Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:48, реферат
В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений. О его личности существует огромное количество литературы. Но… Сократ не оставил сам письменного наследства.
«Этическое учение Сократа»
1.
Предисловие ___________________ стр.
2.
«Познай самого себя» ____________ стр.
3.
«Даймонион» Сократа ____________ стр.
4.
«Добродетель есть знание»________ стр.
5.
«Никто не делает зла
посвоей воле» ___________________ стр.
6.
Учение о благе и душе ____________ стр.
7.
Телеология Сократа ______________ стр.
8.
Заключение _____________________ стр.
III. «Даймонион» Сократа
«Началось у меня это с детства, возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь
никогда не
склоняет»
Сократ
Что такое «демон»,
«демоний», или «даймон» Сократа, какова
сущность его «даймониона», было неясно
уже ученикам и друзьям философа, не говоря
о более поздних античных авторах — Цицероне,
Плутархе, Апулее, высказывавшихся на
этот счет. О демонии Сократа говорили
и отцы церкви.
Одни исследователи
видят в демоне Сократа метафору,
которой он иронически прикрывал
свои собственные совесть, разум
или здравый смысл; другие — просветленное
чувство, просветленное внутреннее
чутье или инстинкт; третьи —
выражение внутреннего
О демоне Сократа
писал также молодой Маркс. Он
высказывал мысль о тенденции
философа освободиться от всего мистического
и загадочно-демонического (божественного).
Маркс писал, что Сократ, сознавая
себя носителем даймония, не замыкался
в себе: «...он носитель не божественного,
а человеческого образа; Сократ оказывается
не таинственным, а ясным и светлым, не
пророком, а общительным человеком».
Действительно, Сократ
не был ни вдохновенным провидцем, ни
исступленным пророком, ни гением озарения.
Но в личности Сократа было нечто
такое, что сближало его, по представлениям
его современников, с провидцем
и пророком или во всяком случае позволяло
(и позволяет) говорить о нем как об уникальной
фигуре.
Феноменальность Сократа
состояла в крайне редко наблюдаемом
соединении горячего сердца и холодного
ума, обостренного чувства и трезвого
мышления, фанатизма п терпимости —
фанатической преданности идее, доходящей
до всецелого подчинения ей своей жизни,
и способности понимать чужие взгляды
и воззрения. Сократ — это воплощение
аналитического ума в соединении с пророческой
вдохновенностью; это сплав критического
мышления, свободного исследования с горячим
энтузиазмом, граничащим с мистическим
экстазом. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что ученики Сократа расходились
в характеристике его личности и его «даймониона».
По словам Ксенофонта,
«божественный голос» (даймонион) давал
Сократу указания относительно того, что
ему следует делать и чего не следует.
Основываясь на этом «голосе», Сократ
будто бы давал советы друзьям, которые
всегда оправдывались. Таким образом,
по Ксенофонту, Сократ предвидел будущее
и признавал за собой дар пророчества.
Иное о даймонионе Сократа сообщает Платон.
У последнего ничего не говорится ни о
предсказаниях, ни о велениях божества,
обращенных к Сократу, ни о каких-либо
советах друзьям. У Платона сократовский
даймонион — явление более сложное и редкое.
«Началось у меня это с детства, — заявляет
Сократ в «Апологии» Платона, — возникает
какой-то голос, который всякий раз отклоняет
меня от того, что я бываю намерен делать,
а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.
Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься
государственными делами».
У Ксенофонта сократовский
даймонион и отвращает от чего-либо, и
побуждает (склоняет) к чему-либо. У Платона
даймонион только отвращает (отговаривает),
но никогда не склоняет. Сообщение Ксенофонта
дает некоторое основание для трактовки
даймониона Сократа как голоса совести
и разума, или как здравого смысла. Сообщение
же Платона, напротив, на первый взгляд
во всяком случае, не дает каких-либо явных
поводов для подобной трактовки. Надо
полагать, что сократовский даймонион
(называемый также «божественным знамением»)
у Платона означает некое обостренное
предчувствие, некое «шестое чувство»,
или сильно развитый инстинкт, который
каждый раз отвращал Сократа от всего
того, что было для него вредным и неприемлемым.
Оказывается, что и бездействие «привычного
знамения» многозначительно: если «божественное
знамение» не останавливает Сократа и
не запрещает ему что-либо говорить и делать,
тем самым оно молчаливо склоняет его
к этому либо же предоставляет полную
свободу действия.
Отсюда можно сделать
вывод, что между ксенофонтовской
и платоновской характеристиками даймониона
Сократа нет столь существенного различия,
как принято считать. Это и позволяет трактовать
даймонион Сократа в рационалистическом
духе, т.е. в качестве метафорического
обозначения голоса собственных совести
и разума, или же аллегорического выражения
собственного здравого смысла. Тем не
менее подобная интерпретация верна лишь
отчасти.
Дело в том, что
даймонион Сократа основан на иррациональной
вере в божество, на допущении тесной связи
внутреннего «голоса» с вне и независимо
существующим божеством. Это обстоятельство
придает сократовскому даймониону новую
черту, новое измерение и заставляет предполагать,
что даймонион — это своего рода полумифологическое
олицетворение и полуметафорическое выражение
всеобщего (истинного и объективного),
содержащегося во внутреннем мире человека,
в его разуме и душе. «Ведь и душа есть
нечто вещее», — говорит Сократ в «Федре».
Поэтому Сократ не только осознает присутствие
в себе даймониона, но и живо его представляет,
чувствует и переживает как некую высшую
реальность, как божественное знамение.
Отсюда напрашивается вывод насчет феномена
Сократа, его даймония: хотя Сократ не
может выразить всеобщее в слове, в рациональном
определении, тем не менее он (как и его
собеседник Лахес) чувствует, что искомое
общее понятие (например, мужество) имеется
в нем. То, что не удается Сократу выразить
в словах и понятийных определениях, он
улавливает как «божественный голос»,
звучащий в нем самом, исходящий из глубин
его души, его разума и совести. «Божественное»
в душе и есть, согласно Сократу, даймонион.
Согласно духу учения
Сократа, выбор образа действия, сообразованного
с требованиями всеобщего нравственного
закона, делает людей творцами своей
судьбы. Однако афинский философ, оставаясь
религиозным человеком, старался, по
словам Ксенофонта, «узнать волю богов
посредством гаданий». Вместе с тем Ксенофонт
сообщает, что Сократ считал необходимым
обращаться к гаданиям и вопрошать прорицателей
(оракулов) лишь в тех случаях, когда исход
предпринимаемого дела оставался неизвестным.
В сообщениях Ксенофонта
обращает на себя внимание мысль Сократа
о необходимости различать то, что зависит
от самого человека, и то, что от него не
зависит. В этой мысли заключен вопрос
о границах свободы (и несвободы) человека,
о возможности сделать правильный выбор
образа действия. По высказываниям Сократа,
представленным Ксенофонтом, в одних случаях
выбор образа действия зависит от самого
человека, его знаний, сил и способностей,
в других — от богов, неподвластных человеку.
Человеку подвластно лишь то, чем он обладает.
Таким образом, человек свободен лишь
в той мере, в какой он знает самого себя,
свои силы и способности, в какой он в состоянии
сделать правильный выбор на основе приобретенных
знаний и опыта. И если речь идет о нравственном
поведении, то разумный выбор будет означать,
что «добродетель есть знание».
В следующей главе
мы рассмотрим более подробно этот
тезис, считающийся одним из моральных
парадоксов Сократа.
IV. «Добродетель есть
знание»
«Нет ничего сильнее
знания, оно всегда и во всем пересиливает
и удовольствия, и все прочее»
Сократ
Со времени Сократа
прошло более чем два тысячелетия,
однако впервые поставленный им вопрос
об отношении знания к добродетели
все еще продолжает волновать
людей.
В диалоге Платона
«Протагор», который рассматривается
как завершение раннего (сократовского)
периода творчества Платона, Сократ,
обращаясь к Протагору, говорит:
«Ну-ка, Протагор, открой мне вот
какую свою мысль: как относишься
ты к знанию? Думаешь ли об этом так
же, как большинство людей, или
иначе? Большинство считает, что
знание не обладает силой и не может
руководить и начальствовать: потому-то
и не размышляют о нем. Несмотря на
то, что человеку нередко присуще
знание, они полагают, что не знание
им управляет, а что-либо другое: иногда
страсть, иногда удовольствие, иногда
скорбь, иной раз любовь, а чаще —
страх. <…> Таково ли примерно и твое
мнение о знании, или ты полагаешь,
что знание прекрасно и способно
управлять человеком, так что того,
кто познал хорошее и плохое, ничто не
заставит поступать иначе, чем велит знание,
и разум достаточно силен, чтобы помочь
человеку?»
Аристотель же, характеризуя
этические взгляды Сократа и
Платона, пишет: «Он (Сократ), представив
добродетели отраслями знания, отрицал
неразумную часть души, а вместе
с этим — и страсть, и характер.
После него Платон верно разделил душу
на разумную и неразумную части и сообразно
этим частям истолковал добродетели».
Информация Аристотеля
ценна прежде всего тем, что помогает разграничить
воззрения Сократа и Платона, позволяет
выделить из творческого наследия Платона
то, что принадлежит Сократу. Кроме того,
в ней Аристотель определяет этику Сократа
как безусловный рационализм (интеллектуализм).
Об интеллектуалистической этике Сократа
Аристотель говорит и в своей «Никомаховой
этике».
Следует кое-что сказать
об этической терминологии греков.
Это позволит лучше разобраться
в столь сложном вопросе, каким
является вопрос о взаимоотношении
знания и добродетели у Сократа.
Рассмотрим употребление
термина аrete в V в. до н. э. Обычно «арете»
переводится на русский язык как «добродетель».
Такой перевод является не совсем точным,
так как у самих греков диапазон использования
«арете» был крайне широким и с помощью
этого термина они обозначали не столько
«добродетель» (т.е. высокие нравственные
качества), сколько «совершенство» в чем-либо
и превосходное выполнение своей функции
и назначения (причем не только человеком,
но и каким-либо орудием производства).
Поэтому греки под термином «арете» могли
подразумевать не только «добродетель»,
но и «достоинство», «благородство», «доблесть»,
«заслугу», «добротность», «прекрасную
организованность» и т.п.
И если вести речь
о термине «совесть», то оказывается,
что в этическом языке греков
не проводилось заметного различия
между «сознанием» и «совестью»
Советский исследователь
В.Н.Ярхо, рассматривавший этот вопрос
на материале аттической трагедии, показал,
что герои Эсхила, Софокла и даже Еврипида
больше говорят об осознании содеянного,
чем об угрызениях нечистой совести, больше
о «стыде» и «позоре», чем о «совести»
в собственном смысле слова: «Осознание
— феномен чисто интеллектуальный, совесть
— в огромной степени эмоциональный, —
писал Ярхо, — Стыд предполагает в первую
очередь оценку извне, совесть — изнутри;
русское сочетание: «ни стыда, ни совести»
очень хорошо передает эту разницу».
Таким образом, можно
заметить, что греки тяготели к
интеллектуализму не только в понимании
совести, но и в понимании добродетели
и вообще других явлений нравственности.
Наблюдаемый интеллектуализм
За исходную посылку
своих рассуждений о
Сократ считал, что
только знание позволяет человеку разумно
использовать средства, которыми он располагает,
например богатство и здоровье, для
достижения благополучия и счастья.
Отсюда он строил следующий силлогизм:
богатство и здоровье сами по себе
ни добро (благо), ни зло. Они становятся
тем или другим в зависимости
от знания или невежества. Стало
быть, знание — благо, невежество —
зло. Однако Сократ не останавливался
на этом выводе. В «Евтидеме» и в особенности
в «Хармиде» Платона, говоря, что знание
есть благо, Сократ считает, что знание
знанию — рознь: одно дело — знание в производительной
деятельности, например, плотника или
кожевника, а другое — знание в области
политического управления, направленного
на то, чтобы «сделать людей добрыми»,
не говоря уже о знании добра и зла в сфере
нравственности, где оно по своей ценности
превосходит все другие виды знания. Для
Сократа этическое знание носит всеобъемлющий
характер: оно есть знание того, что составляет
счастье и определяет правильный выбор
линии поведения и образа деятельности
вообще для его достижения.
Сократ считал неправомерным
проведение полной аналогии между этическим
поведением и практической деятельностью,
например по изготовлению вещей. О невозможности
такой аналогии свидетельствует
и то огромное значение, которое
Сократ придавал этическому знанию по
сравнению с другими видами знания.
Однако выдвижение этического знания
на первый план и ограничение аналогии
между этическим поведением и
практической деятельностью, наблюдаемые
у философа, придавали его тезису
о добродетели как знании, пожалуй,
еще более парадоксальный характер,
чем это было в начале его рассуждений,
когда он говорил о роли знания
вообще.
Казалось бы, что
ему легче всего было решить вопрос
так, как его решают некоторые
современные авторы, заявляющие, что
«знания — не единственный регулятор
поведения. Помимо знаний на поведение
конкретной личности, особенно в житейских,
межличностных отношениях, оказывают
большое, а иногда и решающее влияние
желания, чувства, воля, привычки и даже
настроения». Приведенное соображение
не ново. Оно было известно и Сократу.
Многие из его современников утверждали,
что бывает немало случаев, когда
люди, «зная, что лучше всего, не хотят
так поступать, хотя бы у них и
была к тому возможность», а поступают
вразрез со своим знанием потому,
что «уступают силе удовольствия
или страдания» или каким-либо другим
переживаниям и эмоциям.