Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:07, реферат
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Введение 3
1 Сущность сознания 5
1.1 Происхождение и сущность сознания 5
1.2 Свойства, структура, источники и функции сознания 7
1.3 Формы сознания 11
1.4 Самосознание и бессознательное 13
1.5 Язык как способ существования сознания 16
2 Сознание в современной философии 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
–
внешний предметный и духовный мир,
который проявляется в
– социокультурная среда (этические установки, правовые нормы, накопленные обществом знания и др.);
– духовная реальность самого человека (его собственный уникальный опыт жизни и переживаний);
–
физиологическое и химико-
Все
выделенные источники сознания функционируют
во взаимосвязи: внешние источники
преломляются через внутренний мир
человека, поэтому источником сознания
является реальность (объективная и
субъективная), отражаемая человеком посредством
высокоорганизованного материального
субстрата – головного мозга и в системе
социальных связей и взаимодействий.
Понятие формы многозначно. Диалектическую позицию отражает положение: форма есть внутренняя и внешняя организация системы или её содержания. Содержание сознания проявляется через его свойства, основным из которых является идеальность. Как было отмечено, идеальное понимается как субъективный образ объективной (материальной) реальности, возникающий в человеческом сознании в результате развития специфически человеческих способов жизнедеятельности. Содержание идеального имеет две формы проявления:
1) индивидуально-личностную, или индивидуальное сознание;
2) социально-культурную, или общественное сознание.
Индивидуальное сознание – это сознание конкретного человека, где идеальное составляет ядро его внутреннего мира, определяет самосознание, мировоззрение, в том числе смысложизненные ориентации. Оно складывается в процессе усвоения знаний и включает в себя чувства, идеалы, интересы, волевые качества, взгляды. Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием условий жизни индивида и вследствие его активного взаимодействия с другими людьми и с окружающей социальной средой.
Общественное
сознание – духовное, психическое
отражение социально-
Общественное сознание – это целостное образование, обладающее своей структурой (уровнями и внутренней организацией или формами). Уровнями общественного сознания выступают:
1)
обыденное сознание, которое является
непосредственным отражением
2)
общественная психология как
совокупность разнообразных
3)
общественная идеология как
Внутренняя
организация общественного
Между индивидуальным и общественным сознанием существует диалектическое единство. Общественное сознание формирует индивидуальное, так как аккумулирует в себе социально выработанные предшествующим развитием человечества формы отражения действительности. Средством связи является язык: усвоение его и закреплённых в нём значений и есть линия становления индивидуального сознания. Усвоение индивидом содержания общественного сознания является избирательным, так как определяется многими факторами: возрастом, образованием, способом жизни и характером деятельности человека, его потребностями, интересами, уровнем культуры и др. В процессе этого отбора проявляется и формируется индивидуальность человека. Различные особенности проявления индивидуальности оказывают обратное воздействие на развитие содержания и форм общественного сознания.
Таким образом, ведущим во взаимодействии общественного и индивидуального сознания выступает общественное, так как оно является условием формирования духовного мира человека.
Сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга отражать предметно-практическое освоение человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы «мир – человек». Оно возникает, функционирует, формируется и развивается и реализует себя одновременно в двух формах. К ним относится собственно сознание: предметное сознание и самосознание. Предметное сознание – это освоение мира вещей, социальных отношений, языковая деятельность как осознание предметов и действий с ними. Эти знания становятся основой самосознания. Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания. И если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и само сознание.
Под самосознанием обычно понимается оценка человеком самого себя. Ведущим познавательным механизмом в самопознании является рефлексия – осмысление и обоснование собственных предпосылок. Рефлексия – цепочка актов понимания, поэтому в результате я не просто получаю знание о себе, но исследование себя оказывается изменением себя. Самосознание имеет несколько способов, которые определяют характер самосознающей деятельности, направление поиска своего «Я»:
– деятельность разума, который способен открыть внутреннему взору человека его духовную жизнь как непосредственно данное психическое;
– непосредственное созерцание своей сущности от простого ощущения своей телесной обособленности до переживания высших интеллектуальных способностей;
– самосознание как переживание себя через изображения отделённого от оригинала второго «я», живущего самостоятельной жизнью;
– обращение к вещам, к продуктам своего труда как к зеркалу, которое способно рассказать человеку «правду» о самом себе.
Существует ещё один способ, предполагающий оценку с точки зрения некоего идеального образца, признанного в обществе. Эталонное самосознание как бы призывает по данному образцу творить самого себя, заставляет искать в себе те черты, которые несёт образец, т.е. одобряет и тем самым закрепляет определённые способы ролевого поведения. Социальный эталон не несёт в себе механизмов корректирования и конструирования, творчество самого себя, поэтому допускает развитие личности лишь в ограниченных рамках движения к социальному эталону. Таким образом, в процессе поисков самого себя нужно учитывать, что, с одной стороны, каждый человек является уникальной неповторимостью, а с другой – наше «Я» погружено в окружающий мир и открыто ему.
Самосознание имеет три основные формы:
1) самочувствие, осознание элементарного состояния своего тела, его вписанность в мир окружающих людей и вещей;
2) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре, социальной группе;
3)
осознание своего «Я» как
В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность.
Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и неподдающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости, инстинкты и т.п. К бессознательному можно отнести творческое «озарение», интуицию, формирование совершенно новых, а чаще парадоксальных задач, вопросов, решений, гипотез, точек зрения.
В
генезисе психики человека бессознательное
выступает первым, а сознательное –
вторым этапом её формирования и развития.
Но с возникновением сознания бессознательное
не растворяется в нём, оно становится
уровнем человеческой психики, начиная
активно взаимодействовать с уровнем
сознания. Под влиянием эволюции сознания
бессознательное развивается, обогащается
и изменяется по своей структуре, функциям
и содержанию. Осознаваемые и неосознаваемые
факторы являются внутренними причинами
или побудительными мотивами деятельности
людей, внешние причины и факторы связаны
с социокультурными и материальными условиями.
Всё в целом составляет систему факторов,
определяющих жизнь человека.
Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой осуществляется в речевой (символической) форме. Как только человек ставит себе задачу представить отражённый мир в виде, понятном для других людей, он начинает пользоваться естественным языком. Мир сознания, объективная реальность и язык неразрывно связаны друг с другом. Для того, чтобы мысль была передана другим людям и те её восприняли и поняли, необходимо «материализовать» её идеальное содержание. Материальным средством выражения мысли является язык, основное назначение которого заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном отражении действительности.
Язык представляет собой систему знаков, имеющих определённое значение и служащих для закрепления, хранения и передачи информации. Исходная знаковая система – естественный язык. Существуют также искусственные языки; они создаются людьми для каких-то специальных целей и их отличает однозначность, точность и простота выражения. К специализированным искусственным языкам относятся формализованные системы символов в различных областях науки: математике, физике, химии, логике, лингвистике, а также быстро развивающийся компьютерный язык.
Сознание и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними в том, что мысль есть отражение объективной действительности, а слово – способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем передачи её другим людям. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя.
Язык
является важнейшим фактором как возникновения,
так и сохранения общества. В связи с этим
он выполняет ряд функций. Наиболее важными
являются познавательная и коммуникативная.
Познавательная функция связана с тем,
что мысли закрепляются в языке самыми
разными способами и своё адекватное воплощение
находят только в языке, а иначе они никак
не «проявляются». Коммуникативная функция
выражается в том, что язык выступает универсальным
средством общения людей в их деятельности.
Общение обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие
общества, обусловленное потребностями;
в процессе общения передаётся и усваивается
социальный опыт, достигается необходимая
организация, согласованность, единство
действий и др. Кроме указанных, выделяют
также номинативную, описательную, информативную,
прагматическую и оценочную функции языка.
2
Сознание в современной
философии
В современной философии можно указать, по крайней мере, на два толкования. С одной стороны, сохраняется «классический» смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть поэтому предмет не гносеологии, а онтологии.
Онтологическая
трактовка сознания
и субъективности
осуществляется в
современной западной
философии по нескольким
линиям, вычленение
которых представляет
известную трудность,
ибо, как правило, в концепциях
отдельных мыслителей
различные линии анализа
пересекаются и взаимодополняются.
Условно можно выделить
следующие направления
поисков: описание сознания
как чего-то неотделимого
и даже тождественного
непосредственной жизненной
реальности («философия
жизни», концепция жизненного
разума Ортеги-и-Гассета);
вычленение некоторого
дорефлексивного уровня
сознания и описание
последнего в его сущностной
«чистоте» и феноменальной
явственности (Гуссерль,
Сартр); фиксирование
жизни сознания на феноменально-телесном
уровне (Ницше, Мерло-Понти);
выявление детерминаций
сознания через языковые (герменевтика,
Витгенштейн) и другие
структуры бессознательного
порядка (психоанализ,
структурализм).