Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 00:43, реферат
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В самом общем плане границы толерантности задаются характером или природой тех различий, с которыми ей приходится иметь дело. Простые различия нашего повседневного существования улаживаются такими душевными качествами, как великодушие, предупредительность, тактичность, вежливость. У воспитанного человека здесь вообще нет проблем. Его искренне радует многообразие красок и звуков жизни.
Введение…………………………………………………………………………3
Общие контуры проблемы……………………………………………………4
Толерантность и право……………………………………………………….. 6
Моральные координаты толерантности ……………………………………7
Роль конфликта в Толерантности……………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………...9
Список используемой литературы…………………………………………..10
Внутренняя моральная противоречивость толерантности ни в коем случае не делает из нее нечто ленивое, трусливое и нечистоплотное. Толерантная мораль мыслится как некое возвышение над теми взглядами и убеждениями, которые вовлечены в человеческую коммуникацию. Врожденной предрасположенностью, традицией и привычкой тут явно не обойтись. Нужны "встречные" движения со стороны сознания, а также, разумеется, эмоций, чувств и воли претендующего на толерантность субъекта. Некоторые исследователи обобщают эти движения понятием "моральное размышление" . На мой взгляд, более удачным является понятие, избыточное, то есть превышающее обычное требование, отношение. "Избыточное отношение" – обдуманный выбор, основанный на аргументах.
Например:
Вы вправе вызвать милицию, если сосед далеко за полночь продолжает шумно веселиться. Но можно, сделав сознательное усилие над собой, проявив великодушие, воздержавшись от осуждения и исполнения своего гражданского долга (есть ведь соответствующая правовая норма), в милицию не звонить и на соседа не жаловаться. Моральная "избыточность" в таком случае налицо.
Роль
конфликта в Толерантности
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить товарищ друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или более того вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или более того уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная поставленная проблема враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то пора как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действо приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Конфликт
обостряется и охватывает все
больше людей. Простая обида может,
в конечном счете, привести к проявлению
жестокости в отношении свои противников.
Жестокость в социальном конфликте
иногда ошибочно приписывается садизму
и природным задаткам людей, однако чаще
всего ее совершают обычные люди, попавшие
в экстраординарные ситуации. Конфликтные
процессы могут приневолить людей игрывать
роли, в которых они должны быть жестокими.
Так, солдаты (как правило, обычные молодые
люди) на местности противника не щадят
мирное население, или в ходе межнациональной
вражды обычные мирные обитатели могут
совершать крайне жестокие поступки.
Заключение
Надо
учитывать, что существенность различий,
входящих в толерантные отношения, не
лежит на поверхности, не бросается в глаза,
она открывается лишь по-настоящему пытливому
уму. Субъекты толерантного отношения
должны как можно лучше (полнее и глубже)
знать друг друга в этом гарантия их
полноценной статусной отнесенности к
другим людям.
На
рефлексию работает, прежде всего, наука,
ее влияние, ее авторитет. Наука, конечно,
не всесильна и не имеет монополии
на истину. Тем не менее в сравнении
с другими "учителями жизни"
она наиболее объективна. Ее суждение
во всех наших мирских делах самое беспристрастное,
на него вполне можно полагаться. Наука
– это рациональность (как инструментальная,
так и коммуникативная), обеспечивающая
надежную навигацию в бурном море современной
жизни. Ее выводы, разумеется, приходится
подправлять – оценкой, чувством справедливости,
другими диспозициями человеческой природы,
но именно подправлять, а не ограничивать
или отменять.
Порядок и прогресс, стабильность и развитие составляют цель всей ценностно-нормативной системы общества. Скажем, мораль и право служат, прежде всего, стабильности и порядку. Толерантность тоже – но скорее в отрицательном плане, – не позволяя сеять рознь, ломать наметившиеся тенденции, препятствовать естественному росту человеческой коммуникации. В положительном же своем назначении толерантность развернута на прогресс и развитие, на те различия-исключения, которые делают жизнь многомерной, создают постоянную неудовлетюренностъ завершенным и достигнутым.
"Религиозное сознание должно, во-первых, выработать когнитивно диссонантные отношения с другими конфессиями и религиями. Во-вторых, оно должно занять соответствующую позицию в отношении авторитета различных наук, обладающих общественной монополией на мирское знание. Наконец, оно должно встроиться в условия существования конституционного государства, основанного на профанной морали".
Список
используемой литературы:
1. Википедия
2.Электронная библиотека Гумер.