Структура философии: основные философские проблемы и дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:50, лекция

Краткое описание

Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.

Файлы: 1 файл

структура философии.docx

— 25.01 Кб (Скачать)

Тема 2. Структура философии: основные философские проблемы и  дисциплины.

Философия как система знаний. Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.

Поэтому, хотя непосредственное, “живое” философствование отдельного и даже крупного мыслителя может  иметь несистематический (по крайней  мере, внешне) вид, но со временем, по мере образования философской школы  и философского направления, оно  приводит к созданию философских  систем, которые, как и все научные  системы, разделяются на логически  связанные части, разделы, “учения”, “науки”, “дисциплины” и т. п., каждая из которых рассматривает ту или  иную крупную философскую проблему и связанные с ней предметы.

Структура философии в античности. Первая классификация, систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школе стоиков. Философия была разделена здесь на три части – физику, этику и логику.

Современная физика – это  лишь одна из многих естественных наук.

  • Греческая “фюсика” – это знание иного рода, а именно – всё научное знание о “фюсис”, т. е. о природе как в целом, так и в частностях, как о материи, движении, пространстве, времени вообще, так и о строении Космоса в целом, о небесных светилах, о земле, воде, воздухе, огне, минералах, о видах растений и животных. В греческой классификации “физикой” называлось научное знание о том, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека – обо всём том, что существует само собою, само собою происходит, само себя создает, изменяет и разрушает вне человека и в самом человеке.
  • “Фюсис”, природа в целом – это бытие невозникшее, несозданное, неуничтожимое, вечно само собою изменяющееся, телесное и подвижное, иначе говоря, всё естественное в отличие от искусственного, т. е. созданного “искусством”, деятельностью и умением человека.
  • Словом “этос”, напротив, обозначалось поведение человека, сфера его поступков, деятельности, обусловленной его умом, характером, обычаем, законами, – всё, связанное с образом жизни людей, их “нравами”. Однако главнейший предмет этики составляет добродетель. Этика должна научить искусству жизни, определить, в чём состоит истинное и высшее возможное для человека благо.
  • “Логос” – это и “слово”, и “разум”. Разумность человека, по убеждению античных философов, обнаруживается прежде всего в речи, в способности человека высказывать суждения, рассуждать. И “фюсис”, и “этос” раскрываются, выражаются, изъясняются лишь в “логосе”. И поскольку логос, умение выражать вещи и поступки в слове, имеет первостепенное значение, особенно в науке, постольку рассмотрение и изучение самого “логоса” также становится необходимым. Разум обращается к самому себе и самого себя исследует. Мышление и речь сами становятся предметом особой науки – логики. Логика – самопознание разума, наука о мышлении, поскольку оно выражает себя в слове, в рассуждениях.

Однако в первом веке до Р.Х. к трем философским дисциплинам  присоединилась ещё одна, четвертая. В рукописях Аристотеля рассматривались самые общие вопросы о первых началах всего существующего, о сущем как таковом, в общем и целом, а также о божественном, вопросы, отнесённые самим Аристотелем к новой науке, которую он создал, – к “первой философии” или “эпистеме теологикэ”, т. е. – к “познанию божественного”.

Эти рукописи были расположены  в ряду дисциплин “логика –  этика – физика” вслед за рукописями по “фюсика” и получили поэтому обозначение “та мета та фюсика” – буквально: “то, что идёт после физики”. Через несколько столетий, в эпоху средневековья, четыре греческих слова слились в одно латинское – metaphysica, метафизика.

Таким образом впервые возникли три главные философские проблемы и три философские науки, дисциплины, области философского размышления и исследования, соответствующие трем сферам реальности – природе, обществу, мышлению (материальной, социальной, духовной).

Структура философии в Средние  века.

Крупнейшие средневековые  философы – это и крупнейшие иудейские, христианские и мусульманские богословы. В отличие от Платона и Аристотеля они различали как два главных  источника познания:

  • “естественный свет разума” - знание, которое человек может добыть собственными силами
  • “сверхъестественный свет откровения”- знание, которое он может получить и получает только от Бога посредством сверхъестественного откровения – того, что Бог открывает людям.

Первый род  знания, как мы уже знаем, и составляет собственно “философию”, второй же относится  к ведению другой науки – теологии, основанной не на свободных и самостоятельных размышлениях человека, на собственном разумении учёного, но на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете. Однако каждый человек при помощи своего собственного разума может – отчасти и до некоторой степени – познать Бога и самостоятельно.

Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Однако вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились. Греческое слово “мета” было истолковано как латинское “транс” в значении перехода за все вообразимые и мыслимые пределы (мира, пространства и времени) и выхода в особую, высшую сферу бытия – сферу “потустороннего”, запредельного (трансцендентного), сверхъестественного, сверхчувственного.

Крупнейший философ и  систематик средневековья Фома Аквинский  рассматривал метафизику как науку о сверхчувственном мире, о мире духовном, о нематериальных сущностях и существах, а также как науку о всеобщем и универсальном, науку нормативную (законодательствующую) для всех остальных. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, следовательно, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира.

Новая философия. Систематика Вольфа.

В центре внимания учёных и философов находились вопросы методологии и теории познания.

Вероятно, самым ярким  представителем такого рода философии  был крупнейший немецкий просветитель XVIII в. Христиан Вольф, неустанно стремившийся “ради пользы людей” и “для житейской  надобности” упорядочить и представить  в легко обозримой, доказательной  и систематической форме всю  сумму научных знаний о мире.

Вольф разделил философию, следуя античной традиции, прежде всего на три части – логику, теоретическую философию и практическую философию.

Логика – это формальная наука, т. е. она исследует одни лишь всеобщие формы всякого мышления и знания безотносительно к его предметам, иначе говоря, такие формы мысли, без которых вообще нельзя мыслить и познавать что бы то ни было.

Вторая и третья части  философии – “содержательные”, т. е. они дают знание об объектах, а  именно объектах или предметах способности познания (теоретическая философия) и способности желания (практическая философия). Каждый из содержательных разделов философии распадается, в свою очередь, на рациональную, или чистую, и эмпирическую, или прикладную, часть. Чистая наука – та, которая может и должна быть построена, исходя из одних лишь понятий разума, умозрительно, чисто теоретически, не опираясь на опыт. Прикладная наука представляет собой применение чистой науки к отдельным, особым и частным случаям и основывается, следовательно, также и на опыте, на чувственном восприятии (эмпирии).

  • Эмпирическая (прикладная) практическая философия – это этика, экономика и политика (как и у Аристотеля).
  • Чистая (рациональная) практическая философия – это “естественное право” как первое основание всякого законодательства, коренящееся в самом разуме, в самой природе человека и не зависящее от опыта.
  • Прикладная (эмпирическая) теоретическая философия – это и есть физика (наука о связи тел в природе), которая включает в себя механику, телеологию (науку о целевых причинах и пользе человека) и многочисленные частные науки о разнообразных видах тел и их частных движениях (астрономию, геологию, минералогию, ботанику, зоологию, медицину, садоводство, баллистику и т. д. и т. п.).
  • Начало и основу всех наук образует чистая теоретическая философия, иначе говоря – метафизика. Это – строгая, рациональная наука о Боге, о мире, о душе и обо всех вещах вообще.

Метафизика  состоит, в свою очередь, из четырех  наук: онтологии, или “общей метафизики”, и трех специальных (частных) метафизических наук – рациональной космологии, т. е. науки о мире в целом, рациональной психологии, т. е. науки о душе как  бессмертной субстанции, и рациональной теологии, т. е. философского учения о  Боге.

Основные разделы современного философского знания. Как мы видели, структура философии с течением времени изменялась. Каждое философское учение, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией полезно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии и запомнить ряд достаточно широко используемых терминов, их обозначающих:

МЕТАФИЗИКА – “первая  философия”, учение о первых началах  и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.

ОНТОЛОГИЯ – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и  неизменно, образует основу и источник всякого конкретного быти; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (натурфилософия) – учение о природе в целом (Космосе, мире, Вселенной, универсуме), т. е. о материальном бытии в целом  в пространстве и времени.

ПСИХОЛОГИЯ – учение о  душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных  психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В  настоящее время наряду с философской  психологией существуют многочисленные частные психологические науки.

ЛОГИКА – наука о  разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях  и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.

ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах  познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине.

ЭТИКА – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

ЭСТЕТИКА (философия искусства) – учение о прекрасном, о его  проявлениях (формах) в природе и  в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ –  учение о человеке, целостное представление  человека о себе самом, поиск им своей  сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ  – учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах  его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с  другими; критика современного индустриального  и постиндустриального общества, научно-технической цивилизации.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение о смысле, законах, периодах всемирной  истории, о судьбе человечества как  единого целого; исследование историчности человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований  и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в  обществе, воздействия науки на жизнь  человека.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – учение о сущности религии, её происхождении  и формах, о Боге, о “божественном”, священном, о значении религии для  человека и общества.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА – исследование возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др.) средствами логико-лингвистического анализа.

Если же выделить самое  основное, то, резюмируя, можно сказать, что философия по-прежнему, как  и в древности, состоит из четырёх  главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых  рассматриваются главные философские  проблемы и которые соответствуют  первичной, глубинной, основной структуре  реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве – об абсолютном (метафизика).


Информация о работе Структура философии: основные философские проблемы и дисциплины