Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение социальной системы как единства подсистем и их взаимоотношений.

Задачи работы:
Ознакомиться со структурой общества как целостного социального организма.
Раскрыть основные сферы жизни общества
Выделить сущностные свойства общества как системы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3

1. Структура общества как целостного социального организма…………..4-7

2. Основные сферы жизни общества…………………………………….…..8-10

3. Сущностные свойства общества как системы……………………….….11-13

Заключение…………………………………………………………………..…..14

Список использованной литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

  Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

  Большое  значение на формирование духовных  начал в данном отношении имеет  деятельность учреждений, выполняющих  функции образования и воспитания  – от начальных школ до университетов,  а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, всё богатство его духовного общения с другими людьми.

Политическая  сфера. Важной формой управленческой деятельности является политическая деятельность, объектом приложения которой становится уже общество в целом. Политика – это деятельность социальных групп и индивидов по регулированию и реализации своих общезначимых интересов через институты публичной власти. Политическая сфера общественной деятельности имеет сложное внутреннее устройство, включая институциональную, нормативную, коммуникативную, идеологическую подсистемы. В свою очередь, каждая из них может быть представлена как совокупность компонентов. Скажем, институциональная подсистема включает государство, политические партии, группы интересов и т. п.

  Политическую  деятельность связывают с выполнением функций согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования и управления общественными делами, т. е. поддержания целостности и стабильности общественной системы.

  Политическая  система общества представляет  собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявление существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: её завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.[5, ст. 380] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Сущностные  свойства общества  как системы.

     Целое, как учил Аристотель, может быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма  составляющих его частей. При чем  это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, которых нет ни у одной из составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих ее элементов – водорода и кислорода, а свойства живого организма не сводятся к признакам составляющих его органов и тканей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

  Общество  как целостный организм характеризуется  следующими свойствами:

  • самодеятельностью;
  • самоорганизацией;
  • саморазвитием;
  • самодостаточностью.
 

  Самодеятельность - проявление инициативы, свободного  личного почина в каком-нибудь  деле, в какой-нибудь области общественной  жизни.

  Самоорганизация — процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих». Характеристики системы: открытая (наличие обмена энергией с окружающей средой); содержит неограниченно большое число элементов (подсистем); имеется стационарный устойчивый режим системы, в котором элементы взаимодействуют хаотически (некогерентно).[6, ст. 393]

  Саморазвитие - Развитие собственными силами, без содействия каких-либо внешних сил, умственное или физическое развитие человека путём самостоятельных занятий, упражнений (читать, посещать театры).[9]

  Если  первые три свойства присущи  не только обществу в целом,  но в той или иной степени  и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

   Самодостаточность – это способность системы  своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов социальной деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.

  Во–первых, общество обладает системностью – оно рассматривается не как механическая совокупность индивидов, а как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия. Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильный стресс.

Во-вторых, общество обладает универсальностью – создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. С этой точки зрения, современное общество намного прогрессивнее, например, первобытного. Но и первобытное общество обладало универсальностью, поскольку позволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одежде и жилище, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и т.д.

  В-третьих,  общество имеет высокий уровень внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры».

  В-четвертых,  общество обладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований. Оно стремится подчинить своей логике вновь возникающие институты и социальные группы, заставляет их действовать в соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами (так происходит при эволюции общества). Но новые нормы и правила, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным изменениям всей системы общественных отношений (так происходит при общественной революции). Отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности.

  Таким  образом, общество представляет  собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  В  своей работе я рассмотрела  структуру общества как целостного социального организма; дала общую характеристику основным сферам жизни общества; определила сущностные свойства общества как системы.

  С  давних пор все страны мира  развиваются в тесном взаимодействии  друг с другом, которое проявляется  в форме их экономических, политических и других отношений, сотрудничество во всех сферах общественной жизни.

  Структура  – общенаучное понятие, отражающее  тот факт, что мир состоит из  отдельных предметов с их свойствами  и взаимоотношениями. Структура  общества, как и всякая природная  структура, включает в себя  не только отдельных людей  и их объединения, но и их  свойства, связи и взаимоотношения, позволяющие отделить одни социальные объекты от других.

  Социальная  структура общества представляет  собой неразрывное единство двух  основных составляющих: отдельные  люди и их объединения, а  также связи и отношения между  людьми и социальными группами.

  Общество  функционирует через социальную  деятельность людей. Она охватывает  всю совокупность социальных  субъектов и объектов, их свойств  и отношений, образующих целостный социальный организм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Барулин  В. С. Социальная философия.  Ч. 1: Учебник.: Изд-во МГУ, 1993

2. Миронов В. В. Философия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

3. Философия: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004

4. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998

5. http://besthool.ru

6. http://dic.academic.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 29152


Информация о работе Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений