Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:49, реферат
История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных направлений естествознания, но значительно более редко встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине ХV и в начале XVI в. Леонардо да Винчи, в XVII столетии М.В. Ломоносов и его французский современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой половине XIX в. Александр Гумбольдт. Наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли.
ведение……………………………………………………………...…3
Что такое ноосфера…………………….....……....……………..........4
Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»…….…………………….………………….…...……….…9
Наука как основной фактор развития ноосферы….……………………………………………………............10
Ноосфера и развитие общества…….……………...……………………..….…………......…13
Заключение…………..………………………………………..…..........14
Литература……………………………………………………....……...16
К мысли о ноосфере В.И. Вернадский пришел почти одновременно с разработкой концепции биосферы, хотя подробно остановиться на анализе этого понятия смог лишь в конце своей жизни, мысленно продолжая закономерный процесс эволюции земной поверхности от биологической стадии к социальной. Ноосфера – это единая система. Она развивается как результат взаимодействия социальной системы.
По Вернадскому, ноосфера может формироваться как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне определенных особенностей организации биосферы, которой должна следовать человеческая деятельность. Логика развития человеческой деятельности должна идти в унисон с организованностью биосферы.
Таким
образом, ноосфера – это биосфера,
преобразованная людьми соответственно
познанным и практически
Объективная необходимость формирования ноосферы возникает из того, что настало время, когда человечество должно обрести способность к экологическому самообеспечению. В отличие от биосферы ноосфера не может формироваться стихийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе изучения и практического поддержания ими законов саморегуляции биосферы и согласования с ними своей хозяйской и прочей деятельности.
Следовательно,
преемственность человека по отношению
к живому веществу планеты состоит
в том, что он своей деятельностью
должен продолжить логику развития, но
на качественно новом уровне.
Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества: «Науки о биосфере и ее объектах, т.е. все науки гуманитарные без исключения, науки естественные в собственном смысле слова (ботаника, зоология, геология, минералогия и т.п.), все науки технические – прикладные науки в широком их понимании – являются областями знания, которые максимально доступны научному мышлению человека.
Научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рассматриваемы как геологический фактор, как проявление ее организованности, это науки «о духовном» творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии и логики. Они обуславливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху, охваченную человеком биосферу в новое естественное тело по своим геологическим и биологическим процессам – в новое ее состояние, в ноосферу».
По его мнению, научное знание является геологической силой, создающей ноосферу. И как всякое природное явление, научная мысль – не случайна, она проявляется стихийно и закономерно; корни ее уходят в глубины геологической истории, обнаруживаются в процессе цефализации – развития нервной системы и головного мозга животных.
С таких позиций Вернадский по-новому взглянул на историю науки. По его словам: «История научной мысли, научного знания, его исторического хода проявляется с новой стороны, которая до сих пор не была достаточно осознана. Ее нельзя рассматривать только как историю одной из гуманитарных наук. Эта история есть одновременно история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, раньше в биосфере отсутствовавшей».
Можно, конечно, отметить, что при этом он отстранился от многих «ненаучных» факторов, которые определяли человеческую деятельность изначально, задолго до того, как возникла наука. Ведь перестройка биосферы человеком шла многие десятки тысячелетий, и одним из важнейших факторов при этом было использование огня (о чем Вернадский упоминал). Научная мысль стала подобием катализатора, значительно ускорившего и усилившего геологическую глобальную деятельность человека (техногенез – по А.Е. Ферсману).
Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.
Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью человека, переходит в свое новое состояние – в ноосферу.
Сама по себе наука, увы, способствует не только и даже не столько улучшению природной среды и жизни человеческой. Она используется обществом и отдельными социальными группами для целей далеко не благородных: удержания власти, накопления капиталов, усиления военной мощи страны, порабощения других народов и государств, экстенсивного использования природных богатств. Вопрос в том, какие социальные группы и с какими целями используют (или не используют) достижения науки.
Обо всем этом Владимир Иванович предпочитал не думать или умалчивать. У него была другая цель: показать величие научной мысли и те возможности, которые она открывает перед человечеством. Он верил в науку, в ее высокое предназначение. В том-то и беда современного человечества, что оно – в прямом противоречии с надеждами Вернадского и его убеждениями – сделало науку подсобным занятием, средством для получения максимальных прибылей и ускорения технического прогресса с целью добывания материальных благ.
Правда,
за последние десятилетия ситуация
меняется. Развитые страны стали значительно
больше уделять внимания состоянию окружающей
природной среды, опираясь отчасти на
достижения наук, прежде всего экологии,
на учение о биосфере. Но все это – лишь
частные мероприятия, не имеющие того
глобального масштаба, которые предполагал
Вернадский. Поэтому разрушение биосферы
продолжается.
Ноосфера и развитие общества.
Анализируя возможности все возрастающей мощи цивилизации, В.И. Вернадский пришел к выводу о том, что человечеству как части живого вещества придется взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы и общества. Будущность человечества требует активного вмешательства Разума в судьбу общества и ноосферы в целом. В интересах будущего всего человечества биосфера должна измениться. Измениться должны геохимические циклы биосферы и ее способность обеспечивать потребности человечества в соответствии с изменениями природы общества, а может, и природы самого человека. Причем переход человечества в эпоху ноосферы В.И. Вернадский рассматривал как один из актов «приспособления» человечества.
Переход биосферы в ее новое состояние будет сопровождаться выработкой новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей новой нравственности, потребует смены стандартов и идеалов. По существу, это центральная проблема, стоящая сегодня перед человечеством: как обеспечить совместную эволюцию биосферы и человека, а вместе с ней и дальнейшее развитие цивилизации?
Таким образом, учение В.И. Вернадского явилось тем завершающим звеном, которое:
Заключение
В своих воззрениях на ноосферу Владимир Иванович попытался соединить воедино биогеохимические исследования, свои взгляды на историю научной мысли, а также веру в великую мощь и высокое предназначение науки. Такой синтез вряд ли можно назвать органичным. Ведь когда речь идет о всепланетном геологическом процессе, преобразующем область жизни, имеются в виду материальные явления. А научная мысль относится к явлениям идеальным. Следовательно, ноосфера как область идеальных явлений, включающих и научную мысль, как область проявления разума – это одно. Совсем другое – сфера материальных преобразований, использования техники и технологий. Ее не следовало бы смешивать с идеальной областью научной мысли. Поэтому и название требуется подыскать иное. Возможно, наиболее подходящее – техносфера, учитывая то немаловажное обстоятельство, что в науке и даже в философии укоренился термин «техногенез», обозначающий глобальную техническую деятельность человека.
С позиций гуманизма Вернадский полагал, будто неуклонный НТП ведет к торжеству разума и рациональной организации природы: «Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека.».
Увы, этот его прогноз оказался, по меньшей мере, преждевременным. Он мечтал о прекрасной ноосфере, где произойдет новый расцвет жизни и разума, творческого гения человечества. Сейчас, в начале ХХI века, на планете и в околоземном космосе безраздельно господствует техническая цивилизация. Ноосфера остается мечтой, техносфера стала реальностью.
Идеи
Владимира Ивановича как
Остается
только надеяться, что прогноз Вернадского
будет реализован в нынешнем веке.
В противном случае деградация биосферы,
а значит, и неразрывно связанного
с ней человечества, примет необратимый
характер.