Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:33, реферат
Теоцентризм средневековой философии В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения
Теоцентризм средневековой 
философии В основе средневекового 
человекознания лежали религиозные (теоцентристские) 
о своей сути установки о том, 
что Бог — начало всего сущего. 
Он создал мир, человека, определил 
нормы человеческого поведения. 
Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили 
перед Богом, нарушили его запрет, захотели 
стать наравне с ним, чтобы самим определять, 
что есть добро и зло. 
 В этом 
заключается первородный грех 
человечества, который частично 
искупил Христос, но который 
должен искупиться и каждым человеком 
через раскаяние и богоугодное поведение, 
Средневековая философия поставила принципиальные 
вопросы о сущности и существовании, о 
Боге, человеке и Истине, смысле вечности, 
соотношении градов «земного» и «Божьего» 
(Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий 
и др.). На вершине средневекового интеллектуального 
мышления стоит  
Фома Аквинский. 
Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые 
истины, которые превосходят сколь 
угодно мощный разум: например, Бог 
един в трех лицах. Другие истины вполне 
доступны разуму: например, что Бог существует, 
что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский 
впервые ввел различие истин факта и веры, 
которое широко распространилось в религиозной 
философии. Бог — действующая и конечная 
причина мира, мир создан  
Богом «из ничего»; 
душа человека бессмертна, его конечная 
цель — блаженство, обретаемое в созерцании 
Бога в загробном мире; сам человек тоже 
творенье Божье, а по своему положению 
— промежуточное существо между тварями 
(животными) и ангелами. В целом влияние 
Фомы Аквинского на европейскую культуру 
трудно переоценить, поскольку именно 
он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, 
гармонизировав соотношение веры и знания. 
В его концепции они не противостоят друг 
другу, а сливаются в целое, что достигается 
допущением возможности рационального 
постижения сущности универсума, созданного 
Творцом. Наиболее емко философско-антропологические 
взгляды Средневековья представлены в 
трудах Августина Блаженного. Он утверждал, 
что человек — это душа, которую вдохнул 
в него  
Бог. Тело, плоть 
— презренны и греховны. Душа 
есть только у людей, животные ее не 
имеют. Человек полностью и всецело 
зависим от Бога, он несвободен и 
не волен ни в чем. Человек создавался 
Богом как свободное существо, 
но, совершив грехопадение, сам выбрал 
зло и пошел против воли Бога. Так возникает 
зло, так человек становится несвободным. 
С момента грехопадения люди предопределены 
ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся 
делать добро. 
 Главная цель 
человека, считал Августин, — спасение 
перед Страшным Судом, искупление греховности 
рода человеческого, беспрекословное 
повиновение церкви как «граду Божьему». 
Таким образом, в средневековой философии 
господствует теоцентристское понимание 
человека, суть которого заключается в 
том, что происхождение, природа, целевое 
предназначение и вся жизнь человека предопределены 
Богом. Тело (природное) и душа (духовное) 
противопоставлены друг другу. 
 Впоследствии 
вопрос об их соотношении стал 
одниЯЛз стержневых в