Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 12:34, доклад
УТОПИЯ_ (греч. буквально—“место, которого не существует”). Утопия— модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала. Из-за практической неосуществимости такого идеала понятие “утопия” стало синонимом любого научно не обоснованного проекта.
УТОПИЯ_ (греч. буквально—“место, которого не существует”). Утопия— модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала. Из-за практической неосуществимости такого идеала понятие “утопия” стало синонимом любого научно не обоснованного проекта. Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о “золотом веке” древнегреческого поэта Гесиода (8—7 вв. до н. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона (“Государство”), Августина (“О граде божием”), итальянского мыслителя 12 в. Иоахима Флорского (“Комментарий к Апокалипсису”). Понятие утопия ввел Томас Мор. Утопия, с одной стороны, отражает некоторые особенности социального строя, ее порождающего. В то же время в рамках утопии присудствует прямая или косвенная критика существующего общества, стремление исправить его недостатки. Во многом в русле утопии развивался социалистический идеал (Утопический социализм). После победы социалистической революции в России понятие утопии подверглось переоценке. Появились так называемые антиутопии в виде “романов-предостережений” (“Мы” Е. И. Замятина, “1984 год” Дж. Оруэлла, “Этот прекрасный новый мир” О. Хаксли), научной фантастики (романы А. Азимова, Р. Брэдбери и др.). В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде антиутопий эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в современном обществе, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей, против рационализированной технократической цивилизации. Таким образом, в рамках буржуазного сознания идея У. приходит к своему закономерному логическому самоотрицанию, хотя наряду с пессимистическими А. в нем существуют и мнимоопти-мистические. технократические У. В то же время У. может до известной степени осуществлять функцию прогнозирования общественных отношений в форме научно-фантастического романа.
Принято начало утопического жанра выводить из романа Томаса Мора «Утопия» (1516) (само слово «утопия» означает по-гречески «несуществующее, небывалое место»). Однако, первой великой мессианской утопией можно считать христианство, предвещающее наступление Царства Божьего. Вовсе не случайно впоследствии утопии создавали наиболее набожные христиане: Томас Мор - враг реформации, Томас Мюнцер выступал против Лютера, Кампанелла был пламенным католиком и доминиканским монахом.
Кстати говоря,
отнесение сюда же и марксизма
глубоко ошибочно. Исследователь
утопии и английский историй Мелвин
Ласки в книге «Утопия и
революция» пишет, что порок марксизма
состоял в отказе от конкретной и подробной
картины будущего, что Маркс буквально
приходил в бешенство, когда его просили
объяснить подробно, каким он видит будущее,
поясняя, что это всё досужие мечты, зачем
сегодня вдаваться в детали, надо сделать,
а там посмотрим. Либералы именно это и
ставят в вину Марксу.
Но не будем отвлекаться.
Переход от традиционной статичной утопии (развивавшейся и в 19 в. в творчестве У. Морриса, Н. Г. Чернышевского) к современному научно-фантастическому роману произошел в творчестве Жюля Верна, создателя новой, романтически научно-технической и социальной утопии, действие которой развертывается, как правило, в экзотических условиях, а герои — яркие личности, находящиеся в разладе со средой и стремящиеся к осуществлению идеала на практике. Окончательное формирование этого жанра происходит в творчестве Г. Уэллса.
Итак, утопия – это проект лучшего будущего, попытка приподнять завесу тайны, наиболее важной и волнующей – что будет завтра?
Общий смысл
утопий состоит в том, что описываются
принципы построения и функционирования
некоего идеального общества. Такими принципами,
как правило, являлись научные основы
(«Город Солнца» Кампанеллы, 1602; «Иной
свет, или Государство империи Луны» Сирано
де Бержерака; «Новая Атлантида» Бэкона),
где все регламентировано, вплоть до рождения
ребенка, на основании строгих научных
расчетов, т.е. научно подтверждено. Такими
принципами могут выступать и иные системы
ценностей, делающих бессмысленными пружину
развития нынешней цивилизации (в «Утопии»
Т. Мора благополучие островной жизни
достигнуто на основе отмены денег, обобществления
частной собственности и периодической
смены профессии и места жительства островитян).
В коммунистических утопиях основой благополучия
и достижения идеального устройства выступает
моральный фактор высокой сознательности,
духовного роста человека.
Так или иначе, утопическому обществу
присуща гармония с природой, рост научных
знаний, отсутствие преступности, развитие
духовности, путешествия и т.п. прелести.
Как к этому прийти, неизвестно. Можно
обозначить 7 направлений движения: 1) научно-техническое
(создание чего-то такого, что обеспечит
всем идеальную жизнь – это направление
уводит к искусственному интеллекту: вот
создадим его, и всё будет тип-топ); 2) социальное
(изменение строя); 3) морально-психологическое
(т.е. совершенствование человека – на
это ориентируются сейчас и различные
мистические религиозные теории: надо
начать с себя, а не с других, достичь гармонии
в себе, и больше ничего будет не нужно,
рай возможен и индивидуальный); 4) инопланетное,
или божественное (придет Мессия и всё
исправит и определит, мы же сами ничего
решать не имеем права); 5) природное, или
биологическое (вот научимся продлевать
жизнь до бесконечности, воскрешать мертвых,
создавать новую жизнь клонированием
– и все образуется, потому что вечным
не надо бороться за ресурсы, им спешить
некуда); 6) интеллектуальное – создание
мощной ноосферы обеспечит вхождение
в Мировой Разум, и настанет иная жизнь.
Однако выдумывать
утопии тяжело. Способы ограничены, а претензий
потом не оберешься. Гораздо выгоднее
оказалось переключиться на антиутопии,
ставящие целью доказать невозможность
и кошмарность каких бы то ни было утопий.
В получивших в ХХ веке распространение
антиутопиях, или, скорее, так называемых
дистопиях ("Мы" Замятина, "О дивный
новый мир" О.Хаксли, "1984" Оруэлла),
будущее изображено с позиций либерального
индивидуализма и социального пессимизма,
как неизбежное торжество научно-тотализированного
«ада». Сатанинской выступает сама государственная
машина, аппарат управления, система, в
которой сконцентрировано все зло.
Дистопия - изображение идеально плохого
общества, изображение еще не существующего
социального зла, зла чисто житейского,
глубоко личностного. Антиутопия же обычно
направлена на развенчивание утопических
тенденций (в частности, высмеивание увлечения
НТР). У Замятина и Оруэлла разные представления
о главном зле будущего. У Замятина это
технология, у Оруэлла - психологический
контроль.
Или вот как описывает общество будущего Сол Беллоу в романе «Планета мистера Сэммлера» (сам роман – не утопический): «Человек будущего, грандиозная личность красивого зеленого цвета, с рукой, развившейся в набор универсальных инструментов, приборов точных и тонких, с указательным и большим пальцами, способными передать тысячи фунтов давления. Каждый разум превратится в часть замечательного аналитического организма… Раса полубессмертных гигантов, наших зеленых потомков, нашего роду и племени, неизбежно несущих в себе обрывки и остатки наших огорчительных странностей, так же, как и силу нашего духа».
Если раньше утопии видели своей целью лишь устройство общества, то ныне к этому присоединилось еще одно важное условие: бессмертие. Какой толк от идеального устройства, если в нем царит смерть? Начиная с самого начала 20 в. усердно ищутся пути, как обмишулить старую плутовку, начиная с релизиозно-философских поисков путей всеобщего воскрешения Н. Федорова. Тема бессмертия (с его критикой как естественного зла) оригинально трактуется в романе Хаксли «О, дивный новый мир», где сопряжена с вырождением человека (продление жизни человека вызывает в нем все большее развертывание программы «взросления», т.е. приближения по стандартам к облику обезьяны, и превращения в конце концов в монстра). А в романе А, Плеханова «Душа Клауса Даффи» бессмертие, обретенное для избранных путем создания и постижения специальных рун, оборачивается неимоверной скукой и преступлением по отношению к нормальному человечеству, исчезнувшему с лица земли по причине исчезновения способности к размножению.
Утопия и антиутопия становятся часто неразлучными спутниками, как добро-зло, жизнь-смерть.
Антиутопические романы, в общем-то, не выдумывают новых идей и концепций, они просто имитируют жизнь в ее наиболее драматических и трагических изломах.
Нынешняя фантастика – это зазеркалье утопической мечты, где клубятся зловещие тени, громоздятся искаженные, изломанные контуры утопического идеала. Никакого рая, ничего светлого, никакой надежды – под такими лозунгами выступает антиутопия и одерживает победу.
По сути, антиутопии уводят от мечтаний. Предельной мечтой в созданном ею кошмаре становится просто желание выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв его таким, каков он есть.