Учение Аристотеля о государстве и его современное значение.

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - выяснить, как Аристотель понимает категории государства и права и их взаимоотношения, а так же выяснить значение и определение государства в современном обществе.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография Аристотеля………………………………………..4
Глава 2. Учение Аристотеля о государстве……………………………6
2.1. Родовая община как элемент государства………………………...6
2.2. Рабовладельческий универсализм Аристотеля…………………...6
2.3.«Среднее» и идеальное государство………………………………..7
2.4. Историческая жизнь и ее структура по Аристотелю……………..8
2.5. Рассуждения философа о государстве……………………………..8
2.6. Отношение к общей и частной собственности…………………...10
2.7. Представление Аристотеля о праве……………………………….10
2.8. Формы правления по Аристотелю………………………………...12
Глава 3. Современное значение государства………………………….15
Заключение………………………………………………………………19
Библиография……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

filosofia_referat.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

По мнению Аристотеля, причиной переворотов, насильственной смены форм правления является нарушение справедливости, абсолютизация принципа, лежащего в основе формы правления. Например, при демократии это абсолютизация равенства. Аристотель связывает перевороты с социальными противоречиями. Причинами переворотов являются усиление одного из классов, слабость среднего класса.

В своих трудах философ дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает  установление политии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современное значение государства

Госуда́рство  — это особая форма организации  общества, обладающая определёнными  средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между  членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на установленной территории. Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.7

В современных  развитых государствах, его основными  целями являются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами  общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним из фундаментов, который может обеспечить реализацию заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор лиц обладающих властью и управляющих государственными органами власти. На практике, демократия может создавать лишь видимость того, что органы государственной власти всецело служат обществу. Умело управляя общественным мнением, манипулируя обществом посредством известных в психологии «толпы» методов, один человек, или небольшая группа людей, обладающая средствами воздействия на массы, может обеспечить любой удобный исход выборов. Такой вид демократии особенно характерен для государства с недостаточно образованным и/или политически неактивным населением.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению  с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).

На сегодняшний  день существуют следующие признаки государства.

    1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
      • конституция,
      • военная доктрина,
      • законодательство.
    2. Наличие руководства (аппарат управления):

президент (парламент  или др.)

      • правительство,
      • парламент,
      • суд.
    1. Управление и планирование:
      • нормирование жизни общества (система права),
      • государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
      • хозяйственная деятельность (экономика),
      • собственная денежная система,
      • налоговые сборы.
    1. Собственность (ресурсы):
      • территория,
      • население,
      • государственная казна,
      • границы и т. д.
    1. Наличие подчиненных организаций:
      • охрана правопорядка,
      • вооружённые силы,
      • периферийные административные организации.
    1. Наличие государственного языка (языков).
    1. Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).
    2. Публичная власть.
    3. Гражданство.
    4. Государственные символы.

 

Каждое государство  в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно подразделить на 2 самых общих типа — монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Республика — форма правления, при которой главой государства является лицо выборное и сменяемое, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей.

Монархическая форма правления имеет несколько  разновидностей.

Абсолютная  монархия характеризуется всевластием  главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Сейчас она сохранилась лишь в некоторых странах.

При конституционной  монархии, существующей в Великобритании, Дании, Бельгии, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом.

Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность  перед парламентом. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они принимают юридическую  силу. Всю ответственность за их осуществление несет государство.

Практика показывает, что в современных условиях монархия способна не только выступать в качестве фактора стабильности и конституционной  законности, но и быть действенной  силой глубоких структурных реформ.

Республика  — наиболее распространенная в современном  мире форма правления. Различаются  президентская и парламентская  республики.

В президентской  республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе  политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. В президентской республике, характеризующейся жестким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, создаются благоприятные условия для концентрации широчайших полномочий в руках исполнительной власти, и прежде всего президента. Президентская власть — главное звено государственного руководства. Типичный пример президентской республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется, прежде всего, тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти — парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят смены правительства и внеочередные выборы.

Большое значение для понимания природы того или  иного государства имеют и  его территориально-политическая организация, политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношения центральных, региональных и местных органов власти. Различают 3 основных формы территориально-государственного устройства — унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство  обладает следующими признаками: в  нем действует единая конституция; существует единая система высших органов  власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.

Федерация —  форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Субъекты федерации  имеют право принимать собственные  законы и конституции, вводить свое гражданство. Конституции большинства федеративных государств не предоставляют субъектам федерации права выхода из нее.

Конфедерация  — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий.

Центральные органы конфедераций не обладают прямой властью  над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляются только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

До Аристотеля, который своим учением о необходимости  рабства подвел итог тысячелетнему  существованию Древней Греции, еще  никто не говорил на эту тему так  открыто и категорически. Мыслитель  дал глубокий и разносторонний анализ понятия раба.

Природа требует рабства для существования самого государства. В рабстве нет ничего постыдного или противоестественного.

Политическая  организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем  справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.

На основании  сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть  форм правления. Наиболее совершенной  формой правления он считает «политию».

Идеалом Аристотеля является «среднее» государство, осуществляющее добродетель. Добродетель трактуется как гармония между двумя крайностями.

Центром учения Аристотеля является понятие «политии». Полития есть основанное на родовой  общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически оправданную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, жизненных целях.

Понятия государства  и права тесно связаны. Полис  должен основываться на праве. Право - нормы, регулирующие общественную жизнь политии. Закон должен основываться на разуме, он должен быть лишен эмоций, симпатий и антипатий.

Вклад Аристотеля в историю политической мысли  очень велик. Он создал новую методологию  эмпирического и логического исследований, обобщил огромный материал. Его подход отличается реализмом и умеренностью. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор.

На сегодняшний  день вокруг вопроса о роли государства, характере, формах и степени его воздействия на экономические и социальные процессы не утихают острые споры, ведется политическая борьба. По мере развития общества меняются и функции государства, его роль в процессах социального регулирования. Искусственное сдерживание этого процесса может привести лишь к усилению трений между обществом и государством, их взаимному отчуждению друг от друга.

Само по себе государство как средство политического  управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. Его форма, характер деятельности, средства и методы, которые оно использует для выполнения своих функций, зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, преобладающих философско-религиозных воззрений, потребностей экономического развития и многих других факторов.

Библиография

 

1. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.

 

2. История политических  учений // Под ред. О.В. Мартышиной. М.: Юристь, 1996.

 

3. Лосев А.Ф.  Античная история философии. - СПб.: Алтейя, 2001.

 

4. Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орел: Издательство ОРАГС, 2003.

 

5. Учение Аристотеля о государстве. Философия. М.: Просвет, 1989.

 

6. Теория права и государства. // Под ред. В.В. Лазарева.  М.: Юристъ, 2000.

7. www.wikipedia.ru

 

 

 

 

 

 

1  Учение Аристотеля о государстве. Философия. М.: Просвет, 1989. С. 67

2  Учение Аристотеля о государстве. Философия. М.: Просвет, 1989. С. 69

3  Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. С. 84

4  Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. С. 51

5  История политических учений // Под ред. О.В. Мартышиной. М.: Юристь, 1996. С.57

6  История политических учений // Под ред. О.В. Мартышиной. М.: Юристь, 1996. С.44

7  www.wikipwdia.ru


Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и его современное значение.