Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 00:17, реферат
Великий ученик Платона Аристотель сделал политику предметом конкретно-исторического исследования, проанализировав более 150 примеров государственного устройства. Государство, по Аристотелю, «творение природы», продукт естественного развития. Полис – высшая форма объединения свободных людей, обладающих разумом, способностью управлять своими действиями и быть ответственными за них
Ученик Сократа Платон в своем знаменитом «Государстве»
конструирует идеальное государство,
исходя из соответствия, существующего
между космосом, государством и отдельной
человеческой душой. Справедливый человек
не отличается от справедливого государства.
Трем началам человеческой души – разумному,
яростному и вожделеющему – соответствуют
совещательное, защитное и деловое начала
в государстве, которым, в свою очередь,
соответствуют три сословия – правителей,
воинов и производителей. Идеальное государство
– аристократия, которой противоположны олигарх Великий ученик Платона Аристотель сделал политику предметом конкретно-исторического исследования, проанализировав более 150 примеров государственного устройства. Государство, по Аристотелю, «творение природы», продукт естественного развития. Полис – высшая форма объединения свободных людей, обладающих разумом, способностью управлять своими действиями и быть ответственными за них. Цель полиса – общее благо граждан; частная собственность соответствует природе человека. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости, поэтому законное и справедливое должны совпадать. Он выделяет два вида справедливости – уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве арифметическом, когда речь идет о поддающихся счету предметах. Вторая предполагает неравенство и оправдывает его – в этом случае, чтобы обеспечить справедливое распределение, следует учесть вклад каждого в общее благо. Политическая организация общества представлялась Аристотелю не уравнивающей, а распределяющей справедливостью. В «Политике» Аристотель анализирует шесть форм государственного устройства: три «правильные» формы – монархию, аристократию и политию и три «неправильные» - тиранию, олигархию и демократию. Совершенной формой государственного устройства является полития, сочетающая в себе лучшие черты аристократии и демократии. При этом гражданами в таком государстве, прежде всего, признаются имеющие собственность представители «среднего класса», которые и участвуют в управлении государством. Справедливость, по Аристотелю, - это отсутствие крайностей между бедными и богатыми, равновесие между простыми людьми и аристократами. Именно Аристотеля принято считать первым в истории общественно-политической мысли идеологом «среднего класса», теоретиком «золотой середины». |
Информация о работе Социально-политические взгляды Платона и Аристотеля