Вера и знание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:03, доклад

Краткое описание

Вера, признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Файлы: 1 файл

Доклад вера и знание.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

В этом случае мы говорим уже о  массовой вере, которая часто становится основой для так называемого "стадного инстинкта". В самом деле, множество  людей, стоящие не очень высоко на социальной лестнице, зависимы от многих, окружающих их людей (а зависимы друг от друга вообще все - вопрос, опять  же, в мере зависимости), как в  детстве от матери и близких. Им не выгодно не верить в то, во что  верит большинство. Поэтому они  даже не осмысливают чужих знаний, они принимают их заведомо как  свои, а потом также легко от них отказываются, когда это перестает  быть выгодным, что доказывает, что  своими эти знания никогда не были. Сила средств массовой информации проявляется, в частности, в том, чтобы заставить  поверить людей сегодня в одно, а завтра - в другое. Телевидение, дающее что-то безвозмедно, ассоциируется у человека с "молоком матери": даром, а потому верю, что это хорошо. При это качество того, что дается даром, не проверяется. К сожалению, этим часто пользуются политики, религиозные деятели и другие люди далеко не из благих соображений. Современные технологии по формированию общественного мнения и вовсе используют принцип разделения и смешивания (манипуляция и подмена) чужих и своих знаний, как основу для выработки отношения общества к тому или иному вопросу с той стороны, с которой это выгодно заказчику: они делают чужие для людей знания как бы своими.

 

 

 

 

 

 

 

Причины возникновения  вопроса о соотношении веры и  знания в средневековой философии.

В средневековой философии  вопрос соотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой. Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако, Писание требует правильного прочтения. Таким образом, неизбежно возникает вопрос -  какое прочтение считать правильным ?

Дискуссии по вопросу прочтения  Писания впервые возникают не как чисто философские, а как  результат несовпадения интерпретации текстов Писания в трудах Отцов Церкви. Для решения этой проблемы был необходим соответствующий инструментарий. И, в качестве такого инструментария используются грамматика, риторика и диалектика. Здесь они выступают уже не как «свободные искусства», а как средство проникновения в христианские истины. Таким образом, происходит обращение веры к знанию.

Использование знания для  дела веры было необходимо и для  обращения в христианство людей  неверующих. Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся на разум, на его рациональные принципы. Именно такие принципы и были найдены в платоновской и аристотелевской философии. «Полемизируя с евреями, можно опереться на Ветхий завет. В схватке с еретиками можно апеллировать ко всей Библии. Но на что опереться в спорах с язычниками, как не на разум?»

Официальная христианская доктрина всегда доверялась только церковным иерархам и, поэтому, до определенного момента, обсуждение вопроса о соотношении веры и разума оставалось уделом узкого круга лиц. Ситуация изменилась с возникновением монастырских школ и созданием университетов. Они стали «катализаторами» развития в теологии вопроса о соотношении веры и разума. На университетских семинарах, где церковь официально дозволяла вести дискуссии на любую тему, а также в монастырских школах вопрос о соотношении веры и знания приобрел новую аудиторию и новое звучание.

Как отмечают  Дж.Реале и Д.Антисери в своем труде «Западная философия от истоков до наших дней», для того, чтобы лучше увидеть линии напряжения, возникавшие между разумом и верой (верой и знанием) необходимо вспомнить о внутреннем устройстве средневекового университета, о различных ориентациях его факультетов. Университет «…делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет…». Первый факультет был подготовкой ко второму. На факультете искусств преподавались грамматика, логика, математика, физика и этика. То есть опора здесь делалась на разум и знание. На факультете теологии, напротив, основное внимание уделялось точному изучению Библии. При этом магистрами теологии становились лишь обучавшиеся на факультете искусств. (Интересно, что вопрос соотношения веры и знания в рамках университетов иногда даже переходил из области теории в область практики. Так, известна студенческая забастовка в защиту факультета искусств и против факультета теологии. Забастовка продолжалась 18 месяцев. Ее результатом стал запрет папы Григория IX в 1213 году на изучение работ Аристотеля в университетах до момента их корректировки в соответствии с установками церкви.)

 

 

 

 

Соотношение веры и разума: два подхода к решению  проблемы в средние века.

Средневековье находилось в  начале пути, ведущего к осмыслению взаимоотношения и взаимосвязи  двух экзистенциальных сфер. Оно предложило свою модель их взаимоотношения, точнее, ряд моделей, основанных на общих  предпосылках, но приводящих к разным выводам. Главная предпосылка касалась понимания смысла и цели человеческого  существования. Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его  стала храмом, в котором постоянно  обитает Бог. Земная жизнь с ее делами и заботами, какими бы важными  и нужными они ему ни казались, не должна занимать центрального места  в жизни человека, не должна поглощать  все его внимание. Быть человеком  — значит жить не только в "горизонтальной" плоскости (среди вещей и людей), но прежде всего в "вертикальном" измерении, постоянно устремляясь  к Богу, памятуя о нем и в  радости, и в горестях, непрерывно чувствуя его присутствие. Для христианина  Бог — это жизнь; он — источник жизни, жизнеподатель; отпадение от Бога, по христианским воззрениям, делает душу мертвой и бесчувственной. Но если душа духовно мертва ("умерщвлена грехом"), человек теряет связь с Бытием, живое ощущение бытия, его жизнь становится безрадостной, и бессмысленной. Поэтому цель человека — богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования, включая познание мира, должны быть подчинены задачам богопознания, спасения души. Таков исходный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их принадлежности к тому или иному направлению) мыслителями западноевропейского средневековья.

Разногласия возникали при  обсуждении вопроса о том, способствует ли рациональное познание продвижению  христианина по пути богопознания или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины. В западном средневековье мы можем найти два противоположных ответа на этот вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

  1. "Мир философии", М., Издательство "Политической литературы", 1991
  2. "Философия в вопросах и ответах" под редакцией проф. Несмеянова Е.Е., "Гардарики", М., 2000
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., "Толковый словарь русского языка", Российская Академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова, Москва, 1999
  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

 


Информация о работе Вера и знание