Возникновение философии на фоне мифа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

Следует, правда, иметь в виду, что возникновение философии на Западе (в Греции) и на Востоке (Китай и Индия) имели известную специфику. Разрыв с мифологической мировоззренческой пуповиной никогда не был на Востоке столь радикальным как в Европе. Скорее можно говорить о естественной кристаллизации религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма в Китае; веданты в Индии) внутри традиционных систем восточных верований, где идет постоянное возвращение (правда, рациональное и систематическое, облаченное в категориальный язык философии) к классическим мифологическим, «осевым» как иногда говорят, текстам и темам. Так, в Китае на протяжении многих веков незыблемым оставался авторитет древнего Пятиканония во главе со знаменитой И цзин (китайской классической Книгой Перемен). В Индии такими осевыми текстами до сих пор являются Веды и Бхагавадгита.

Оглавление

1.Возгикновение философии на фоне мира………………2стр.
2.Философия и религия……………………………………..4стр.
3.Философия и наука………………………………………..7стр.

Файлы: 1 файл

возникновение философии на фоне мира.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

      Характеризуя  античный  период   в   истории   развития   человеческой

цивилизации в целом, следует указать на теснейшее  переплетение  религиозного и  философского  мироощущений,  происходящих  в  мире  событий.  Первые   из дошедших до нас литературных памятников,  например,  древнеиндийские  «Веды» представляли  собой  примеры  религиозно-философского  видения  мира.   Этот процесс симбиоза религии и философии продолжался если не  тысячелетиями,  то, по крайней мере, столетиями. И в этом нет ничего  удивительного,  так  как  и религия  и  философия  были  недостаточно  развиты,   чтобы   самостоятельно

объяснять происходящие в мире  события.  Со  временем  религия  и  философия начинают отделяться друг от друга и приблизительно в  одно  и  то  же  время формируются как независимые, правда, все еще  относительно,  друг  от  друга формы  общественного  сознания.  Первыми   известными   проявлениями   этого являются становление буддизма в Индии и  философии  в  Древней  Греции,  что произошло приблизительно в одно и то же время, а если конкретно, то в  VII—V вв. до н.э.

                  

3.Философия  и наука.

 

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения  науки и философии:

1)     Натурфилософский. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь  на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

На более поздних  этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться

математика, механика.

2)     Позитивистский  этап (30-40 года XIX века).

Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми».

Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки. Субъективная оценка автора предполагает то, что философия для науки может дать много больше того, что может получить взамен. Учитывая эту высокую потенциальную возможность влияния на науку со стороны философии, автор для последней ставит острый вопрос о придаче научно-техническому прогрессу гуманистического смысла, о гуманизации науки, техники и инженерии.

Наука и техника ценны  не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они

способствуют улучшению  образа жизни людей, духовно-нравственному  их развитию гуманизации  социальных связей и отношений.

Наука, являясь определенным социальным институтом, включена в конкретный социокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему. В этой связи ложно говорить о внутринаучных ценностях, внешних по отношению к ней ценностях, наконец, ценностях самой науки.

Несомненно, что ученые, как члены общества, к тому же наиболее осведомленные о возможностях науки, должны обеспечить использование её достижений в гуманных целях, на благо общества и человека.

В настоящее время  значительно возрастает роль социально-этических  и

гуманистических аспектов развития и функционирования науки. Они не являются чисто внешним моментом, а входят в само "тело" науки как необходимая часть, как "условие мыслимости" и эффективной реализации истины. Ценностная ориентация ученого сопровождает его творчество, в значительной мере определяет стратегию, ход и результат научного исследования. Чисто прагматически - конъюнктурные,   сциентистские ориентации ученых ныне дискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, даже стали просто социально опасными.    Ученые несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса.

В этой связи хочется  особо отметить то, что под влиянием глобального

техногенолиза человечество все более расслаивается в сфере интеллектуального развития; с преобладанием, на взгляд автора, представителей машинного (алгоритмичного) мышления и представителей критинизма. Людей созидательного мышления становится все меньше. Для решения данной проблемы автор призывает мобилизовать все возможности влияния ФИЛОСОФИИ; начать, безусловно, необходимо с решения основополагающего вопроса – повышения этики ученого.

Профессиональная этика  ученых представляет собой целостную  систему

определенных норм,   принципов, предписаний, запретов и  правил научной

деятельности, общения  и поведения научных работников. Её содержание

определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

В научно-исследовательской   работе от ученого требуются преданность  науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность, критическое отношение к догмам,   ко всякого рода авторитетам,   критически - рефлексивное мышление (преимущественно касается первого вида отношений), уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность,   корректность   в научном   споре,   полемике   и   дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь,  авторитетность.

В науке должны осуждаться и считаться недопустимыми научная

недобросовестность, нечестность, необъективность, субъективизм,

беспринципность, догматизм, схоластика, плагиат, монополия на производство и распространение научного знания, конъюнктура, административно-командные формы и методы управления, зажим, критика и борьба мнений, наклеивание своим коллегам  различных   ярлыков,   преследование инакомыслящих ученых, отсутствие свободы в научном творчестве, карьеризм. К сожалению, многие из этих негативных явлений пока существуют в   научной деятельности. Здесь хотелось бы специально подчеркнуть, что непременным условием и движущей силой развития науки являются свобода творчества, плюрализм, критика и борьба мнений,  диалог и взаимопонимание между учеными.   Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда, обеспечивают существование в науке творческого, поискового и новаторского духа производство нового научного

знания в значительной мере предохраняют науку от заблуждений  и ошибок,

субъективизма, догматизма, отживших стереотипов и норм. Монополии "официозов» и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

 

  1. Мамардашвили М.К. Введение в философию. Глава "Появление философии на фоне мифа"
  2. Философия (Учебник под ред. В. Д. Губина,  Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М., 1996.) 
    Глава 1. Философия Древнего и Средневекового Востока 
    Глава 2. Античная философия.
  3. А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Возгикновение философии  на фоне мира………………2стр.

2.Философия и религия……………………………………..4стр.

3.Философия и наука………………………………………..7стр.

 

 

 


Информация о работе Возникновение философии на фоне мифа