Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, реферат
Владимир Иванович Вернадский – основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Автор учения о ноосфере – сфере разума, к которой приводит эволюция биосферы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ВЕРНАДСКИЙ В.И. – ЛОМОНОСОВ ХХ СТОЛЕТИЯ…………………....4
2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ…………………….6
2.1 Единство биосферы и человека……………………………………………..6
2.2 Наука как основной фактор ноосферы……………………………………..8
2.3 Задачи по созиданию ноосферы…………………………………………...10
3 НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОГНОЗ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………….
Из всего вышесказанного
можно сделать следующие
Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.
В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.
2.3 Задачи по созиданию ноосферы
Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.
Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания». [7]
Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.
Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.
Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы»; идея о государственном объединении усилий человечества [7].
Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.
3 НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ:
Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.
Поскольку ноосфера создается трудом и мыслью «человека разумного» - сегодня принято полагать так: сегодня разум стал по могуществу геологическим и космическим фактором – и значит, во власти и воле человека организовать мир хорошо, справедливо, гуманно, комфортно, безопасно, чтоб человеку и человечеству было как можно лучше. Это надо понять – и так поступать. А то иначе можно нанести себе и планете непоправимый вред. Иными словами, сегодня жизнь человечества и планеты во власти человека и его разума – а будет еще полнее в его власти.
Считается, что наивная и печальная ошибочность такого упрощенного подхода к понятию «ноосфера» повторяет «механистический рационализм» античной этики. Если знаешь, как вести себя хорошо – то и надо вести себя хорошо, ибо добродетель есть благо, а к благу человек и должен стремиться. А человек продолжал идти мимо добродетели, хотя знал, в чем она, и мудрецы приходили в отчаянье.
Ошибочность «ноосферного подхода» в том, что:
Цивилизация не делает людей счастливее – она делает их лишь энергетически активнее и материально изощреннее. Цивилизация – это комплекс искусственных объектов, излишних для выживания человека как индивида.
Разум не есть направляющая сила. Разум подчинен чувствам – превращать стремление к ощущениям в действия – и давать больший диапазон ощущений от действий.
В настоящее время человек энергоизбыточен, человеку всегда мало, человек всегда имеет идеал, превышающий действительность на величину желания: а вот желание это неизменно. Человеку необходимо не «вот столько», а «ЕЩЕ вот столько».
Прогноз Вернадского оказался, по меньшей мере, преждевременным Он мечтал о прекрасной ноосфере, где произойдет новый расцвет жизни и разума, творческого гения человечества. Сейчас, в начале XXI века, на планете и в околоземном космосе безраздельно господствует техническая цивилизация. Ноосфера остается мечтой, техносфера стала реальностью.
С другой точки зрения, процесс образования ноосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.
Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном – биосферном – аспекте. Судьба нашей планеты и судьба человечества – это единая судьба.
Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы – это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т. п. – все это и есть слагаемые ноосферы.
Таким образом, устремленность в будущее – характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2000. – 304 с.
2. Культурология для технических вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
3. Культурология: Учебное
пособие для студентов высших
учебных заведений. – Ростов-
4. ЛОМОНОСОВ ХХ ВЕКА (К 140-летию В.И. Вернадского) <http://www.ntb.tsure.ru>.
5. Владимир Иванович Вернадский < http://zarealie.by.ru>.
6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.
7. В.И.Вернадский. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
8. ВЕРНАДСКИЙ И НООСФЕРА < http://www.go-up.ru >.
Информация о работе В.И. Вернадский: проект ноосферной цивилизации