Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:50, лекция
Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.
Тема 2. Структура философии: основные философские проблемы и дисциплины.
Философия как система знаний. Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.
Поэтому, хотя непосредственное, “живое” философствование отдельного и даже крупного мыслителя может иметь несистематический (по крайней мере, внешне) вид, но со временем, по мере образования философской школы и философского направления, оно приводит к созданию философских систем, которые, как и все научные системы, разделяются на логически связанные части, разделы, “учения”, “науки”, “дисциплины” и т. п., каждая из которых рассматривает ту или иную крупную философскую проблему и связанные с ней предметы.
Структура философии в античности. Первая классификация, систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школе стоиков. Философия была разделена здесь на три части – физику, этику и логику.
Современная физика – это лишь одна из многих естественных наук.
Однако в первом веке до Р.Х. к трем философским дисциплинам присоединилась ещё одна, четвертая. В рукописях Аристотеля рассматривались самые общие вопросы о первых началах всего существующего, о сущем как таковом, в общем и целом, а также о божественном, вопросы, отнесённые самим Аристотелем к новой науке, которую он создал, – к “первой философии” или “эпистеме теологикэ”, т. е. – к “познанию божественного”.
Эти рукописи были расположены в ряду дисциплин “логика – этика – физика” вслед за рукописями по “фюсика” и получили поэтому обозначение “та мета та фюсика” – буквально: “то, что идёт после физики”. Через несколько столетий, в эпоху средневековья, четыре греческих слова слились в одно латинское – metaphysica, метафизика.
Таким образом впервые возникли три главные философские проблемы и три философские науки, дисциплины, области философского размышления и исследования, соответствующие трем сферам реальности – природе, обществу, мышлению (материальной, социальной, духовной).
Структура философии в Средние века.
Крупнейшие средневековые философы – это и крупнейшие иудейские, христианские и мусульманские богословы. В отличие от Платона и Аристотеля они различали как два главных источника познания:
Первый род знания, как мы уже знаем, и составляет собственно “философию”, второй же относится к ведению другой науки – теологии, основанной не на свободных и самостоятельных размышлениях человека, на собственном разумении учёного, но на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете. Однако каждый человек при помощи своего собственного разума может – отчасти и до некоторой степени – познать Бога и самостоятельно.
Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Однако вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились. Греческое слово “мета” было истолковано как латинское “транс” в значении перехода за все вообразимые и мыслимые пределы (мира, пространства и времени) и выхода в особую, высшую сферу бытия – сферу “потустороннего”, запредельного (трансцендентного), сверхъестественного, сверхчувственного.
Крупнейший философ и систематик средневековья Фома Аквинский рассматривал метафизику как науку о сверхчувственном мире, о мире духовном, о нематериальных сущностях и существах, а также как науку о всеобщем и универсальном, науку нормативную (законодательствующую) для всех остальных. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, следовательно, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира.
Новая философия. Систематика Вольфа.
В центре внимания учёных и философов находились вопросы методологии и теории познания.
Вероятно, самым ярким
представителем такого рода философии
был крупнейший немецкий просветитель
XVIII в. Христиан Вольф, неустанно стремившийся
“ради пользы людей” и “для житейской
надобности” упорядочить и
Вольф разделил философию, следуя античной традиции, прежде всего на три части – логику, теоретическую философию и практическую философию.
Логика – это формальная наука, т. е. она исследует одни лишь всеобщие формы всякого мышления и знания безотносительно к его предметам, иначе говоря, такие формы мысли, без которых вообще нельзя мыслить и познавать что бы то ни было.
Вторая и третья части философии – “содержательные”, т. е. они дают знание об объектах, а именно объектах или предметах способности познания (теоретическая философия) и способности желания (практическая философия). Каждый из содержательных разделов философии распадается, в свою очередь, на рациональную, или чистую, и эмпирическую, или прикладную, часть. Чистая наука – та, которая может и должна быть построена, исходя из одних лишь понятий разума, умозрительно, чисто теоретически, не опираясь на опыт. Прикладная наука представляет собой применение чистой науки к отдельным, особым и частным случаям и основывается, следовательно, также и на опыте, на чувственном восприятии (эмпирии).
Метафизика состоит, в свою очередь, из четырех наук: онтологии, или “общей метафизики”, и трех специальных (частных) метафизических наук – рациональной космологии, т. е. науки о мире в целом, рациональной психологии, т. е. науки о душе как бессмертной субстанции, и рациональной теологии, т. е. философского учения о Боге.
Основные разделы современного философского знания. Как мы видели, структура философии с течением времени изменялась. Каждое философское учение, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией полезно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии и запомнить ряд достаточно широко используемых терминов, их обозначающих:
МЕТАФИЗИКА – “первая философия”, учение о первых началах и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.
ОНТОЛОГИЯ – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного быти; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (натурфилософия) – учение о природе в целом (Космосе, мире, Вселенной, универсуме), т. е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени.
ПСИХОЛОГИЯ – учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки.
ЛОГИКА – наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.
ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине.
ЭТИКА – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.
ЭСТЕТИКА (философия искусства) – учение о прекрасном, о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
– учение о сущности, строении общества
в целом, о наиболее общих законах
его существования и развития,
о человеке как социальном существе,
осуществляющем себя в общении с
другими; критика современного индустриального
и постиндустриального
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о “божественном”, священном, о значении религии для человека и общества.
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА – исследование возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др.) средствами логико-лингвистического анализа.
Если же выделить самое
основное, то, резюмируя, можно сказать,
что философия по-прежнему, как
и в древности, состоит из четырёх
главных частей, проблемных областей,
наук или дисциплин, в которых
рассматриваются главные
Информация о работе Структура философии: основные философские проблемы и дисциплины