Специфика социального познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение специфики социального познания как отдельного аспекта философской науки. Объект исследования – социальное познание. Предмет исследования – специфика социального познания. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Файлы: 1 файл

Философия ТГУ.docx

— 28.44 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Свои характерные черты имеются и у социального познания, которое присуще социальной философии. Актуальность выбранной темы реферата «Социальное познание, его специфика» обусловлена тем, что всякое познание в строгом смысле слова имеет социальный, общественный характер. Тем не менее, в указанном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, выражающемся в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Целью данной работы является рассмотрение специфики социального познания как отдельного аспекта философской науки. Объект исследования – социальное познание. Предмет исследования – специфика социального познания. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Всякое знание в определенном смысле социально, так как является знанием человека (общества) и служит его целям. Поэтому в строгом значении этого понятия социальное знание не может быть связано с методами, какой - то одной конкретной науки. В силу сложности самого объекта познания (человек и общество) границы изучающих его отдельных наук относительно условны и подвижны. В то же время особенности объекта познания обусловливают его специфику.

 

Между науками происходит обмен методами познания. Все чаще родившееся из практики математическое знание применяется и в социальном познании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Специфика социального познания

Социальное познание – процесс деятельности человека, направленный на изучение общества.

Специфика познания социальных явлений связывается со следующими моментами.

1) Социальное познание имеет  дело не с абстрактными изолированными  объектами, но с системой взаимосвязей  и отношений, без которой представить себе какой - либо предмет исследования невозможно.

2) Социальная жизнь весьма подвижна  и изменчива, поэтому законы, действующие  в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных  зависимостей.

3) Особенность объекта социального  знания – его историчность, поскольку  и общество, и личность, и формы  их взаимодействия динамичны, а  не статичны.

4) В общественной жизни явления  не совпадают с сущностью в  значительно большей мере, чем  это наблюдается в природе, отсюда  дополнительные трудности социального  познания.

5) В познании социальной жизни  использование математических и  подобных им достаточно жестких  познавательных процедур возможно  лишь в достаточно ограниченных  пределах, а иногда просто невозможно.

6) Общество выступает одновременно  и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание  выступает как самопознание.

 

 

 

 

 

1.1Социальное познание: сущность понятия

Любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений.

К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание» – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется «социальным познанием ». Специфика данного вида познания заключается главным образом в том, что здесь в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания, то есть люди здесь сами представляют и субъект познания, и его реальные действующие лица. Кроме того, в качестве объекта познания выступает также взаимодействие между объектом и субъектом познания.

Иначе говоря, в самом объекте социального познания, в отличие от наук о природе, технических и других наук, изначально присутствует и его субъект. С одной стороны, общество и человек, характер и особенности различных сторон социального познания выступают как часть природы. С другой они являются и творениями самого общества, самого человека, опредмеченными результатами их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения, как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания, и его специфику по отношению к другим видам познания. Социальное познание - это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главная особенность социального познания - совпадение субъекта и объекта познания, что оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя.

Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов — субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей. Существует две основных — крайних, полярных позиции к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания - натурализм и антинатурализм.

Характер и специфика различных сторон социального познания, трудности социального познания, объясняемые объективными причинами, то есть причинами, имеющими основания в специфике объекта, сопровождаются и трудностями, связанными с субъектом познания. Сам человек в конечном итоге представляет такой субъект познания с одной стороны вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, с другой - обладающий своим индивидуальным опытом и интеллектом, интересами и ценностями, потребностями и пристрастиями.

Следовательно, рассматривая социальное познание, следует иметь в виду также и его личностный фактор. Необходимо отметить и социально-историческую обусловленность социального познания: на него воздействует уровень развития материальной и духовной жизни общества, его социальная структура, а также и господствующие в нем интересы. Конкретной комбинацией всех перечисленных факторов и сторон специфики социального познания обусловлено многообразие точек зрения и теорий, истолковывающих развитие и функционирование жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специфика объектов социального познания

Специфическим способом бытия выделяющим человека из мира и природы является деятельность она становится осознанной еще на этапе внеисторического развития когда стало возможным зафиксировать связать отдельные свойства и образы в понятия. Связи и отношения, фиксируемые человеческим сознанием определяются понятием «познание».

Те знания, которые мы получаем от наших непосредственных связей с природой и людьми называются обыденными; они дают нам частично неверные искаженные представления наряду с элементами того, что соответствует сущности вещей и явлений. Это происходит потому что в обыденной жизни мы имеем дело не с сущностями а с явлениями фиксируем вещи и явления не такими какие они есть  а такими какими они нам кажутся. И не только в силу того, что сущность и явление не тождественны хотя и находятся в диалектической взаимосвязи  но и потому что сам человек никогда не играет роль пассивного наблюдателя даже когда ставит себе такие  цели. Человек «вписан» в природу и общество. Он имеет разнообразные потребности  интересы и цели. Все это может не влиять на наши знания о себе и мире.

Структура теоретического знания не так проста как кажется на первый взгляд, потому что в наши представления о мире, наши жизненные программы входит не только знание каким бы глубоким на различные отрасли (естественнонаучное, техническое, гуманитарное) оно не было. В знании всегда содержится еще и отношение людей к происходящему в соответствии с их пониманием смысла жизни, потребностями, интересами и целями. Все это и составляет ценностную сторону знания, которая лишает его абсолютной объективности, независимости от человека как познающего, субъективного начала.

Кроме того, огромное значение имеют психический склад людей, их менталитет жизненные устремления. Миропонимание человека (или социальной группы), активно воспринимаемое, сочетаемое с волей и жизненными устремлениями превращаются в убеждение.

Перечислим   наиболее существенные особенности  социального познания.

Первая особенность состоит в том, что социальное познание требует учета субъективных факторов, то есть воли, целей, интересов и мотивов деятельности людей. На том какими мы видим  предметы и отношения. Сказывается наш уровень развития , а именно: способ и стиль мышления. Используемые научные методы, цели и идеалы, Внутренний мир субъекта бесконечно сложен и его нельзя свести к объективным моментам. Ведь познание человеком человека- это воспроизведение его внутреннего мира. В своем сознании. Поэтому сегодня социальное познание невозможно без психологии, литературы, и искусства. Именно они нам помогают исследовать субъективный мир людей и спроецировать его на познание общества.

Вторая особенность социального познания - это его историчность в отличие от животного человек всегда с самого рождения живет общественной жизнью. Включаясь в те ценности и культуру, которые приняты в обществе сознание каждого из нас возникает как преобразование  в себе истории человечества. Оно только поэтому и человеческое, что осознает все что сделано предыдущими поколениями. Без исторического познания человек перестает быть личностью. Социальное познание в историческом плане – бесконечный процесс. Тем более, зависит от того какие вопросы ставит общество сегодня, познавая прошлое. В прошлом мы как бы ищем ответы, важные для нас сегодняшних, мы вглядываемся в прошлое, пытаясь понять себя. Человек всегда представляет не только свое время но и свою среду свои потребности и интересы поэтому и ответы на поставленные вопросы различны в различное время и у различных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие «социальное познание» имеет два основных аспекта: с       одной стороны, любое познание социально, в силу того, что возникает и функционирует оно в обществе, а значит, детерминировано социально-культурными причинами. В указанном аспекте широкого понимания всякое познание имеет гуманитарный характер, поскольку связано с человеком.

Для социального познания характерны все свойства, присущие познанию как таковому, но, что немаловажно - в специфическом преломлении. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений.

Как естественные, так и социально-гуманитарные науки формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, строят теории, применяют философские и общенаучные методы. Единство всех форм и видов познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов. С другой стороны, под социальным познанием имеют в виду одну из форм познавательной деятельности – в виде исследования социальных процессов и явлений (общества, культуры, человека), отличающуюся от двух других форм: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, логика, философия. Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем. Его предмет — «мир человека», поэтому социальное познание имеет субъективное измерение, в него включен человек как объект и как исследователь. Поскольку общество связано с деятельностью людей, то социальное познание занимается изучением ее многообразных форм, а не природы. Обнаружение законов этой деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания, мышления. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными «субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели) ценностями, определяющими человечески весомое и культурное значение определенных явлений действительности. В частности, это мировоззренческие, политические, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведении.

Характерная особенность социального познания - его преимущественная ориентация на качественную окраску событий, а не на количественный аспект, отсюда и значительный удельный вес качественных методов в гуманитарных науках. В социальном познании исключительно важную роль играют и верные философские методы, глубокое знание и умелое применение которых позволяют адекватно постигать сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его форм и принципов.

Информация о работе Специфика социального познания