Закат Европы О.Шпенглера

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Книга Шпенглера не просто книга: не та штампованная форма, в которую ученые последних десятилетий привыкли сносить свои мертвые знания. Она создание если и не великого художника, то все же большого артиста. Образ совершенной книги Ницше иной раз как бы проносится над ее строками. В ней все, как требовал величайший писатель Германии, “лично пережито и выстрадано”, “все ученое впитано глубиной”, “все проблемы переведены в чувства”, “философские термины заменены словами”, “вся она устремлена к катастрофе”

Оглавление

Содержание:
1.Введение………………………………………………………………………………...3 – 4стр
2.Философия культуры О. Шпенглера………………………………………………….5 – 8стр
3.Кризис Западной Европы…………………………………………………………….8 – 10стр
4.Заключение……………………………………………………………………………..…11стр
5.Список литературы……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Припомнив, что германский философ старался создать общий метод исследования мировой истории, который позволил бы спрогнозировать будущее Запада, мы сможем прийти к выводу, что такое толкование цивилизации вызвано современной социокультурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что «Тема  общего кризиса западной культуры - одна из главенствующих и наиболее устойчивых в философско-исторической литературе нашего столетия», и О.Шпенглера не миновала эта тенденция. Рим для него - классическая цивилизационная модель, завершение античной культуры, и на этом примере философ показывает Европе ее судьбу. По его мнению, стадия завершения всех культур протекает аналогично, и это утверждение нередко называют одной из ошибок Шпенглера. Действительно, если применительно к Риму понятие империализма еще имеет какой-то (хотя и значительно искаженный) смысл, то словосочетание «египетский империализм» вызывает у большинства историков усмешку. Вместе с тем, Шпенглер полагает империализм неотъемлемой частью цивилизационной стадии всех рассматриваемых им формаций.

     Идея  завершаемости, гибели непосредственно  вытекает из убежденности Шпенглера  в неизбежности прохождения каждой культурой определенных стадий развития. «Неминуемость,- и  закономерное наступление, чередование этих стадий,- делает периоды развития всех культур абсолютно тождественными, длительность фаз и срок существования самой культуры - отмеренными, нерушимыми». Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель культур? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа,  
некий образ из безобразного...». Гибель культуры происходит после того, как «эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,... и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию». Ранний период существования культуры - время поисков средств выражения; время определения, формулировки идей. «Чем более приближается культура к зрелости, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм,... тем яснее становятся ее черты». Наконец, завершив все, что можно было сделать, «усталая, вялая и остывшая», душа «теряет радость бытия и стремится ... из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики...». Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет «фаустовской», находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели  Запада. Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют  
нас увидеть в современности те явления, которые предшествовали исчезновению великих культур древности. Наиболее наглядно завершение внутренней идеи, создание стройной концепции, означающей конец творчества, показано на примере двух математик: античной и западной. «Теперь на этой высочайшей точке - истощив все свои внутренние возможности и исполнив своё назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи «фаустовской» души - математика Запада заканчивает свое развитие, совершенно так же, как это сделала математика античной культуры в 3 веке».

     Выдвигая  тезис о том, что нынешняя эпоха  иррелигиозности  есть одновременно период упадка, О.Шпенглер замечает, что не мы выбирали это время. «Все сводится к тому, чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что, как бы мы ни обманывали себя относительно действительного положения вещей, мы не можем перешагнуть через него». Освальд Шпенглер создает концепцию, направленную на выявление исторического будущего Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной повторяемости их развития. «Идея «повторяемости», и, следовательно «равнозначности», обращена к Европе: множество культур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу».  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Немецкий  мыслитель путём ряда аналогий с  культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «Падение Западного мира представляет собой ни более, ни менее как проблему цивилизации»". Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество. Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснование высказанной в «Закате Европы» концепции чрезвычайно убедительным (и зачастую маскируют недостатки аргументов).

     Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.

     «Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал эту трагедию, и он первый... с изумительной силой и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли» (Бердяев).

     Основную идею концепции “заката Европы” выразил  И.Я.Левяш : “Циклы развития культур, их взлёты и падения создают впечатление ряда сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений”.1

     Из  идей Шпенглера развилось новое  направление в культурологии  и философии науки. После его  работ исследователи стали замечать то, что раньше ускользало от их внимания. Теперь уже нельзя обойтись без исследования того, как, каким образом внерациональные смысловые основания культуры детерминируют развитие не только религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга открытия этой проблемы принадлежит Шпенглеру. Его “Закат Европы” стал не только событием культурологии, но и событием европейской культуры. Конечно не всё в его книге совершенно. Но, пожалуй, Шпенглер и не стремился к этому, так как для него главное было теоретически полнокровно выразить болевые проблемы эпохи, и это ему вполне удалось.  

Список  литературы.

1.Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста. // Лит. газета. 1989. №12, 22 марта.

2.Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф.Кефели., С.П.,1996.

3.И.Я.Левяш. Культурология. Курс лекций. Минск.,”Тетра Системс”.,1998.

4.Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

5.Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1.М., 1993. 
 
 
 
 

Информация о работе Закат Европы О.Шпенглера