Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:36, реферат
В данный период наблюдается некая двойственное отношение человека к природе: в первом случае происходит отторжение человеком природы, с этим непосредственно связан столь мощный процесс урбанизации, который стал наблюдаться особенно в 20-ом веке, с другой же стороны- непосредственная активность многих стран в процессе по защите окружающей среды от загрязнений, введение ООН ограничений по количеству отбросов крупными городами в атмосферу.
1. Введение. Взаимодействие человека и природы в эпоху Античности
2. Основная часть
* Человек и природа. Их взаимодействие с точки зрения известных литературных деятелей (Толстого, Достоевского, Тургенева)
* Основные концепции постмодернизма
* Взаимодействие человека и природы с точки зрения апостолов постмодернизма (Фуко, Барт, Деррида)
* Человек и природа непосредственно в наши дни. Экологические проблемы современности.
3. Выводы
Список используемой литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ
на тему:
Взаимодействие человека и природы в эпоху постмодернизма
Выполнил: студентка Омельчак Варвара Витальевна
Глушкова Татьяна Александровна
101 группа
Научный руководитель: Рябов Анатолий Аркадьевич
Санкт-Петербург
2007 г.
Содержание
1. Введение. Взаимодействие человека и природы в эпоху Античности
2. Основная часть
* Человек и природа. Их взаимодействие с точки зрения известных литературных деятелей (Толстого, Достоевского, Тургенева)
* Основные концепции постмодернизма
* Взаимодействие человека и природы с точки зрения апостолов постмодернизма (Фуко, Барт, Деррида)
* Человек и природа непосредственно в наши дни. Экологические проблемы современности.
3. Выводы
Список используемой литературы
“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник”
И. С. Тургенев
"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить"
Ф. Жолио-Кюри
Проблема взаимодействия человека и природа встала еще в Античности. Тогда известнейшие натурфилософы того времени пытались определить, что же является первоначалом. Так у Фалеса архе выступала вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Своего сознательного выражения натурфилософия достигла у Демокрита, который утверждал, что атом есть мельчайшая, неделимая частица бытия. Хотелось бы отметить, что современная философия определятся материально, это не вещество, не газ, не поле, не жидкость, а это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Мы живем в потребительском обществе, где происходит быстрое развитие научно-технического прогресса и интенсивное использование природных ресурсов, а так же возрастает степень их истощения и загрязнение окружающей среды.
Так возникает глобальнейшая из проблем, а именно проблема взаимодействия человека и природы в наши дни - в эпоху постмодернизма.
Многие литературные деятели и философы затрагивали эту проблему. "Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.
Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.
Что же касается зарубежных философов, то такие деятели, как Ролан Барт, Жак Деррида, Мишель Фуко и другие апостолы постмодернизма рассматривали проблему смысла, проблемы нашего времени. Хотелось бы для ясности сказать несколько слов о постмодернизме. В настоящее время термин «постмодернизм» устоялся не окончательно и иногда применяется в эстетике и критике наряду с дублирующими терминами «постструктурализм», «поставангардизм» или «искусство деструкции». Это объясняется многогранностью культурного феномена. Постмодернизм воспринимается сегодня все чаще как характеристика менталитета, специфического мировосприятия, отмеченного в первую очередь так называемой постмодернистской чувствительностью. «Постмодернистская чувствительность» - специфическая форма мироощущения и соответствующий ей способ теоретической рефлексии. Важным компонентом «постмодернистской чувствительности» является ощущение мира как хаоса, где отсутствуют всякие критерии ценностей и смысловая ориентация.
Основной предпосылкой возникновения постмодернизма исследователи называют направление постструктурализма, возникшее во Франции и США в 50-е годы в качестве ревизии структурализма. Свою задачу постструктуралисты видели в борьбе с тотальностью в языке и литературе, в переосмыслении и адогматизации истин и ценностей, укоренившихся в сознании современного европейца. В основе постструктуралистской эстетики лежат в первую очередь концепции, восходящие к философии становления (Ф. Ницше, А. Бергсон, Э. Гуссерль). Именно в работах постструктуралистов четко обозначилось размывание любых границ между дисциплинами – наукой, искусством, философией, эстетикой, что ныне является одной из характерных примет постмодернизма. Постструктурализм есть «методологическое сомнение» по отношению ко всем «позитивным истинам».
Термин «постмодерн», давший впоследствии жизнь термину «постмодернизм», появился задолго до самого явления. Он был употреблен Р. Паннвицем в книге «Кризис европейской культуры» (1917). Знаменитый английский историк Арнольд Тойнби в своей работе «Исследование истории» (1947) использовал термин «постмодернизм» для обозначения послевоенного периода развития западноевропейской цивилизации. В 1969 году Лесли Фидлер напечатал в журнале «Плейбой» статью под названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы». С этого времени о постмодернизме заговорили как о литературном явлении, затем оно было перенесено на архитектуру, а на рубеже 70-80-х годов его стали употреблять для обозначения целой духовной ситуации последней трети ХХ века.
Так теперь будем приводить непосредственно факты сложившейся проблемы.
В наше время можно выделить развитие такой подсистема: Человеческое общество-производство-природа. Нельзя не заметить, что человек стал мощным, социально-организованным фактором природы, эффективность воздействия которого на окружающую среду и самого человека растет в геометрической прогрессии по мере социально- экономического развития. Это отметил первый демограф – Мальтус, который в своей теории обозначил, что человечество будет расти с геометрической прогрессией, а ресурсы-с арифметической.
Современный мир отличается необычайной сложностью
и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями,
полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.
Еще раз напомню, что конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно- технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким
демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной
среды. Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим
и политическим нагрузкам, какие она испытывает на рубеже XX – XXI в. в.
Человек раннее никогда не взимал с природы столько дани и не оказывался
столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Что же несет нам век грядущий – новые проблемы или безоблачное будущее?
Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим
разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней
многочисленных угроз? Какое влияние оказывают экологические катастрофы на
состояние окружающей среды и здоровье людей? Каковы их действительные и
возможные последствия? Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей.
В данный период наблюдается некая двойственное отношение человека к природе: в первом случае происходит отторжение человеком природы, с этим непосредственно связан столь мощный процесс урбанизации, который стал наблюдаться особенно в 20-ом веке, с другой же стороны- непосредственная активность многих стран в процессе по защите окружающей среды от загрязнений, введение ООН ограничений по количеству отбросов крупными городами в атмосферу.
Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем - философско-методологических проблем экологического прогнозирования. Следует подчеркнуть, что данный аспект является одной из “слабостей молодой науки футурологии” в целом. Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном этапе развития человечества[1]. Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять” бесплодна, повсеместно завела в тупик. “Предвидеть и предотвращать - единственно реалистический подход”. Исследование будущего поможет всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных сил и ресурсов по пути, который будет полнее удовлетворять потребности людей и не нарушать при этом экологические процессы?
Главный фундамент жизни-почвы повсюду на Земле деградируют. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года. Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты.
Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра.
Сильно загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие Американские озёра. По заключению специалистов, в некоторых районах земли 80 % всех болезней вызваны недоброкачественной водой.
Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы. Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира. Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточные канавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа – такова бросающаяся в глаза картина безумной индустриализации мира.
Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков. На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначительным. В ходе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и постепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук – ботаники, зоологии, зоогеографии и других. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе. Историческими предпосылками формирования экологического сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.
В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедеятельность человека сознательная. Сознание не добавляется к психике человека, а сама субъективная сторона психики.
Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим к эволюции природы и общества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов. Государство, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего.
Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.
Список используемой литературы:
1. Камю А. Проблема человека в западной философии
2. Жиль Делёз Проблема смысла
3. Франсуа Леотар Состояние постмодерна
4. Патрик Бьюкенен Смерть Запада
5. Никита Моисеев
6. Т. П. Трущина Экологические основы природопользования
7. Моисеев Н.Н. Человек, Среда, общество: Проблемы формального описания
8. Юнг Р. Будущее уже началось
9. Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке
[1]
Информация о работе Взаимодействие человека и природы в эпоху постмодернизма