Западная философия техники: проблема сущности и роли техники в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:40, сочинение

Краткое описание

егодняшний день невозможно представить вне науки и техники. Научно-технический прогресс является одной из наиболее важных характеристик западной цивилизации, общепризнанным критерием общественного прогресса, обеспечивающего переход общества на качественно новый уровень развития.

Мы с готовностью идем по пути технического совершенствования, порой совершенно не задумываясь о последствиях. А они, как показывает практика, бывают самыми неожиданными и весьма противоречивыми. Поэтому очень важно понимать, с чем человек имеет дело. И если относительно науки все достаточно определенно, то в отношении техники подобное утверждать нельзя.

Файлы: 1 файл

Западная философия техники.docx

— 21.00 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  «Государственный университет –  Высшая школа экономики»

Нижегородский филиал 

Факультет экономики 
 
 
 

Эссе по дисциплине

«Философия» 

Тема:  Западная философия техники: проблема сущности и роли техники в современном  мире. 
 

                                                                     Выполнил:

Студент группы 10МЭ1

                                                                                                           Сурова Д.К.

                                                                      Проверил:

                                                   Преподаватель

                           Батялова Л.П. 
                       

Нижний  Новгород

2010

     Сегодняшний день невозможно представить вне  науки и техники. Научно-технический  прогресс является одной из наиболее важных характеристик западной цивилизации, общепризнанным критерием общественного  прогресса, обеспечивающего переход  общества на качественно новый уровень развития.        

          Мы с готовностью идем по пути  технического совершенствования, порой совершенно не задумываясь о последствиях. А они, как показывает практика, бывают самыми неожиданными и весьма противоречивыми. Поэтому очень важно понимать, с чем человек имеет дело. И если относительно науки все достаточно определенно, то в отношении техники подобное утверждать нельзя.

           Однозначного определения понятия  «техника» в философской науке  не существует, многообразие трактовок  объясняется различными подходами  при исследовании проблемы.      

     Уже древние греки заметил,  что техника служит для удовлетворения потребностей и нужд, которые не может удовлетворить природа. При этом предпосылкой возникновения техники они считают единство природы и человека. "Разумным существам, - учит Хрисипп, в качестве совершенного вождя дан разум, и для них - жить по природе - значит жить по разуму, потому что разум - это наладчик (technites) побуждения". Иначе говоря, разум не может не порождать технику, т.к. он «технологичен» по своей природе.       

     К. Маркс, чьё творчество приходится на период быстрого роста промышленности и экономики, считает, что техника - это способ удовлетворения потребностей общества в материальных благах.         

     Русский религиозный философ Н.А. Бердяев  утверждает, что с появлением техники  происходит одна из самых значимых для человечества революций -  переворот  во всех сферах человеческой деятельности, переход от «органического типа человека к механическому, машинному складу всей жизни общества». В этом он видит причины болезней западной цивилизации – отказавшись от природной основы и духовности, цивилизация избрала иную основу - технику, её духовностью стала машина. Человечество руководствуется не "целями жизни" (как культура), а средствами и техникой жизни. Метод завоевания окончательно возобладал над интуитивно-цeлостным проникновeнием в бытие, в цивилизации побеждает рaзум Просвeщения, который имеет сугубо прагмaтический характер.       

     Немецкий  философ Х. Век определяет сущностные основы техники в виде «природного  материала и коренящейся в  сознании рациональной форме, а также  свободно выбранной потребительской  или полезной цели и формирующей  силе общества», а меру техники –  в достигаемой материальной и  духовной (осознание силы, господства, свободы) пользе. Философ считает, что  в этом смысле сущность техники не ограничена – «первоначально она  специфицирует продукт (техническое  устройство) как таковой, но продукт  ограничен человеческим сознанием, а сущность представляется открытым процессом и идёт за пределы продукта. Поэтому технику нельзя отождествлять  с конкретными техническими устройствами, что было бы недопустимым упрощением. Ведь такие устройства были бы лишены  смысла, если бы они не "относились" к человеку, его творческой идее и осмыслению, а также не оказывались  бы в водовороте общественной жизни». Т.е. проблема техники затрагивает  различные общественные сферы,  зачастую приводя к столкновению интересов  самых разнообразных социальных институтов.     

     Что же такое техника? Можно ли при  всем многообразии  теорий, посвященных  данному вопросу выделить нечто  общее, что их объединяет? Думаю, да - техника подразумевает вторую, «искусственную», природу, возникшую  в результате ограниченности возможности  естественной природы удовлетворить  потребности человека. Она возникает  в результате познания человеком  законов и тайн «естественной» природы  и является своего рода проявлением  его духа. Дух порождает цель, которая в свою очередь состоит  в том, чтобы понять природу и на основе полученного  знания изменить ее. При этом человек не преобразует законы природы, а лишь использует их. Подобное взаимодействие не проходит бесследно ни для природы, ни для человека – изменяя окружающий мир человек меняется сам.    

     Таким образом, можно утверждать, что техника  есть нечто, пребывающее в человеке и природе одновременно - «она обнаруживает себя как отношение между ними, как некое единство», влияние  которого на нашу жизнь очень велико.     

     Последствия данного влияния требуют серьезного осмысления, поскольку они весьма неоднозначны и противоречивы. С  одной стороны - техника делает нашу жизнь разнообразной и более  удобной, выражает идею творческого  начала, стремление создавать что-то новое. Она освобождает человека, даёт простор развитию его индивидуальности, способностей и дарует возможность  быть самим собой. Но в тоже время, любое техническое устройство, будь оно сложным и важным или примитивным  и незначительным, меняет образ жизни  и мыслей всего человечества. Техника  порождает массовую культуру, культуру стандартов и штампов, в которой  индивидуальность сохранить очень  трудно. Ведь человек преследуя изначально сугубо практические цели – удовлетворение физиологических потребностей,  не рассматривает технику как  возможность своего духовного развития. В результате появляется человек  массы. Н.А.Бердяев видит в этом серьезную проблему, поскольку «человек массы  принимает те ценности, которые  навязываются ему машинной продукцией и рациональным мышлением. Желание  жить по своей инициативе отпадает, а свобода мыслей, внутреннего  и внешнего движения уже не представляют собой никакого значения. Человек  растворяется в обществе, подчиняющемся  так называемому  нормирующему зaкoну, oбрaзцoм для котoрoго служит функциoнировaние мaшины. Более того, техника способствует отчуждению человека от окружающего мира. Благодаря современным средствам связи, передвижения он замыкается в созданном им искусственном узком мирке, где нет места широким коммуникациям с окружающими». Наконец, машина радикально изменяет отношение между человеком и природой, поскольку она встает между ними и тем самим разобщает их. Отношение к природе  опосредуется приборами и вычислениями, исчезает живое переживание, его место занимает деловой технический подход. Природа превращается в объект власти, и это  для неё смертельно, а следовательно, смертельно для самого человека.    

       В результате совершенно очевидным  становится ситуация, при которой  - одни восхваляют технический  прогресс, считая, что применение  техники поможет удовлетворить  все потребности человечества  и устранить социальные противоречия  и экономические проблемы, а другие, напротив, выражают пессимизм и  страх за будущее, в котором  человечество будет порабощено  техникой, а эру человека сменит  эра робота.     

     Размышляя таким образом, мы понимаем, что научно-технический прогресс и развитие техники ставит человека в ситуацию выбора -  идти не задумываясь по освоенному пути или обратиться к прошлому, осмыслить настоящее и оценить будущее. Поскольку все прогнозы относительно будущего цивилизации, которые пытаются дать учёные, так или иначе связаны с техникой, сегодняшний день требует глубокого осмысления и оценки четырех основных аспектов отношений: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир.        

     При этом с уверенностью можно сказать, что при всей важности миссии техники  в обществе нельзя допустить, чтобы  машина безраздельно господствовала над  человеком и его духом. На мой  взгляд, она должна быть подчинена  его воле, служить для удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека, её использование  должно быть умеренно и в этом, я  считаю, состоит спасение всего человечества от неминуемой гибели.

     Список  литературы:

  1. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М., 1992. - ISBN   978-5-94865-992-3.
  2. Электронная гуманитарная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec13.shtml. - Загл. с экрана.
  3. Название:  Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие / Н.М. Аль-Ани. - СПб., 2004 - 184 с. - ISBN 5-98278-011-1
  4. Бердяев Н. А. Дух и машина [Электронный ресурс] // Бердяев Н. А. – Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/berd_bibl_pere.htm. - Загл. с экрана.
  5. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - М., 1991.

Информация о работе Западная философия техники: проблема сущности и роли техники в современном мире