Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:28, контрольная работа
Трудно найти проблему, которая обладала бы такой же притягательностью, таким же огромным и столь противоречивым материалом для исследования, как проблема истины. В Писании сказано, что Иисус говорил о том, что Он пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине, однако на допросе в ответ на законный вопрос Пилата «Что есть истина?» Иисус ничего не ответил. Истина не только важнейшая цель всей познавательной деятельности человека, она является мерилом отношения конкретного человека и общества в целом к окружающему миру, отношения между людьми, нациями, государствами.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему:
Учение об истине.
Понятие об объективной, относительной
и абсолютной истине.
Выполнила:
заочной формы обучения,
специальность «Налоги и налогообложение»
КУЛЬКОВА Екатерина Сергеевна
Проверила:
Стронгина Римма Павловна
Нижний Новгород
2009
Введение.
Трудно найти проблему, которая обладала бы такой же притягательностью, таким же огромным и столь противоречивым материалом для исследования, как проблема истины. В Писании сказано, что Иисус говорил о том, что Он пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине, однако на допросе в ответ на законный вопрос Пилата «Что есть истина?» Иисус ничего не ответил. Истина не только важнейшая цель всей познавательной деятельности человека, она является мерилом отношения конкретного человека и общества в целом к окружающему миру, отношения между людьми, нациями, государствами. Издревле истина отождествлялась с эталоном высших человеческих ценностей, добродетелей и достижений. Ибо во все времена у всех народов были «истинные герои», «истинные друзья», «истинные граждане», а актеры, музыканты, поэты создавали «истинные произведения искусства». Став философской категорией, развиваясь в рамках теории познания, этики и других областях, «истина» увеличивала собственный объем и содержание, со временем обрастала новыми атрибутами, аспектами и формами, которые, однако, не столько проясняли ее сущность, сколько еще больше запутывали и усложняли это понятие.
Из предельности и общезначимости философских категорий вытекает их неопределенность; обычно говорят о конкретном смысле каждой из них лишь в рамках отдельно взятого философского учения. В философских энциклопедиях и словарях практически невозможно найти полноценного определения большинства философских категорий. В них нет ответа на вопросы о том, что же такое истина, добро, справедливость, красота, свобода вообще, т.к. в некотором смысле происходит подмена определений этих понятий их трактовкой с точки зрения соответствующего философского учения. В отечественных изданиях подобного рода дается, как правило, диалектико-материалистическая трактовка соответствующих философских понятий и категорий. Что касается непосредственно истины, то обычно приводится ее «классическое» определение, которое в обобщенном виде можно записать следующим образом: «(это) правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом». Однако, данное высказывание трудно назвать определением истины хотя бы потому, что под него не попадают воззрения, например, тех же софистов, согласно которым истина – это убеждение сильного, точка зрения Р. Декарта, который под истинной понимал ясность знания, взгляд А. Пуанкарэ, для которого истина есть конвенция внутри группы ученых и т.д.
Отсутствие четкого и ясного содержания истины (впрочем, как и большинства философских категорий) явилось причиной возникновения целого ряда всевозможных концепций, учений, мнений, философских систем, которые на протяжении не одного тысячелетия по-разному трактовали смысл и сущность этой категории. Со времен Сократа, сквозь эллинистический скептицизм и средневековый теологизм, через рационализм и эмпиризм Нового времени, диалектический материализм и множество современных сциентистских и антисциентистских философских течений реинкарнировался смысл истины. В каждом своем новом обличии он ниспровергал свою предыдущую ипостась и вновь объявлял себя единственно верным и неизменным смыслом истины. Такая неоднозначность понимания сущности данной категории вполне закономерно приводит к вопросу о логической непротиворечивости существующих учений об истине.
С той или иной степенью условности можно утверждать, что история философии – это непрерывные попытки все новых исследователей каждый раз заново переосмыслить проблему истины, устранить недостатки предыдущих теорий и построить свою безупречную систему, в которой все человеческое знание об окружающем мире гармонично увязано посредством понятия «истина».
История понятия «истина».
Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).
В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.
Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). И. Кант утверждал, что «истина — это объективное свойство познания…». Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.
В границах ещё одного направления, а именно эмпиризма истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.
С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.
Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.
Виды истины.
Первым и исходным свойством истины является объективность - конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;
во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т. п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм (метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условии, отвергает принцип конкретности истины) преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм (признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил) — изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна, конкретность — еще одно важное свойство истины. Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).
По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху — прагматизм (от греч. прагма — дело, действие); то, что соответствует условному соглашению — конвенционализм (от лат. конвенцио — договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.
Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики.
Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного процесса.
Список литературы.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. –М., 1997.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. ИНФРА-М. 2005.
3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1999.
4. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1997.
5. Поппер К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма // Логика и рост научного знания. М., 1993.
5
Информация о работе Учение об истине. Понятие об объективной, относительной и абсолютной истине