Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:14, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. Определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Введение
1. Сознание как проблема философии
2. Структура и свойства сознания
Заключение
Библиографический список
Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).
В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.
Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.
Каждый
из названных подходов к проблеме
идеального выявляет лишь один из аспектов
изучаемого явления, абсолютизируя либо
индивидуальное, либо общественное сознание
как первооснову идеального.
2.
Структура и свойства
сознания
Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме
Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека
Структура общественного сознания - это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.
Осознаваемое («Я») - всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования. Бессознательное («Оно») - совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни. Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины. Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные (горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). Воля - это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки.
Сознание
есть высшая форма и результат
развития важного св-ва материи - отражения.
Отражение - это изменение одного
предмета под воздействием другого, или,
иными словами, передача особенностей
этого предмета другому в процессе их
взаимодействия. Способность к отражению
и его характер зависит от условия организации
материи. В качественно различных формах
отражение проявляется в неорганическом
мире, в мире растений, животных и у человека.
В простейшем случае отражение в неорганической
природе - это механические деформации,
физико-химические изменения. С появлением
жизни формируются качественно новые
формы отражения. Простейшей формой отражения
в живой природе явл. раздражимость,
представляющая собой ответную реакцию
организма на внешние или внутренние воздействия
среды в виде возбуждения. Эта форма отражения,
имеющая приспособительный характер,
широко распространена у растений и простейших
животных. Следующий этап в развитии форм
отражения в живой природе заключается
в проявлении чувствительности
(способности к ощущению). Если раздражимость
присуща и растениям, то ощущение - форма
отражения, специфичная для животного
мира. Оно появляется уже на уровне простейших
животных и предполагает способность
реагировать не только непосредственно
на факторы внешней среды, имеющие биологическое
значение для организма, но и на биологически
значимые факторы, несущие тем самым жизненно
важную для организма информацию. Более
высокой формой биологического отражения
является рефлексы
и ощущения. Рефлексы и ощущения проявляются
у животных, обладающих нервной системой.
Рефлекс - это закономерная реакция
организма на внешнее раздражение, осуществляемая
при участии центральной нервной системы.
По мере морфологического усложнения
организмов в процессе органической эволюции
наряду с безусловными (или врожденными)
рефлексами и на их основе у животных появляется
и условные (т.е приобретенные) рефлексы,
возникает высшая нервная деятельность.
Заключение
Сознание является центральной категорией философского познания, служит условием всякого возможного знания и познания. Сознание является условием возникновения самосознания. Проблема сознания является актуальной и по сей день.
Сознание - специфический способ ориентации человека в окружающем
мире. Продукт общественного развития.
Сознание - результат развития материи, производно от материи и является атрибутом социальной формы материи -человек
Сознание - субъективный образ объективного мира способ существования идеального состоящий в знании.
Сознание
- продукт и творец культуры, имеет структуру
и функции.
Библиографический
список