Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:33, реферат
Теоцентризм средневековой философии В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения
Теоцентризм средневековой
философии В основе средневекового
человекознания лежали религиозные (теоцентристские)
о своей сути установки о том,
что Бог — начало всего сущего.
Он создал мир, человека, определил
нормы человеческого поведения.
Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили
перед Богом, нарушили его запрет, захотели
стать наравне с ним, чтобы самим определять,
что есть добро и зло.
В этом
заключается первородный грех
человечества, который частично
искупил Христос, но который
должен искупиться и каждым человеком
через раскаяние и богоугодное поведение,
Средневековая философия поставила принципиальные
вопросы о сущности и существовании, о
Боге, человеке и Истине, смысле вечности,
соотношении градов «земного» и «Божьего»
(Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий
и др.). На вершине средневекового интеллектуального
мышления стоит
Фома Аквинский.
Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые
истины, которые превосходят сколь
угодно мощный разум: например, Бог
един в трех лицах. Другие истины вполне
доступны разуму: например, что Бог существует,
что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский
впервые ввел различие истин факта и веры,
которое широко распространилось в религиозной
философии. Бог — действующая и конечная
причина мира, мир создан
Богом «из ничего»;
душа человека бессмертна, его конечная
цель — блаженство, обретаемое в созерцании
Бога в загробном мире; сам человек тоже
творенье Божье, а по своему положению
— промежуточное существо между тварями
(животными) и ангелами. В целом влияние
Фомы Аквинского на европейскую культуру
трудно переоценить, поскольку именно
он синтезировал христианство и идеи Аристотеля,
гармонизировав соотношение веры и знания.
В его концепции они не противостоят друг
другу, а сливаются в целое, что достигается
допущением возможности рационального
постижения сущности универсума, созданного
Творцом. Наиболее емко философско-антропологические
взгляды Средневековья представлены в
трудах Августина Блаженного. Он утверждал,
что человек — это душа, которую вдохнул
в него
Бог. Тело, плоть
— презренны и греховны. Душа
есть только у людей, животные ее не
имеют. Человек полностью и всецело
зависим от Бога, он несвободен и
не волен ни в чем. Человек создавался
Богом как свободное существо,
но, совершив грехопадение, сам выбрал
зло и пошел против воли Бога. Так возникает
зло, так человек становится несвободным.
С момента грехопадения люди предопределены
ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся
делать добро.
Главная цель
человека, считал Августин, — спасение
перед Страшным Судом, искупление греховности
рода человеческого, беспрекословное
повиновение церкви как «граду Божьему».
Таким образом, в средневековой философии
господствует теоцентристское понимание
человека, суть которого заключается в
том, что происхождение, природа, целевое
предназначение и вся жизнь человека предопределены
Богом. Тело (природное) и душа (духовное)
противопоставлены друг другу.
Впоследствии
вопрос об их соотношении стал
одниЯЛз стержневых в