Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:04, реферат
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Императивность морали…………………………………………………………… 4
Совесть – глаза человеческой души……………………………………….……… 8 Понятие совести…………………………………………………………………..... 8
Чистая совесть……………………………………………………………..……… 10
Виды совести по Э.Фромму……………………………………………………… 13
Совесть и стыд ………………………………………………………...…………..14
Совесть и долг ………………………………………………………….…………15
Заключение ……………………………………………………………..…………17
Список литературы …………………………………………………….…………19
Реферат по этике
На тему: Совесть
Выполнил:
Группа: ЭФ2-09-01Д
Проверил:
Содержание
Введение………………………………………………………
Императивность морали………………………
Совесть – глаза человеческой души……………………………………….………
8 Понятие совести……………………………………………………………
Чистая совесть…………………………………………
Виды совести по Э.Фромму……………………………………………………… 13
Совесть и стыд ………………………………………………………...…………..
Совесть и долг ………………………………………………………….…………15
Заключение ………………………………………………
Список литературы ……………………………
Введение
Моральные ценности
ориентируют человека в его
поведении. Это оказывается
Моральные ценности
не просто провозглашаются,
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.
Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры.
Бессовестного сдерживает
только внешний контроль, его
нужно караулить, хватать за
руку, стеречь, дабы он не наносил
вреда окружающим. Как только
существо бессовестное
Императивность морали
Ценностная, т.е. смысловая
или значимая, функция моральных
представлений столь тесно
Правда выступает несомненной положительной ценностью, ложь — несомненно отрицательной. И они очевидно воспринимаются нами непосредственно соединенными в требовании «Не лги». Они даны через это требование.
Ценность равенства
утверждается в золотом
«Не прелюбодействуй» и т.д.
Наиболее важные, устоявшиеся
в практике человеческих
Еще точнее: некая ценность осознается человеком как нравственная в той мере, в какой она становится для него императивом
В связи с чрезвычайным
распространением на
Стало быть, если
некоторая ценность не
Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны, но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в отношениях со всеми людьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральные ценности, имеют надситуативный и безличный, т.е. универсальный, характер.
В истории философии
существуют два подхода к
— блага и долга. Согласно одному из подходов, человек так или иначе знает
(скорее всего, от
природы), в чем состоит его
благо; его задача — не
(скорее всего, Божеством),
чтобы обуздать его страсти
и удержать от зла; в следовани
Но как в одном,
так и в другом решении
(блага) и нормы (долга) предполагается, что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то — себя, обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иного внешнего принуждения. В любом случае мораль императивна, и ее императивность осуществляется посредством противопоставления того, что должно быть, и того, что есть в этой жизни.
Имея в виду эту
существенную черту моральной
императивности — постоянную
противоположность должного и
сущего, — можно сказать, что
деонтологический подход
Существенной характеристикой моральных требований является их универсальность, или всеобщность. Всеобщность нередко неправомерно понимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования и ценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких «простых норм нравственности» или
«общечеловеческих
ценностей». Такие понимания всеобщности
моральных требований отражают
действительный факт
Под универсальностью
следует понимать
Так, беспристрастность
как нелицеприятность
(б) в надситуативности, т.е. равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах. В этих характеристиках нравственного требования Ты обобщается до Они, Мы, Человечество, и это значит, что к другому должно относиться как к вочеловеченному другому, в лице другого — к человечеству.
Беспристрастность
и надситуативность
Здесь по-своему
обнаруживается золотое
Таким образом,
принимая во внимание
(1) «Поступай одинаково
в отношении различных людей
в одинаковой ситуации» (
(2) «Поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях» (надситуативность).
(3) «Исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуации поступил бы так же»
(универсалиъуемость)
Все эти черты
морального долженствования,
Тогда разрешаются
вышеозначенные затруднения. И
золотое правило, и принцип
универсализуемости, будучи довольно
общими, призваны всего лишь
Только при условии соблюдения прав других людей и, стало быть, исполнения своих обязанностей человек должен содействовать благу других людей. Это содействие же предполагает иные по характеру поступки — совершаемые сообразно сложившимся ситуациям и включенным в них лицам
Совесть – глаза человеческой души
Понятие совести
Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.
Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.
Совестливый никогда
не относится к себе
Совесть — феномен
эмоциональный, она проявляет
себя через глубокие
Будучи по своей
природе эмоциональной,
«морально невинен»,
то и совесть в нем не
может заговорить. Чтобы переживать
по поводу собственного