Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа
Исторические условия возникновения марксистской философии, Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии, Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем
Введение 3
1. Исторические условия возникновения марксистской философии 4
2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии 7
3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем 10
4. Марксизм и современность 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение вопроса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Философия осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности.
Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики - предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей философии разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве - отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера.
В
противоположность идеализму
Философия марксизма-ленинизма * диалектический материализм и выступающий с ним в единстве исторический материализм. В состав философии марксизма-ленинизма также входят: философские вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, научный атеизм и история философии; они представляют собой результат применения диалектического материализма к явлениям нравственного сознания, к закономерностям развития искусства, к развитию естествознания, к истории развития философской мысли. Философия – не только теория объективной диалектики и логика научного познания, но и общесоциологическое, этическое и эстетическое учение. Развитие марксистской философии связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем; это вызывает изменение предмета философии и усложнение её структуры.
Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма стал Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи.
С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Западной Европе становится христианство. Первый этап средневековой христианской философии – патристика; на её основе в IX – XII вв. складывается схоластика, которая усматривала цель Философии в обосновании религиозных догматов. В XI - XIV вв. в споре между реализмом (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование вне человеческого ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (И. Росцелин, Иоанн Дунс Скот, У. Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистических и материалистических тенденций.
Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения - Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Монтень, Т. Кампанелла и др.
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником
материализма нового времени был философ
Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение
господства человека над природой. Т. Гоббс
явился создателем первой всесторонней
системы механистического материализма.
Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали
метод эмпирического (т. е. опытного) исследования
природы, то Р. Декарт, основоположник
рационализма, стремился разработать
универсальный метод для всех наук. Характерная
черта учения Декарта - дуализм «мыслящей»
и «протяжённой» субстанции. Б. Спиноза
противопоставил дуализму Декарта материалистический
монизм. Дж. Локк развил сенсуалистическую
теорию познания. Идеи, противоположные
материализму, развивались субъективным
идеализмом в разных его вариантах (Дж.
Беркли и Д. Юм). Объективно-идеалистическое
учение разработал Г. Лейбниц, высказавший
ряд глубоких диалектических идей.
4. Марксизм
и современность
В 80-е и 90-е годы в России было опубликовано большое количество серьезных исследований, критически и прогностически, анализирующие уроки, достижения и провалы прошлого и настоящего развития социализма в СССР и других странах, его перспективы на будущее. Вышли как монографические, так и коллективные книги, сборники статей. В выходящих коммунистических, социалистических, левых журналах постоянно публиковались интересные аналитические, постановочные, полемические, дискуссионные статьи.
Развернулись острые дискуссии по кардинальнейшим вопросам марксизма, социализма и коммунизма, проведенные, что очень важно, в уважительной, товарищеской атмосфере даже при самых альтернативных позициях их участников. Состоялись многие российские и международные конференции по современным актуальным проблемам развития человечества, цивилизации, общества, человека, по подытоживанию уроков развития XX века и определению перспектив и проблем в наступающем новом, XXI столетии.
Такая
же работа велась в других странах
СНГ, в бывших социалистических странах
Восточной и Центральной
Свежая струя творческой научной мысли подтвердила до этого значительно поблекшие и заметно утраченные такие сущностные характеристики марксизма, как его жизнестойкость, единство преемственности и новаторства, творческая новация, выход на новые качественные рубежи обобщений и выводов, революционность, устремленность вперед.
Огромные новые и трудные, сложные теоретические и практические проблемы встали после насильственного развала и уничтожения внутренней контрреволюцией и внешней реакцией СССР, восточноевропейских социалистических стран перед оставшимися четырьмя из огромной до этого мировой социалистической системы социалистическими странами – тремя в Азии (Китай, Вьетнам, КНДР), одной в Америке (Куба).
И они – и в теории, и на практике – за 90-е годы ХХ века убедительнейшим образом доказали великую способность социализма, несмотря на все трудности, находить эффективнейшие и революционные пути не только сохранения своих позиций перед мощнейшим всемирным империалистическим нажимом, натиском, угрозами и диктатом, но и великую способность, руководствуясь переводимыми на современную почву социалистическими концепциями, добиваться всего за один-два десятилетия колоссальных практических, экономических, социальных, духовных, культурных успехов, существенного подъема жизненного уровня народа, благосостояния трудящихся и их семей, в противоположность страшнейшей стагнации насильственно повернутой на капиталистический путь России и других стран СНГ. Особенно это относится к Китаю, ныне занявшему второе место в мире, после США, по валовому внутреннему продукту (ВВП), обогнав и Японию, и Германию, не говоря о других странах. Существенный рывок и подъем за последние годы сделал Вьетнам. Многого добилась социалистическая Куба.
Большую роль в этом сыграли новые, новаторские теоретические ориентации, базирующиеся на творческом применении марксизма, определившие эффективный практический курс экономических и социальных реформ, изменений, перемен на благо страны и народа. И здесь действительно выдающаяся и энергичная теоретическая и практическая роль в таком подъеме социализма принадлежит лидерам этих стран, а именно Дэн Сяопину в Китае, Фиделю Кастро на Кубе, руководству социалистического Вьетнама.
Двадцатый
век, при всех произошедших труднейших
поворотах и трагедиях в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение
марксистской философии в том, что
она ярко отразила идейные искания
своего времени, по-новому представила
причины социального
Сохраняя, при всем их развитии, изменении, совершенствовании, данные основополагающие положения марксистского учения, сам творчески развиваемый, осовремениваемый марксизм вполне может, по моему мнению, обозначаться, называться и ныне, и завтра классически как марксизм, так и как современный марксизм.
Главное,
чтобы изначально и постоянно присущие
марксизму его существо, суть, живой дух,
жизненная сила, великая энергия и убежденность,
неуемная вера в силы и великие дела человека
и народов, в их прекрасное предназначенье,
оптимистическая устремленность вперед,
в будущее неизменно сохранялись, лишь
расширяясь и углубляясь. В этом надежность,
незыблемость, перспективность и будущность
творческого живого марксизма.
Список
использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.Ф. Философия. 3-е изд. М., 2007.
2. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006.
3. Крылов
А.Г. Антология мировой
4. Кун
Т. Структуры научных
5. Никифоров Л.А. Философия науки. Сбп., 2007.
Информация о работе Возникновение и развитие марксисткой философии