Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:13, контрольная работа
Сознание является одной из традиционных философских загадок. В общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями.
Введение
1. Проблема сознания в философии. Функции, структура, уровни сознания. Сознание и язык.
2. Проблема бессознательного в истории философии
3. Общественное сознание (уровни, формы, структура).
4. Проблема идеального сознания
Заключение
Список используемой литературы
Обыденный уровень общественного
сознания формируется спонтанно, стихийно
в процессе повседневной практики и
включает в себя наряду с элементами
научного знания, предрассудки, суеверия,
стереотипы сознания. Ряд исследователей
отождествляют обыденное
Общественная психология
выражает эмоционально-чувственное
отношение людей к
Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества. В идеологии идеи и взгляды общества систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретая характер идеологических систем и концепций.
Многообразие видов
Критериями разграничения форм общественного сознания являются: предмет отражения (аспект бытия), формы и способы отражения, особенности возникновения каждой из форм, социальные функции и роль в обществе.
Общественное сознание характеризует общее содержание надындивидуального сознания. Господство общественного сознания снижает активность индивидуального сознания. В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит от конкретной исторической эпохи.
4. Проблема идеального сознания
Проблема идеального является
одной из ключевых проблем философии.
Предельно широкие категории
материи и сознания входят в состав
основного вопроса философии
и образуют важнейшее содержание
философской науки. Понятие идеального
является квинтэссенцией понятия сознания,
идеальное – специфическое
В истории философии
Другая крупная попытка
решения проблемы идеального предпринимается
в немецкой классической философии
Гегелем. Гегелевская трактовка
идеального по сути не выходит за пределы
объяснения идеального как невещественного.
Философия Гегеля – философия
развития абсолютной логической идеи.
Идеальное определяется у Гегеля
как снятое, как способ существования
конечного в бесконечном. Гегель
постулирует первичность идеи, идеального,
что ведет к превращению
Немецкая классическая философия
послужила отправной точкой для
двух крупных направлений XIX - XX вв.:
неклассической философии и философии
марксизма. В XX в. выделяют три крупных
течения в философии: аналитическая
философия, философия экзистенциализма
и марксизм. Проблема идеального является
одной из критериальных при оценке
этих течений современной мировой
философии. Аналитическая философия
считает единственно возможным
делом философии анализ языка
науки. Центральной проблемой
В центре внимания экзистенциализма
– проблемы смысла жизни, индивидуальной
свободы и ответственности. Основное
понятие этого течения –
Глубокую разработку проблема идеального получила в философии марксизма. В развитии марксизма обычно выделяют два этапа. Первый – этап К.Маркса, Ф.Энгельса, второй – В.И.Ленина. Научность марксизма заключается в том, что он принципиально и окончательно решил важнейшие вопросы философии, которые уже не могут быть решены иначе. Материализм прошлого понимал человека только как часть природы, тогда как в диалектическом материализме человек понимается как социальное существо, ведущая деятельность которого – труд.
Впервые последовательное материалистическое решение проблемы идеального было разработано в научной философии Марксом и Энгельсом. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». [3]
Следующий шаг в разработке материалистического понимания проблемы идеального делает В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Важнейшим открытием Ленина является способ определения понятий материи и сознания через противопоставление друг другу. Ленин доказывает материалистическую теорию отражения предметов сознанием человека. Ощущения – отображения вещей, ощущения – связь сознания с внешним миром. Вне нас существуют вещи, наши восприятия – образы этих вещей. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой, которая подтверждает, что сознание имеет такое «содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества». [3] Отражение является главным свойством сознания.
Таким образом, в классическом марксизме в принципиальном виде были выяснены важнейшие черты идеального как такового. Понятие идеального требует дальнейшей разработки на основе научно-технического прогресса XX в.
В XX в. была предложена новая
форма диалектического
«Идеальное – предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия и существующий на основе особого материального субстрата – человека» [5]. Это определение, на наш взгляд, схватывает самую суть понятия идеального. Универсальность идеальной формы состоит в том, что сознание человека способно замещать любые материальные субстраты. Сознание человека является высшей формой отражения объективной реальности.
Таким образом, научная философия наполнила понятие идеального глубоким смыслом и содержанием. Научное понятие идеального, по нашему мнению, позволяет решать фундаментальные проблемы психологии. Психология до сих пор не знает критерия психического, не знает, на каком этапе (уровне) развития живого появляется психическое.
Особое значение проблема идеального приобретает на современном этапе развития науки, усиления ее роли в развитии общества, с появлением компьютерной техники. Концепция идеального содержит в себе ключ к проблеме мозга и машины. Появление компьютера ставит вопрос о специфике человеческого сознания, его сходстве и различии с деятельностью компьютера. В отличие от компьютера, человек в многофакторной ситуации не перебирает все возможные варианты решений, поскольку это невозможно из-за ограничения во времени, других обстоятельств, а строит ее модель с ограниченным количеством элементов. Но это не главное отличие мозга человека от машины. Компьютер полностью состоит из физических систем, человек же интегральное социальное существо, поэтому бесконечно сложнее компьютера. В компьютере отсутствует идеальное.
Понимание идеального как
специфического качества сознания человека
поможет определить место человека
в мире, его отношение к миру.
В условиях кризиса цивилизации
способность человеческого
Большое значение проблема
идеального приобретает в связи
с претензиями религии
В последнее время появилось слишком много псевдонаучных объяснений действительности, человеческого сознания. Например, Р.Моуди в книге «Жизнь после жизни» выдвигает, на наш взгляд, необоснованную теорию бессмертия души. Автор сам не переживал клинической смерти, признается, что не способен дать статистическую оценку этого явления. В своих рассуждениях Моуди опирается только на рассказы других людей. Исследования Моуди не были строго «научными», результаты этого исследования нельзя никак проверить. «Все, с кем я беседовал, вышли из иудейско-христианской традиции, многие позже стали верующими» (6). Это еще один повод подвергнуть сомнению исследования Моуди. Только научное мировоззрение воспитывает в человеке веру в свои собственные возможности и способности.
Интеллектуальный потенциал общества – важнейший фактор экономического и социального прогресса, а материалистическое решение проблемы идеального, материалистическая философия вообще являются базовым компонентом интеллектуального потенциала общества.
Заключение
Понятие «сознание» - далеко неоднозначно. Сознание, как видно, является центральной категорией философского познания, служит условием всякого возможного знания и познания. Не будь его, не было бы и познающего. Сознание является условием возникновения самосознания. Разработке проблемы сознания посвящены труды не только философов, но и психологов. В широком смысле под сознанием имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.
Список используемой литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608с.
2. Булыгин А.В., К истокам идеального., Л., 1988. – С. 108.
3. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта. — «Вопросы философии». — 2006. № 1.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1998 г.
5. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Формы общественного сознания М.:, 2006 г.
6. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией Л.Ф.Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М., «Советская энциклопедия», 1983.
Информация о работе Взгляды философов Понятие и сущность сознания