Технология власти» Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:01, реферат

Краткое описание

Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит (В. Парето, Э. Дженнинг, Г. Моска, Ч. Р. Миллс), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, возглавившего «макиавеллистское направление». На него как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С. Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до О. Конта он выдвинул идею «общественного консенсуса».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДШЕСТВЕННИК ЕВРОПЕЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 3
2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЭПОХИ 5
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Н. МАКИАВЕЛЛИ 6
4. ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОПЫТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Файлы: 1 файл

технология власти Н. Макиавелли.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

       Относительность и принцип разграничения

     Итак, принцип относительности управления Макиавелли гласит: выбор средств  относителен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, все  вместе: цель, средства, ситуация должны соотноситься между собой. Политик  не может руководствоваться нравственными  нормами, ибо политика – сфера  относительного, а нравственность –  область абсолютного. Многочисленные казни нельзя оправдать с точки  зрения высших принципов, но это необходимо сделать с точки зрения целей  или конкретной ситуации. Стало быть, с принципом относительности  тесно связан принцип разграничения  политики и морали: политику нельзя судить с нравственных позиций. Идея разделения властей (политической и  религиозной) Макиавелли легла в  основание классической доктрины буржуазного  либерализма.

  Кругооборот форм управления

     В связи с ними находится принцип, или концепция, циклического развития государственных форм (демократия –  олигархия – аристократия – монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия – в олигархию и  т.д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращение добра и зла. Политические перевороты как раз и свидетельствуют о непрочности даже самого прогрессивного режима: его свергают, и на смену приходит тирания. В движении и кругообороте пребывает практически все – материальные объекты, формы правления, человеческие дела. Природа не позволяет вещам пребывать в покое. Достигнув предела совершенства, дальше которого двигаться уже невозможно, государства вступают на обратную дорогу. Маятниковое движение «вверх – вниз – вверх» совершают государства, добро и зло, наши поступки. Человеческие дела то идут на подъем, то клонятся к упадку, т.е. совершают то, к чему не привел бы рассудок. Каждый из нас, поступающий разумно, стремится только к успеху. Однако необходимость превыше разума, она ведет ко многим вещам, к которым не привел бы нас рассудок.

     Кругооборот Макиавелли возможен именно в силу относительности противоположных  состояний – добра и зла, низа и верха, упадка и подъема. Они  легко превращаются друг в друга. Согласно Макиавелли, существуют три  хороших, или основных формы управления (монархия, аристократия и народное правление) и три плохих, или извращенных (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко  переходят одна в другую: монархия легко переходит в тиранию, а  демократия – в анархию. Основатель любой из трех хороших форм правления  способен установить ее лишь на малое  время, ибо никакое средство не удержит  ее от превращения в свою противоположность  из-за подобия. Так и в человеческих делах, добродетель легко перетекает в порок, а порок принимает  обличье добродетели.

       Принцип принятия решений

     Кругооборот событий создает единую цепь взаимосвязи  явлений в природе и обществе. Рассматривая человеческие дела, пишет  Макиавелли в «Рассуждениях», мы все  больше убеждаемся в непререкаемости  закона: никогда нельзя устранить  одно неудобство, чтобы из этого  не возникло другое. Если хочешь сделать  народ сильным и великим, то придется воспитать в нем такие качества, например, свободу и независимость, благодаря которым уже нельзя будет управлять им по желанию. Если оставить слабым и малочисленным, дабы иметь возможность удобно править  им, то он сделается столь ничтожным, что не сумеет сохранить свое благосостояние и власть. Принимая управленческие решения, лидер должен тщательно взвешивать, на стороне какого из них меньше неудобств. Его и брать за основу, ибо совершенно безупречных решений не бывает. Весьма сомнительным представляется другой путь: взвешивая альтернативы, выбираешь то, которое сулит больше выгод и удобств.

  Лаборатория политического опыта

     Взгляды Макиавелли отражали вполне определенную историческую эпоху и вполне конкретное место. Флоренция XV века – небольшой  город с 98 тыс. жителей, сравнимый  с современными средними или крупными корпорациями. Так что политика здесь  вещь, скорее, сугубо практическая, требующая  знаний межчеловеческих отношений. Мекку мировой культуры, какой, несомненно, в эпоху Возрождения была Флоренция, сосредоточившая невиданный культурный потенциал, можно было обойти кругом чуть ли не за полдня. Здесь нет настораживающего обилия улиц и бесконечного многообразия незнакомых лиц, социально активная часть граждан не превышала и 3 тыс. человек.

     Общественная  жизнь великого города сильно напоминала театр: все публично, все на виду и все в движении. Страстные столкновения на публичных митингах, религиозные сборища, бесчисленные политические диспуты, кончавшиеся вооруженной схваткой. Это мир постоянных конфликтов, войн, малых и больших дипломатических интриг, быстрой и легкой смены правительств. Во Флоренции, заявляет Макиавелли, политиками были все. В неспокойное время политика соединялась с заревом пожаров, а в мирное время – с карнавальным весельем.

     Возрождение связано с переходом от деревенской  культуры к городской, с особым стилем жизни и структурой мировоззрения. Рациональные поиски истины и опора  на античные авторитеты гармонично уживались  с жизнерадостными проявлениями человеческой свободы, практической сметливостью и политической инициативой. Публичные  выступления, занятия с учениками, полуночные беседы с друзьями, дискуссии с противниками; послания, памфлеты, политические трактаты и исторические исследования, комментарии к классикам и филологические статьи – все это свидетельствовало о стремлении граждан к активной практической деятельности.

     Зарождался  особый социальный слой – интеллигенция, по характеру и содержанию своей  деятельности резко отличающаяся от носителей культуры прежних времен – пророков, мудрецов и учителей. Гуманисты Возрождения – писатели, ученые, художники – положили начало новому типу интеллигенции, и одним  из самых ярких ее представителей был Н. Макиавелли. Но были и другие, не менее яркие представители. Один из них – Лоренцо Медичи, покровитель  изящных искусств, превративший Флоренцию  в «художественную мастерскую»  мира. Второй – жестокий Цезарь Борджиа, искусный интриган, сделавший из Флоренции «лабораторию политического опыта».

     И оба они серьезно повлияли на творчество Макиавелли. Лоренцо Медичи был, пожалуй, самым выдающимся государем своего времени, философом и поэтом, в  его доме делал первые шаги молодой  Микеланджело, при нем расцветало юное дарование Макиавелли. Он сформировал  литературный вкус и повлиял на гуманистические  устремления Макиавелли. Цезарь Борджиа, превративший Флоренцию в центр политического терроризма, служил для Макиавелли образцом идеального руководителя, но идеального в особом смысле. Речь идет об определенном типе сильного политического деятеля, не гнушающегося никакими средствами. Так, в 1497 г. Цезарь Борджиа убивает своего брата герцога Гандиа, затем отравляет двоюродного брата кардинала Джованни Борджиа. Когда знатный флорентиец не захотел уступить Борджиа своей жены, его обезглавили посреди улицы по турецкому способу. Когда ему не захотели уступить огромное состояние, он отравил трех кардиналов, четвертому подсунул отравленную конфетку, на которую попался, правда, его единомышленник. Сеть политических интриг покрыла всю Италию. В Риме каждую ночь находят убитыми до четырех-пяти человек, преимущественно прелатов и епископов, и все знают, что это дело рук Цезаря.

     В подобной «лаборатории» только и  могла родиться политика нового типа – «политический реализм», которому были чужды нравственные критерии (более  точная формула: нравственность рождается  в момент выбора), как и утопические  прожекты в духе платоновского «Государства». Если Макиавелли и считать гуманистом, то это был, скорее, гуманизм целей (он искренне любил народ, родину, честь и т.п.) и реализм (иногда жестокий) средств достижения целей. 

     Заключение

     Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал  понятие гражданского общества и  применил термин «государство» так, как принято сейчас - для обозначения  политической организации общества.

     Его идеи дали жизнь современной социологической  теории элит (В.Парето, Э.Дженнинг, Г.Моска, Ч.Р.Миллс), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж.Бернхайма, возглавлявшего так называемое «макиа-веллистское направление».

     На  авторитет Макиавелли ссылаются  теоретики бюрократии (М.Вебер, Р.Михельс), коррупции (А.Бо-надео), политического руководства и престижа власти (С.Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д.Белл, Г.Кан, Э.Винер). Наконец, задолго до О.Конта Макиавелли выдвинул идею «общественного консенсуса». Несомненно, фигура Макиавелли занимает важное место в истории социологии и менеджмента. 

     Список  использованной литературы

1. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов Издание второе. - М.: «Издательство ПРИОР», 2007.- 432 с.
2. История  политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. Акад. РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМ- ИНФРА. М), 2010- 736 с.
3. Ирхин  Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:  Учебник. - М.: Юристь, 2009.- 511 с.
4. История  политических учений /под ред. Проф. О.М. Мартышина - М. Юрист, 2007. с.97-105
5. История  политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юрид.лит., 2008. - с.129

Информация о работе Технология власти» Н. Макиавелли