Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 19:15, реферат
Данная статья посвящена проблеме выяснения генетических корней мышления и речи и отношений между ними. Цель данной работы – проследить отношения между мышлением и речью при их генетическом рассмотрении.
УО «Минский государственный лингвистический университет»
Кафедра общего языкознания
РЕФЕРАТ
статьи Выготского Л.С. «Мышление и речь. Глава четвертая: Генетические корни мышления и речи»
Минск 2013
Выготский Л.С. Язык и мышление: Гл. 4. Генетические корни мышления и речи // Выготский Л. С. Психология. - М., 2000. - С. 319-340.
Данная статья посвящена проблеме выяснения генетических корней мышления и речи и отношений между ними. Цель данной работы – проследить отношения между мышлением и речью при их генетическом рассмотрении.
Для того чтобы лучше раскрыть этот вопрос статья разделена автором на четыре части. В каждой из статей автор рассматривает проблемы происхождения и отношения мышления и речи с разных сторон: в филогенетическом развитии и в онтогенезе – также он затрагивает тему генезиса внутренней речи и как она функционирует у взрослого человека, и, в заключении, суммируя все результаты, автор формулирует основное положение, делает главный вывод.
В первой части автор сразу же говорит о том, отношение между мышлением и речью является величиной переменной и не постоянной, и эти два процесса имеют генетически совершенно различные корни. Опираясь на опыты Келера (исследования интеллекта и речи человекоподобных обезьян) автор говорит, что зачатки мышления у животных появляются независимо от развития речи, таким образом формулируя основной вывод из исследований Келера о наличии человекоподобного интеллекта при отсутствии сколько-нибудь человекоподобной речи и независимости интеллектуальных операций от его «речи». Также автор упоминает, что у антропоидов человекоподобный интеллект проявляется в одних отношениях(зачатки употребления орудий), а человекоподобная речь-абсолютно в других(фонетика речи). Таким образом, автор делает вывод, что в филогенезе мышления и речи мы можем установить доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную в развитии речи.
Даже рассматривая проблему в онтогенезе, автор и здесь говорит о различии корней мышления и речи. Но уже здесь он берёт за пример ребенка, не владеющего речью, на которого были перенесены опыты Келера над шимпанзе. И выясняет, что действия годовалого ребенка были похожи на действия шимпанзе. Эту фазу детской жизни можно назвать шимпанзеподобным возрастом, но уже ближе к двум годам, линии развития мышления и речи у ребенка, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают, в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. В результате, с этого момента речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым.
Очень многие психологи утверждают, что мышление есть не что иное, как заторможенная, сдержанная, беззвучная речь, отождествляя таким образом эти два понятия. Однако до сих пор не известно, как происходит превращение внешней речи во внутреннюю, ни то, в каком возрасте и как это происходит, чем вызвано и какова вообще его генетическая характеристика.
Переходя к вопросу о том, как же функционирует внутренняя речь у взрослого человека, автор говорит, что и этот вопрос, как и вопросы об отношениях мышления и речи у ребенка и животных, затрагивает тему об отождествлении этих двух процессов. В дальнейшем сам автор отвечает на этот вопрос отрицательно. Говоря, что нет никаких психологических оснований к тому, чтобы относить все виды речевой активности человека к мышлению, и мышление, в свою очередь, может совершаться без всякого констатируемого самонаблюдением участия речевых образов и движений.
В заключении автор делает несколько выводов:1) проследить полно генетический путь дочеловеческого мышления и речи представляется невозможным, 2) спорным также до сих пор остается вопрос: можно ли констатировать с несомненностью наличие интеллекта того же типа и рода, что и человеческий, у высших обезьян. Однако всё же нет оснований отрицать наличие в животном мире генетических путей к интеллекту и речи человека, и эти пути оказываются различными для обеих форм поведения. Но основной вывод в том, что генетические корни мышления и речи всё же абсолютно различны.
Статья предназначена для студентов лингвистических университетов.