Становление философии науки: контексты исследования и образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Философия науки сегодня является как направлением исследований природы науки и её места в опыте бытия человека-в-мире1, так и предметом высшего профессионального образования2. Этому современному состоянию предшествовал процесс его становления, понимание которого является условием возможности свободного и целесообразного формирования стратегий образования в будущем.

Файлы: 1 файл

Martynov.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Неопозитивистская философия  науки в определённой мере есть  переосмысление программы Маха. Она формируется в 30-х годах ХХ века. Её творцы – М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и другие логики, учёные, философы. Они предложили логический анализ языка как инструмент для элиминации метафизики, а также как средство для формулировки, обсуждения и решения философских проблем науки на основе установок эмпиризма, феноменализма и логицизма. Анализ логических форм предложений, выражающих различные виды научного знания и отношений между ними, разработка языка физикалистски унифицированной науки, анализ статуса протокольных предложений, верификационистская установка на решение проблемы демаркации науки и ненауки – эти и другие проблемы находились в поле зрения этой программы.

Критика неопозитивистской философии науки дезавуировала догматическую рецепцию эмпиризма. У. Куайн доказывал, что разделение утверждений на синтетические, связь субъекта и предиката в которых опосредована опытом, и аналитические, истинность которых устанавливается анализом значений их терминов, догматично. Неприемлемой представлялась ему и редукция значений теоретических терминов к значениям терминов языка наблюдения14.

Глубинный характер критики  неопозитивистской философии науки  выразился в постпозитивизме, плюралистическом движении в философии науки, критикующем логический позитивизм. Он представлен концепциями критического рационализма, фальсификационизма и эмпирического реализма К. Поппера, научных революций и парадигм научного исследования Т. Куна, методологии научных исследовательских программ И. Лакатоса, плюралистической методологии науки П. Фейерабенда и другими. Постпозитивизм исходит из того, что философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа (Лакатос). В связи с этим ставится задача поиска рациональных реконструкций истории науки. Кумулятивистким концепциям истории науки противопоставляется антикумулятивисткий подход. В центре реконструкций оказывается феномен роста знания. Проблемы индукции и демаркации получают решение в контексте фальсификационизма, фактуальный фундаментализм неопозитивизма уступает место теоретизму, концепции теоретической нагруженности факта науки.  

В традиции российской философии  науки особое значение приобретает  концепция природы, структуры и  исторической эволюции теоретического знания, концепция исторических типов научной рациональности В. С. Стёпина, получившая международное признание15.

Становление философия  науки в качестве предмета высшего  профессионального образования происходит в XX веке. Современное университетское образование, как правило, включает в структуру преподаваемых учебных курсов тематику философии науки. Является нормой издание пособий с традиционным названием «Введение в философию науки»16. В современном российском высшем профессиональном образовании в курсе философии науки рассматриваются темы: наука в культуре современной цивилизации; возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции; структура научного знания; динамика науки как процесс порождения нового знания; научные традиции и научные революции. Типы научной  рациональности; особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса; наука как социальный институт. Их осмысление открывает перспективы роста рефлексивного знания о науке и её роли в жизни человека и общества.

1 Пуанкаре А. О науке. М., 1990; Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. М., 1971; Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004; Кун Т. Структура научных революций. М., 2004; Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Стёпин В. С. Теоретическое знание. М., 2003 и др.

2 Стёпин В. С. Философия науки: общие вопросы. М., 2006; Основы философии науки: Книга для чтения по программе кандидатского минимума «История и философия науки» / Редактор-составитель – Мартынович С. Ф. – Саратов, 2008; Мартынович С.Ф. Явления и вещи: начала философии науки. Саратов, 2000; Мартынович С.Ф. Философские науки: Учебно-методическое пособие для студентов. – Саратов, 2006 и др.

3 Родоначальники позитивизма. Вып. 2. СПб., 1910. С. 105.

4 Милль Д. С. Огюст Конт и позитивизм. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2007. 176 с.; Donner W., Fumerton R. Mill. N.Y.: Blackwell Publishing, 2008. 224 pgs.

5Mill J. S. A System of Logic: Ratiocinative and Inductive; Being a Connected View of the Principles of Evidence and the Methods of Scientific Investigation. Volume 1. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1868. 541 pgs.; Mill J. S. A System of Logic: Ratiocinative and Inductive; Being a Connected View of the Principles of Evidence and the Methods of Scientific Investigation. Volume 2. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1868. 556 pgs.; Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. М.: Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1897.

6 Mill J. S. A System of Logic. Volume 1. P. 58.

7 Mill J. S. A System of Logic. Volume 1. P. 84.

8 Mill J. S. A System of Logic. Volume 1. P. 179.

9 Mill J. S. A System of Logic. Volume 1. P. 414.

10 Mill J. S. A System of Logic. Volume 1. P. 414.

11 Mill J. S. A System of Logic: Ratiocinative and Inductive; Being a Connected View of the Principles of Evidence and the Methods of Scientific Investigation. Volume 2. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1868. 556 pgs.;

12 Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909; Мах Э. Основные идеи моей естественнонаучной теории познания и отношение к ней моих современников // Новые идеи в философии. Сб. 2. СПб., 1912.

13 Мах Э. Механика. Историко-критический очерк её развития. СПб.,1909; Мах Э. Принцип сохранения работы. История и корень её. СПб., 1909.

14 Quine W. V. O. Two Dogmas of Empiricism // Quine W. V. O. From a Logical Point of View. Harvard University Press, 1961.

15 Человек, наука, цивилизация. М., 2004; Stepin V. S. Theoretical Knowledge / SYNTHESE library: Studies in epistemology, logic, methodology, and philosophy of science. Volume 326. Springer: Dordrecht, the Nitherlands, 2005.

16 Например: Klee R. Introduction to the philosophy of science. New York, Oxford: Oxford University Press, 1997; Samir Okasha. Philosophy of science: A very short introduction. Oxford: Oxford University Press, 2002.


Информация о работе Становление философии науки: контексты исследования и образования