Сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Определение сознания……………………………………………..
2. Происхождение сознания………………………………………….
2.1 Роль труда в формировании сознания…………………………..
2.2 Роль языка и общения в формировании и развитии сознания…
3. Сознание - свойство высокоорганизованной материи……………
3.1 Сознание и мозг……………………………………………………
3.2 Активность сознания………………………………………………
4. Сознание и самосознание……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 36.22 Кб (Скачать)

     Состояние проблемы соотношения мышления и  языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.  

 

     3. Сознание - свойство высокоорганизованной материи

     3.1 Сознание и мозг

     Человеческий  мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это  самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в  состав целостного организма и функционирующая  в единстве с ним, регулирующая его  внутренние процессы и взаимоотношения  с внешним миром. Какие же факты  неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

     Прежде  всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

     Нормальная  психика невозможна вне нормально  функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается  утонченная структура организации  материи мозга, разрушаются и  структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать  и осуществлять сложные программы  поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении  затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими  отношениями и т.д. Известно, как  деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет  свой мозг алкоголем, наркотиками.

     Экспериментальные данные различных наук, таких как  психофизиология, физиология высшей нервной  деятельности и др., неопровержимо  свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими  протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они  составляют сущность сознания.

     3.2 Активность сознания

     Человек отражает внешний мир не в пассивном  созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение  мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

     Содержание  сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

     Творческая  деятельность сознания тесно связана  с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают  характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность  человека, такой субъективный образ  предмета деятельности, в идеальной  форме которого предвосхищается  результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного  опыта человечества и поднимаются  до высших форм своего проявления в  виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

     Но  человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

     Признание активного, творческого характера  сознания является необходимым требованием  понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь  с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие  мир. Объективный мир, воздействуя  на человека и отражаясь в его  сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

     Активность  свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.

4. Сознание и язык.

    Сознание  неразрывно связано с языком и  возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает  способом существования сознания. Связь  сознания с языком проявляется в  том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен  в мир словесного языка. Вместе с  речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более  ему нужно языковых знаков для  его передачи. Изменение языка  является показателем изменения  сознания. Язык – это система  знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак – это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого  предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

     Языку присущи следующие  функции: 

    

      

      

      
 

    Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка  заявить о своем самостоятельном  бытии. В речевом общении человек  обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального  языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы  на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания  внутреннего опыта. Различие между  сознанием и языком заключается  в том, что мысль – это отражение  объективной реальности, а слово  – способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию  между людьми, а также осознанию  человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи:

      

    

      
 

    Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

    Одно  из главных направлений развития современного человека связано с  его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия  по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

 

     

5. Сознание и самосознание

           Процесс формирования образа в сознании - это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя этому миру. Имея образ, человек различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании не является самосознанием. Дело в том, что образ - это то состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир. Содержание образа отождествляется с содержанием только предметов и вещей внешнего мира. Образ - это результат направленности внимания человека на внешний мир, вовне. О таких актах человек не сосредоточивается на самом себе, на своем внутреннем мире, что, собственно, и есть самосознание. На этом этапе сознания человек знает, что его "Я" противостоит окружающему миру, но не принимает еще в расчет того факта, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны тем процессам и событиям, которые происходят в его внутреннем опыте. Сознание становится самосознанием, когда "Я" приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его "Я" (Гегель).

             Необходимо уяснить основное: самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда "Я задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте "Я", иметь "свободу существовать вне Я" (Гегель). Сознание как самосознание - это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самосознания человек определяет свое отношение к миру так: я знаю, я вижу, я чувствую, я мыслю и т.д. Но, когда он говорит "я знаю", его "Я" еще не обладает самосознанием. Формула самосознания может быть выражена так: "Я знаю, что я знаю", "я мыслю, что я мыслю" и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то "высветить" происходящее во мне, обратить на него внимание, сконцентрировать внимание на внутреннем мире человека.

            Сознание как самосознание - это очень трудно достигаемое человеком состояние. Уровень самосознания не является константой для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свое внимание на внешний мир. Их "Я" не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиваться на своем внутреннем состоянии.

 

      Заключение

     В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все  вышесказанное и подвести некоторые  итоги. Итак:

     Сознание - высшая форма отражения действительного  мира, свойственная только человеку. Оно  связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

     “Ядром” сознания, способом его существования  является знание.

     Формирование  сознания связано с возникновением труда.

     Необходимость труда в процессе общения вызвала  появление языка. Труд и язык оказали  решающее влияние на становление  человеческого сознания.

     Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого  мозга.

     Сознание  имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

     Сознание  обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

 

    Литература 

  1.  Автономова  Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М.: Наука, 1988.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: ТЕИС. – 1996.
  3. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии, 1991, № 2.
  4. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М.: Высшая школа, 1980.
  5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983.
  6. Жуков Н.И. Проблема сознания. – Минск: Университетское, 1987.
  7. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.
  8. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991.
  9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, № 10.
  10. Проблема сознания в современной западной философии. – М.: Наука, 1989.
  11. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии, 1988, № 1.

Информация о работе Сознание