Современная западная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:43, реферат

Краткое описание

В советской историко-философской литературе до 90-х гг. говорилось, что западная, или буржуазная, философия переживает глубокий кризис. Однако в кризисе находилась и философия в СССР, развитие которой тормозилось тоталитарной политической системой. О кризисе западной культуры и философии убедительно говорили ее самые выдающиеся представители. Так, например, одна из интереснейших книг классика философии XX в. Э. Гуссерля, вышедшая в 1938 г., называется «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». В этой книге автор показывает существенные пороки как позитивистски ориентированной философии, так и философского иррационализма. О глубоком кризисе философии XX в. не раз заявляла Франкфуртская школа в Германии, а также представители других школ и направлений западной философии.

Философия XX в. является продолжением развития философии XIX в. и прежде всего ее завершающего этапа — немецкой классической философии. Философия всегда была связана с социально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени.

Оглавление

1. Введение
2. Особенности западной философии ХХ столетия
3. Современный позитивизм
3.1 Логический позитивизм
3.2 Постпозитивизм
4. Экзистенциализм
4.1 Философия существования
4.2 Проблемы отчуждения и свободы
4.3 Тема человеческой коммуникации
5. Современная религиозная философия
5.1 Неотомизм
5.2 Неопротестанство
5.3 Исламская философия
5.4 Буддизм
Список литературы

Файлы: 1 файл

3.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

     Развитие  философии в этот период во многом определяется социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия [1]. Культура "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и тех, кто против него.

     В одном случае научное знание объявляется  наивысшей культурной ценностью, с  которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Данную мировоззренческую позицию  мы обозначаем как сциентизм. Идеалом для сциентизма выступают наиболее развитые естественные и математические науки.

     Этой  позиции противостоит антисциентизм, подвергающий науку широкой критике и как социальный институт, и как форму постижения мира, рассматривающий ее как "демона, выпущенного из бутылки" и угрожающего существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир, здесь выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. Наука объявляется несостоятельной не только в постижении Истины в самом высоком смысле, но и в решении проблем сущности человека, его взаимоотношений с другими людьми и с миром в целом.

    Соответственно  сказанному, в последующем развитии европейской философии можно  выделить (условно) две ведущих философских  традиции: а) позитивизм; б) иррационалистическая философия как реакция на монополизацию научным разумом культурного пространства. 
Список литературы.
 
 

    1.Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник  для вузов. – М.: Теис, 1996.

    2.Гулыга  А.В. Немецкая классическая философия.  – М.: Мысль, 1986.

    3. Кун Т.С. Структура научных  революций. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977.

    4. Поппер К.Р. Логика и рост  научного знания: Пер. с англ. –  М.: Прогресс, 1983.

    5. Философия: Учебник для вузов  / Под. Ред. Лавриненко В.Н., Ратникова  В.П. – М.: ЮНИТИ, 2001.

Информация о работе Современная западная философия