Сократ: его жизнь и учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть сущность жизни и учений Сократа. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть особенности и исторические сведения о жизни Сократа, изучить сущность основных учений Сократа, сделать выводы по теме работы.

Оглавление

Введение
1. Жизнь Сократа
1.1 Внешняя сторона жизни Сократа
1.2 Внутренняя жизнь Сократа
2. Учения Сократа
2.1 Учение и наказание Сократа
2.2 Философия Сократа
2.3 Этика Сократа
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

к.р. философия.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

Этические взгляды Сократа  можно сформулировать в трех тезисах:

1. Добродетель есть абсолютное  благо. «Добродетель» была древним  понятием греков; она понималась  обобщенно, как жизненная сила, деловитость, обязательность в  выполнении гражданских обязанностей. Еще софисты таким образом понимали добродетель и утверждали, что ли требования относительны, различны для мужчин и женщин, младенца и зрелого ума. Сократ выступил против такою релятивизма, указав на достоинства, которые одинаково ценны для всего человеческого рода: справедливость, отвага, владение собой являются достоинствами всегда и во вес времена. Называя эти достоинства «добродетелью», он придал этому термину более специальное и, собственно говоря новое значение. Сократ создал новое понятие добродетеля потому, что среди достоинств человека выделил специально моральные достоинства.

Законы, касающиеся моральных  достоинств, «не писаны», их нет и  в кодексах, но, тем не менее, они  более устойчивы, чем писаные, поскольку  выводятся прямо из природы вещей, а не из человеческих установлений: как же они могли бы быть установлены, если являются всеобщими для всех людей? В любом случае (так понимал  Сократ) вес люди не могли сойтись  вместе и установить эти законы. Всеобщности моральных законов  Сократ уделял особое внимание, ибо  находился в оппозиции к релятивизму  софистов. Всеобщность являлась принципиальной чертой добродетели в ее новом значении.

Только что выделенное достоинство стало для Сократа  высшим благом. Все остальное, что  люди привыкли считать благом: здоровье, богатство, слава,- довольно часто есть зло. Человек должен стремиться к  наивысшему благу, не считаясь даже с  опасностью, со смертью. Во имя моральных  ценностей должно отказаться от более  низких и позорных yстремлений. «Не стыдно ли заботиться о деньгах, славе, защитe, а не о разуме, истине и о том, чтобы душа стала наилучшей?»

Сократ был первым, кто  выделил моральные ценности, собственно говоря, как предмет этики (за что и назвали его «творцом этики»), а также был первым представителем той точки зрения, которую мы назовем морализмом и которая ставила моральные ценности выше любых других.

2. Добродетель связана  с пользой и счастьем. Сократ  говорил, что рад бы послать  в пекло того, кто первым разделил  благо и пользу. Но эту связь  он видел не в том, что  благо зависит от пользы, а  наоборот, что польза зависит  от блага. Только то, что добродетельно,  то и полезно. Люди часто  ошибаются и поступают наперекор  собственному благу, потому что  не знают, что такое благо.  Сократ был противником утилитаризма, однако занял позицию неразделимости  блага и пользы; он часто высказывался  как утилитарист, заявляя, что  действие является благом, когда  приносит пользу, а требования  справедливости и лояльности, усилий  в труде или компетентности  в деле влияют на получаемую  пользу.

Подобным образом он трактовал  также отношения добродетели  и счастья: счастье всегда связано  с добродетелью, поскольку оно  исходит из добродетели. Счастливым является тот, кто постигает наивысшее  благо, а наивысшим благом является добродетель.

3. Добродетель есть знание. Любое зло исходит из незнания, ибо никто умышленно и сознательно  зла не причиняет. Иначе и  быть не может, поскольку благо  полезно и гарантирует счастье;  значит, нет повода для того, чтобы кто-то по незнанию не делал блага. В этом случае знание есть достаточное условие для достижения добродетели и, говоря тем ярким языком, которым пользовался Сократ, является тем же, что и добродетель. Это одно и то же - знать, что такое справедливость и быть справедливым. Как определил Сократ, добродетель есть знание.

Однако почему же в действиях  людей часто проявляется разрыв между знанием и поступком, между  тем, что нам диктует разум, и  тем, куда нас влечет страсть, особенно это касается сферы желаний, где  кроме знания необходима еще и  ноля? На это Сократ отвечал, что  если знания недостаточно для добродетели, значит, оно поверхностно и неполно, а тот, кто постигает истинное и полное знание, тот не может  не постигнуть его глубины и не может поступать иначе, как творя  благо. Знание, которое необходимо для  добродетели, очевидно, иного рода, чем то, которым обладают греческие  философы: это не знание о стихиях, звездах и космосе, а знание справедливости и храбрости, это не знание природы, а этическое знание. Оно опирается  не на чисто теоретическое обоснование, а на практический рассудок.

Такая позиция получила название этического интеллектуализма. Сократ не был единственным философом, который  занимал такую позицию. Греки, вообще, имел склонность к интеллектуальному пониманию жизни, и такое понимание было особенно распространено в Афинах V в., в период античного просвещения. То обстоятельство что Сократ занимал интеллектуалистическую позицию, имели особые причины: во-первых, он сам был рефлексивно личностью, которая руководствуется в жизни разумом, и допуская спонтанных поступков, обладал сильной волей, и испытывал колебаний при принятии решений; во - вторых Сократ привык трудно усваиваемые моральные достоинства сравнивать, по аналогии, с достоинствами из сферы производительного труда, особенно ремесленного. В этой последней области ты достигаешь блага в том случае, если умеешь работать, если знаешь, как выполнить работу.

Как следствие интеллектуализма возникают следующие положения  этики Сократа. Во-первых, добродетели  можно научить, поскольку добродетель  есть знание, а знанию можно научиться. Это была выдающаяся идея: высшее благо, каким является добродетель, не является врожденным Его можно приобрести, если от нас самих зависит постигаем ли мы это благо.

Во-вторых, добродетель единственна. Справедливость определялась, как знание о том, что кому принадлежит; набожность - как знание о богах; отвага - как  знание о том, чего следует добиваться; остальные оставшиеся добродетели  также являются знанием, однако в  сущности своей единым и неразделенным. Тезисом о единственности добродетели  Сократ выражал свой протест против этического плюрализма софистов.

Свою интеллектуалистическую позицию Сократ ничем не ограничивал. В собственных решениях он неоднократно обращался за консультацией к своему внутреннему голосу - голосу демона (даймонион), как он выражался, который его не раз предостерегал от дурных поступков. Этот внутренний голос не был дополнением интеллекта другими психическими факторами, типа воли или чувства, скорее он являл собою дополнение этики религиозным фактором, был упованием на помощь, которую боги оказывают людям.

Этические положения Сократа  связывались в логическую цепочку  и приводили его к ясному выводу: люди стремятся к счастью и  пользе. Истинное счастье и истинную пользу дает только благо. Истинным благом является добродетель. Добродетель  единственна, поскольку она есть знание. Добывая знания, мы достигаем  блага, а вместе с ним - пользы и  счастья. Отсюда делается простой вывод: необходимо искать знание, а кто  способен, должен и других учить. Сократ не только провозгласил эту общую  теорию, но и применил ее к себе, с  железной последовательностью управлял своей жизнью в соответствии со своей  теорией. Понимая обучение как наиболее важную задачу, он полностью себя ему  посвятил. Не считаясь с собственными склонностями и условиями жизни, Сократ стремился непременно к тому, что является наивысшим благом, что обязательно для всех и во все времена. Его жизнь и смерть были в полном единстве с его учением.

Все люди стремятся к удовольствиям  и их сложным комбинациям, которые  называются пользой, счастьем. Это - аксиома  человеческого существования. Сократ говорит: «Благо - не что иное, как  удовольствие, и зло - не что иное, как страдание» .

 

Заключение

Сократ - первый в истории  моралист-просветитель. Софисты переориентировали  философию с изучения природы  на изучение человека, бытие которого они понимали все еще достаточно разносторонне. Сократ делает предметом  рассмотрения именно моральное бытие  человека; предметом философии уже  является ценное содержание жизни - вопросы  блага и добродетели, добра и  зля, пользы и счастья. Вся культурно-просветительная  деятельность познающего разума, по мнению Сократа, должна быть направлена на нравственное самосовершенствование личности. Сократ, таким образом, впервые в истории  этики абсолютизирует мораль.

Сократ рассматривает  мораль как глубочайшую основу всей человеческой культуры. Он высказывает  твердое убеждение в существовании  общих определений морали, постижение которых является гарантией добродетельности личности. В этом его отличие и  от софистов и от Демократа.

Он обозначил ту линию  в этике, сторонники которой не моральные  принципы. С его именем связано  начало идеалистической этики, хотя конечно, у него этический идеализм еще не принял завершенной формы. Сократ остается на почве реальной жизни с ее противоречиями, подвижностью, незавершенностью. Для него социальная ответственность является неотъемлемой, существенной характеристикой индивида, не менее важной, чем его стремление к морально суверенному образу мыслей и действий.

Идея Сократа о самопознании, популярная в период античности, нередко  становилась ведущей идеей на поворотных пунктах истории и  существенно изменяла образ мысли  людей.

Сократу, говорившему о  невозможности окончательных знаний о чем-либо («Я знаю, что ничего не знаю»), в равной степени было известно как то, что человек способен приобретать  знания и умножать их, так и то, что знания и «искусство» сами по себе - великая сила. Однако он был уверен в том, что эта сила может быть использована и во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания - при всей их полезности - не сделают человека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным.

Неудивительно поэтому, что  учение Сократа о самопознании находится  в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее  время не только в философских  и научных кругах, но и среди  широких кругов интеллигенции как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука - этика - гуманизм».

Противоположные тенденции  мировоззрения Сократа послужили  исходным пунктом различных этических  школ, получивших название сократических. Киренаики истолковывали учение Сократа в духе гедонизма (от греческого Hedome - удовольствие); киники, напротив, акцентировали внимание на идее враждебности морали чувственно - телесным стремлениям. И те, и другие развили индивидуалистическую этику. Платон развил систему объективно-идеалистической этики.

 

 

Список  используемой литературы

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1998.
  2. Библиотека всемирной литературы, том 4. «Античная лирика» Москва: Художественная литература, 1968
  3. Боннар А. «Греческая цивилизация», 1992 г.
  4. Васильева Т.В. « Афинская школа философии»
  5. Гомперц Т. Греческие мыслители. - СПб.: Алетейя, 1999.
  6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.
  7. Жебелев С. А. «Сократ. Биографический очерк » Берлин, Гос. изд-во. 1923
  8. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - СПб.: Издательство Лань, 1997.
  9. «История всемирной литературы», изд: Наука, 1983 г.
  10. Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001.
  11. Лесов А.Ф. «Античная литература»
  12. Нерсеянц В.С. «Сократ» Москва, 1984 г.
  13. Платон «Апология Сократа»
  14. Тахогоди А.А. «Античная литература», Москва, 1980 г.
  15. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: Высшая школа, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сократ: его жизнь и учение