Сократ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:27, доклад

Краткое описание

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Файлы: 1 файл

сократ.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.) 

  Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ. 

Биография 

Сократ родился  в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу  скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.  

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов  античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла. 

В 440 г. до н. э., когда  население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать  в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”. 

Сократ мало путешествовал и почти никогда  не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и  остров Самос вместе с философом  Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе  в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу. 

Беседы Сократа  вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря  своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?” 

Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:

“Но вот уже время  идти отсюда, мне  — чтобы умереть, вам — чтобы  жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.

 

Через тридцать дней после вынесения приговора  Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”. 

В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые  касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”. 

Диоген Лаэртский  приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти. 

Сократ принципиально  не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного  знания и мудрости живую беседу с  оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”. 
 

Основные  идеи:                               

Майевтика и ирония  

Сократовские  диалоги были поиском истинного  знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание  собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. 
 

О человеке                                                               

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о  сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. 

Добродетель и  разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого. 

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности  его достижения. Источник счастья  находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении  вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. 

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”. 

Высказывания  Сократа:    

« Без дружбы никакое  отношение между  людьми не имеет ценности»

« Богатство и знаменитость не приносят никакого достоинства»

« Быть довольным —  это наше природное  богатство, роскошь  — это искусственная  бедность»

« Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость»

« Голод — лучшая приправа к пище»

« Есть только одно благо  — знание и только одно зло — невежество»

« Женись несмотря ни на что. Если попадётся  хорошая жена —  станешь исключением, если плохая — философом»

« Женишься или не женишься — всё равно  раскаешься»

« Заговори, чтобы я  тебя увидел»

« Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто»

« Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды»

« Когда слово не бьёт, то и палка  не поможет»

« Кто мудр, тот и  добр»

« Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом»

« Лучше мужественно  умереть, чем жить в позоре»

« Лучше подвергаться несправедливости, чем  самим совершать  её»

« Лучше работать без  определенной цели, чем ничего не делать»

« Молодым людям  следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие.»

« Познай себя, познаешь космос и богов»

« Пьянство не рождает  пороков: оно их обнаруживает»

« Самый богатый  человек — это  тот, кто довольствуется малым, потому что удовлетворённость является богатством, данным от природы»

« Сколько же есть вещей, без которых можно  жить!»

« Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём  — её ещё нет, когда  мы умерли — её уже  нет»

« Совершеннейшим из людей  можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели»

« Там нет прекрасного, где нет доброго  и полезного»

« Творец в своих  произведениях должен выражать состояние души»

« Тот, у кого честный  образ мыслей и  острый ум, тот счастливый»

« У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя»

« Удивительно, что  ваятели каменных статуй бьются над  тем, чтобы камню  придать подобие  человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня»

« Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи»

« Чем больше узнаю  людей, тем больше ценю мою собаку»

« Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть»

« Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!»

Информация о работе Сократ