Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:07, реферат
Софисты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. В переводе с греческого «софисты» ¾ мудрецы, учителя мудрости Представители данной философской школы выступали в качестве философов-теоретиков, но по большей части, в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. В первоначальном смысле слово «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.
Софисты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. В переводе с греческого «софисты» ¾ мудрецы, учителя мудрости Представители данной философской школы выступали в качестве философов-теоретиков, но по большей части, в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. В первоначальном смысле слово «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых «семь мудрецов». Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве.
Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. В качестве примера можно привести изречения Протагора:
«5 есть 2+3. Два — число четное, три — нечетное, выходит, что пять — число и четное и нечетное».
«Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?» — «Нет». — «Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?» — «Знаю». — «Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь».
«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше».
Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. Для софистов это не играло особой роли, главное – это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника.
Следует
отметить, что софисты были первыми
преподавателями и
Среди софистов выделятся группы так называемых:
Для софистов было характерно:
Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: