Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:31, контрольная работа
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам И.Кант.
1.Введение …………………………………………………1-4 стр.
2.Структура познавательной способности человека ……5-7 стр.
3.Активность субъекта познания………………………….8-9 стр.
4.Антиномии чистого разума……………………………
Активность субъекта познания.
Кант впервые в истории философии обосновал мысль о том, что предметом познания, науки является не предмет, существующий сам по себе ("вещь в себе"), а опыт, совокупность чувственных представлений, которые, по существу, обусловлены активностью субъекта. Другими словами, действительным предметом научно-теоретического познания является такой предмет (совокупность опыта), возможность и действительность которого с самого начала обусловлены априорными формами созерцания - пространством и временем - и априорными формами рассудка, т.е. логическими категориями.
Эта мысль Канта внесла действительно новое в рассмотрение проблемы знания, т.е. теперь стало ясно, что за пределом субъекта существует действительность сама по себе, а все, с чем имеет дело человек, его познание, не существует вне субъекта и его активности. По мнению мыслителя, преимуществом математики и естествознания по сравнению с философией является то, что они каким-то образом это поняли раньше.
     Активность 
субъекта познания, имеющая место 
уже на уровне чувственного восприятия, 
где субъект не только страдателен, 
аффицируем вещами в себе, но уже 
на этом уровне структурирует результат 
воспринятого воздействия; однако полностью 
себя эта активность проявляет на теоретическом 
уровне, поскольку сущностные отношения 
и связи внутри объекта никак нам не даны. 
Они могли бы быть восприняты с помощью 
интеллектуальной интуиции, но таковой 
мы не располагаем. Нормальная гносеология, 
вслед за Кантом, различает способность 
мыслить и способность познавать. Первая 
– это способность формировать произвольные 
образы, фантазировать и создавать в воображении 
картины гипотетически возможных миров. 
Вторая – это способность связать одну 
из этих картин с действительным опытом 
и получить возможность достигать новых 
целей в деятельном освоении мира. Мы знаем 
в мире лишь то, что прежде в него сами 
вложили, – фундаментальная идея Канта 
при формировании нормальной гносеологии. 
Подход к миру по принципу «как если бы 
я могу сделать это» и получить ответ: 
«да, ты можешь» – фундаментальная черта 
такой гносеологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Антиномии чистого разума.
Для проверки нашей способности мыслить Кант создает антиномии – одинаково доказуемые (или недоказуемые) противоположные утверждения. Диалектические антиномии пронизывают произведение Канта. Рядом с положением вырастает контрположение, своеобразный антитезис, без которого тезис не полон, ошибочен.
Данные положения И.Кант называет антиномиями чистого разума и показывает, что разум с равной степенью доказывает для себя как тезис, первую часть положения, так и антитезис - вторую часть, то есть он «мечется» между этими суждениями, не зная, что принять за истину при их равной убедительности.
     Подобные 
метаморфозы возникают в 
Подобным же способом И.Кант доказывает и внеопытный характер других антиномий и тем самым снимает сам вопрос, в них сформулированный.
Вывод, который делает И.Кант из вышесказанного, однозначен: поскольку идеи чистого разума есть только идеи и не более того, так как эти идеи не имеют аналога в опыте, не могут быть исследованы средствами опыта и поэтому их истинность или ложность не может быть доказана теоретическим путем.
      
Ни один из этих тезисов, 
по Канту, нельзя ни отвергнуть, 
ни доказать окончательно. Отсюда Кант 
приходит к выводу, что вещь в себе остается 
непознаваемой. Стремясь схватить мир, 
как  целое, раскрыть его сущность, разум 
с необходимостью наталкивается на противоречие. 
Противоречие – неизбежный момент мышления.