Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:01, реферат
Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит (В. Парето, Э. Дженнинг, Г. Моска, Ч. Р. Миллс), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, возглавившего «макиавеллистское направление». На него как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С. Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до О. Конта он выдвинул идею «общественного консенсуса».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДШЕСТВЕННИК ЕВРОПЕЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 3
2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЭПОХИ 5
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Н. МАКИАВЕЛЛИ 6
4. ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОПЫТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Относительность и принцип разграничения
Итак,
принцип относительности
В связи с ними находится принцип, или концепция, циклического развития государственных форм (демократия – олигархия – аристократия – монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия – в олигархию и т.д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращение добра и зла. Политические перевороты как раз и свидетельствуют о непрочности даже самого прогрессивного режима: его свергают, и на смену приходит тирания. В движении и кругообороте пребывает практически все – материальные объекты, формы правления, человеческие дела. Природа не позволяет вещам пребывать в покое. Достигнув предела совершенства, дальше которого двигаться уже невозможно, государства вступают на обратную дорогу. Маятниковое движение «вверх – вниз – вверх» совершают государства, добро и зло, наши поступки. Человеческие дела то идут на подъем, то клонятся к упадку, т.е. совершают то, к чему не привел бы рассудок. Каждый из нас, поступающий разумно, стремится только к успеху. Однако необходимость превыше разума, она ведет ко многим вещам, к которым не привел бы нас рассудок.
Кругооборот
Макиавелли возможен именно в силу
относительности
Принцип принятия решений
Кругооборот
событий создает единую цепь взаимосвязи
явлений в природе и обществе.
Рассматривая человеческие дела, пишет
Макиавелли в «Рассуждениях», мы все
больше убеждаемся в непререкаемости
закона: никогда нельзя устранить
одно неудобство, чтобы из этого
не возникло другое. Если хочешь сделать
народ сильным и великим, то придется
воспитать в нем такие
Взгляды Макиавелли отражали вполне определенную историческую эпоху и вполне конкретное место. Флоренция XV века – небольшой город с 98 тыс. жителей, сравнимый с современными средними или крупными корпорациями. Так что политика здесь вещь, скорее, сугубо практическая, требующая знаний межчеловеческих отношений. Мекку мировой культуры, какой, несомненно, в эпоху Возрождения была Флоренция, сосредоточившая невиданный культурный потенциал, можно было обойти кругом чуть ли не за полдня. Здесь нет настораживающего обилия улиц и бесконечного многообразия незнакомых лиц, социально активная часть граждан не превышала и 3 тыс. человек.
Общественная жизнь великого города сильно напоминала театр: все публично, все на виду и все в движении. Страстные столкновения на публичных митингах, религиозные сборища, бесчисленные политические диспуты, кончавшиеся вооруженной схваткой. Это мир постоянных конфликтов, войн, малых и больших дипломатических интриг, быстрой и легкой смены правительств. Во Флоренции, заявляет Макиавелли, политиками были все. В неспокойное время политика соединялась с заревом пожаров, а в мирное время – с карнавальным весельем.
Возрождение связано с переходом от деревенской культуры к городской, с особым стилем жизни и структурой мировоззрения. Рациональные поиски истины и опора на античные авторитеты гармонично уживались с жизнерадостными проявлениями человеческой свободы, практической сметливостью и политической инициативой. Публичные выступления, занятия с учениками, полуночные беседы с друзьями, дискуссии с противниками; послания, памфлеты, политические трактаты и исторические исследования, комментарии к классикам и филологические статьи – все это свидетельствовало о стремлении граждан к активной практической деятельности.
Зарождался
особый социальный слой – интеллигенция,
по характеру и содержанию своей
деятельности резко отличающаяся от
носителей культуры прежних времен
– пророков, мудрецов и учителей.
Гуманисты Возрождения –
И оба они серьезно повлияли на творчество Макиавелли. Лоренцо Медичи был, пожалуй, самым выдающимся государем своего времени, философом и поэтом, в его доме делал первые шаги молодой Микеланджело, при нем расцветало юное дарование Макиавелли. Он сформировал литературный вкус и повлиял на гуманистические устремления Макиавелли. Цезарь Борджиа, превративший Флоренцию в центр политического терроризма, служил для Макиавелли образцом идеального руководителя, но идеального в особом смысле. Речь идет об определенном типе сильного политического деятеля, не гнушающегося никакими средствами. Так, в 1497 г. Цезарь Борджиа убивает своего брата герцога Гандиа, затем отравляет двоюродного брата кардинала Джованни Борджиа. Когда знатный флорентиец не захотел уступить Борджиа своей жены, его обезглавили посреди улицы по турецкому способу. Когда ему не захотели уступить огромное состояние, он отравил трех кардиналов, четвертому подсунул отравленную конфетку, на которую попался, правда, его единомышленник. Сеть политических интриг покрыла всю Италию. В Риме каждую ночь находят убитыми до четырех-пяти человек, преимущественно прелатов и епископов, и все знают, что это дело рук Цезаря.
В
подобной «лаборатории» только и
могла родиться политика нового типа
– «политический реализм», которому
были чужды нравственные критерии (более
точная формула: нравственность рождается
в момент выбора), как и утопические
прожекты в духе платоновского «Государства».
Если Макиавелли и считать гуманистом,
то это был, скорее, гуманизм целей (он
искренне любил народ, родину, честь и
т.п.) и реализм (иногда жестокий) средств
достижения целей.
Заключение
Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества.
Его
идеи дали жизнь современной
На
авторитет Макиавелли ссылаются
теоретики бюрократии (М.Вебер, Р.Михельс),
коррупции (А.Бо-надео), политического
руководства и престижа власти (С.Хантингтон),
«постиндустриального общества» и политического
прогнозирования (Д.Белл, Г.Кан, Э.Винер).
Наконец, задолго до О.Конта Макиавелли
выдвинул идею «общественного консенсуса».
Несомненно, фигура Макиавелли занимает
важное место в истории социологии и менеджмента.
Список использованной литературы