свойствам, в силу присущей им пассивности. Нужна какая-то сила, энергия, которая благодаря своей созидательной активности и придает предметам, субстратному миру определенность и конкретность. Он обозначает эту силу, обладающей всеобщностью, термином "форма" (эйдос). Аристотель заменяет платоновскую "идею", понятием "форма". Поэтому любая конкретная вещь, предмет есть единство материи и формы. И благодаря этому единству вещи и становятся субстанцией. Отсюда он и бытие обозначает как существование субстанции в самой себе, но не в чем-либо ином. А поскольку существуют отдельные вещи чувственного мира, то единичное существование (Бытие) и есть субстанция. Аристотель непоследователен в своем мнении. Непоследовательность его связана, прежде всего, с трудностями и сложностями понять и представить  объективный мир не как уже готовую, вечно неизменную реальность, а как становящуюся и развивающуюся систему, в отличие от неизменного мира идей Платона.

     Аристотель  приходит к выводу, что только через  движение и посредством движения вещный мир утверждает и реализует  себя. Само движение есть атрибут бытия  мира. Аристотель вводит термин "перводвигатель", который является бестелесным, обладающий к тому же универсальным умом. К этому понятию наиболее подходит понятие Бог, который и сам себя движет и все приводит в движение, он беспределен и бесконечен. А поскольку, "перводвигатель" наделен умом, то и само движение приобретает целенаправленный, телеологический характер. Само же движение объективного мира носит непрерывный характер, из одного движения вытекает другое движение, а самодвижение есть действие причины. Его учение о движении обогащается мыслью, о развитии, которое есть высшая форма движения, обладающая направленностью восхождения от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Поэтому и деятельный разум и душа есть продукт развития. Дух, душа являются мыслящим духом.

     В отличие от Платона Аристотель дает рационалистическую характеристику природе научного знания и путях его достижения. Он указывает, что знанию должны соответствовать объекты, предметы. Без установления объекта, предмета познания не может быть подлинно-содержательного знания. А поскольку истинное знание – знание о сущности Бытия, то оно может выразиться только в понятиях и посредством понятий. Категории - особые понятия, наиболее общие и универсальные. Аристотель вводит 10 категорий, такие как количество, качество, мера, отношения и др., а логика становится системой доказательств истинности суждений.

     Анализируя  категории и оперируя ими в  анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его  логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон  тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Так же Аристотель углубил идеи Сократа по проблемам диалога.

     Принцип развития Аристотель распространяет и  на сферу нравственно-этической  и политической жизни античного  общества, в основе которого также  лежит принцип развивающегося истинного знания о чем-либо. Так, в сфере политической жизни более совершенной формой правления выступает не монархия, не аристократия, не тирания, не демократия, вырождающаяся в охлократию (власть черни), а гражданское управление, полития, в котором руководящую роль играет зажиточный образованный средний класс. Целью государства является обеспечение достижимости всеобщего блага и благой жизни, как высшей ценности, которая основывается на знании истинных и подлинных добродетелей. На основе их формируются такие качества у граждан, особенно управителей, которые приводили бы к достижению истинного блага на основе справедливости.

Информация о работе Зарождение античной философии, ее духовные предпосылки