- Цель философии - проблема человека как морального существа;
проблема, как следует жить (Сократ).
- Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя».
Любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от
незнания - суть этического рационализма Сократа.
- Предметом знания может быть только общее, постигаемое
посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и по
своей природе неизменно. Абстрактное высшее благо — Бог, разум,
жизненная энергия (мегарцы).
- Мудрость - в познании блага посредством отрешения от всего,
что делает человека зависимым, отсюда идея свободы вне
общества и проповедь безусловной естественности, безусловной
личной свободы (киники).
- Предметом знания может быть практически достижимое благо.
Критерием блага является наслаждение или страдание. Цель
жизни — в наслаждении настоящим. Средством к достижению
счастья является свобода (киренаики).
- Построение метафизических систем и синтез основных
философских проблем (Платон, Аристотель).
Особенности
Философия Сократа
СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся
афинский философ, учитель Платона.
Сократ — представитель реалистического
религиозно-нравственного мировоззрения.
Впервые именно Сократ сознательно
поставил перед собой задачу
обоснования идеализма и выступил
против античного материалистического
миропонимания, естественно-научного
знания и безбожия. Сократ исторически
был зачинателем «тенденции Платона»
в античной философии
Основные положения философии
Сократа
- Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность
человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознающее», т.е. совесть и интеллектуальная и
моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция,
которая питает Европу до настоящего времени.
- Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как
«человека вообще», т.е. как моральную, общественно значимую личность. Познание — главная цель
и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию
добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.
- Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость,
постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество;
2) никто не грешит
сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа
сводит моральное благо к факту сознания.
- Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диалогос), который состоит из двух моментов:
«опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод — это метод последовательно и
систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к
противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть
«майевтики» — посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к
самостоятельному нахождению истины.
- Задача метода — найти «всеобщее» в нравственности посредством «индукции» (отыскания общего
в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений).
- Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» — по форме,
«индукция» и «определение» — по содержанию.
П Л А Т О Н
(427—347 до н.э.)
крупнейший философ Древней Греции,
ученик Сократа, основатель собственной
философской школы — Академии, основоположник
идеалистического направления в философии.
Его настоящее имя - Аристокл, Платон -
псевдоним
Общая характеристика философии
Платона
- Философская система Платона — первая завершенная синтетическая концепция, где через призму
учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология,
гносеология, этика, эстетика, философия политики.
- Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет
человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины,
чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
- Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные
вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны.
- Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в
душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в
мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума.
Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души:
высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к
благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.
- Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага».
Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений
(любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.
- Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм
бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая
система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в
XVI - XVII вв.).
Учение
Платона о государстве
Социально-политическое учение
Платона в разных вариантах
излагается им в трех
диалогах: «Государство»,
«Политик», «Законы» и целиком направлено против
античной демократии
Учение о государстве
- «Идеальное государство» (или при
ближающееся к идеалу).
- Аристократия — справедливая
власть меньшинства.
- Аристократическая республика.
- Аристократическая монархия.
- Нисходящая иерархия государствен
ных форм.
- Тимократия — несправедливая
власть большинства, власть военных,
вождей, армии.
- Олигархия — несправедливая власть
меньшинства.
- Демократия - справедливая власть
большинства.
- Тирания — несправедливая власть
одного человека.
Классификация государственных
форм по Платону
План государственного устройства
по Платону
- Идеальное государство есть сообщество:
- земледельцев и ремесленников,
производящих все необходимое для
поддержания жизни граждан;
- воинов, охраняющих безопасность;
- философов-правителей, осуществляющих мудрое и
справедливое управление государством.
- Граждане государства вместе
проводят свободное время.
- Институт брака упраздняется
(все жены и дети общие).
- Допускается и приветствуется
труд рабов.
- Допускается небольшая частная собственность и личное
имущество для всех сословий.
Научная деятельность Аристотеля
АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 до н.э.)
- ученый-энциклопедист, философ,
ученик Платона, воспитательАлександра
Македонского.
335 — 322 гг. до н.э. основал
философскую школу — Ликей
(перипатетическую
школу)
Общая характеристика научной
деятельности Аристотеля
- Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят
энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе.
- Все науки делятся по следующей классификации:
- теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.;
- практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.;
- творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.
- В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии).
- Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».
- Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук.
Общая характеристика
философии Аристотеля
Общая характеристика философии
Аристотеля
- Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а
итог работы целых поколений мыслителей.
- Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об
«эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение
(«вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность
(субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени,
положения, состояния, действия, страдания.
- Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые
легли в основу его миропонимания:
- Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
- Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует
саму действительность, а не мир идей.
- В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает
смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой.
Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.
- Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения
мира и человека.
- Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и
охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и
умеренной демократии, государство
«среднего класса».
Проблемы материи, души человека в
философии Аристоеля
Проблемы материи, души, человека
в философии Аристотеля
- Материя — субстрат. Без материи нет
бытия, но и сама материя не суще-
ствует самостоятельно. До принятия
определенной формы материя находи-
тся в состоянии небытия. Эта первая
материя лишена жизни, энергии, цело-
стности, всяких свойств, всякой опре-
деленности. Материя еще не есть
действительность, а только возмо-
жность. Действительностью она ста-
новится лишь в связи с формой.
- Материя — это потенция, ограниченная
формой; потенция (субстрат) есть
пассивное начало, форма — активное.
- Всякая вещь есть единство «материи»
и «формы».
- Движение — обнаружение активности
формы в момент ее соединения с
материей.
- Виды причин: материальная (субстрат),
формальная (образующая «сущность»,
вещь), производящая (раскрывающая
цель движения).
- Высшей формой всего сущего является
Бог, имеющий бытие вне мира.
- Душа - носитель сознания и одно-
временно ведает функциями
организма.
- Три уровня души:
- «растительная душа»,отвечает
за функции питания и размножения;
- «чувственная (животная) душа»,
отвечает за функции питания, раз-
- множения, ощущения и желания;
- «разумная душа», охватывает все
вышеперечисленные функции и
ведает еще функциями познания
и мышления.
- Душа смерти. Одушевление
материи (гилозоизм) — «нелепость
и противоречие».