Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:26, сочинение
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и д
Вопрос о смысле жизни также
может пониматься как субъективная
оценка прожитой жизни и соответствия
достигнутых результатов
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопросы о смысле жизни люди задавали
и задают до сих пор, выдвигая соперничающие
между собой гипотезы, философс
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Имеет ли жизнь вообще смысл,
и если да – то какой именно? В
чем смысл жизни? Или жизнь
есть просто бессмыслица, бессмысленный,
никчемный процесс
Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и "дела" – в политику, борьбу партий и т.п., – но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос – не "теоретический вопрос", не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль" в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги и заботы – и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное – жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
И все-таки огромное большинство
людей считает нужным отмахиваться
от этого вопроса, прятаться от него
и находит величайшую жизненную
мудрость в такой "страусовой политике".
Они называют это "принципиальным
отказом" от попытки разрешить "неразрешимые
метафизические вопросы", и они
так умело обманывают и всех других,
и самих себя, что не только для
постороннего взора, но и для них
самих их мука и неизбывное томление
остаются незамеченными, быть может, до
самого смертного часа. Этот прием
воспитывания в себе и других забвения
к самому важному, в конечном счете,
единственно важному вопросу
жизни определен, однако, не одной
только "страусовой политикой", желанием
закрыть глаза, чтобы не видеть страшной
истины. По-видимому, умение "устраиваться
в жизни", добывать жизненные блага,
утверждать и расширять свою позицию
в жизненной борьбе обратно пропорционально
вниманию, уделяемому вопросу о "смысле
жизни". А так как это умение,
в силу животной природы человека
и определяемого им "здравого
рассудка", представляется самым
важным и первым по настоятельности
делом, то в его интересах и
совершается это задавливание в
глубокие низины бессознательности
тревожного недоумения о смысле жизни.
И чем спокойнее, чем более
размерена и упорядочена
СМЫСЛ – КОМПАС В ОКЕАНЕ ЖИЗНИ
В каждой ситуации, в каждом
жизненном повороте всегда содержится
смысл, какой бы неожиданной и
непредсказуемой ни была жизнь. Смысл
можно обрести через
Если вы хотите более подробно узнать о ценности личных жизненных установок человека и о том, какой смысл можно извлечь из страдания, советую прочитать книги В. Франкла (Frankl, 1985, S. 80-84; 1982, S. 113-120; и особенно "Homo patiens", переизданную в книге "Der leidende Mensch", 1984, S. 161-242).
В современной медицине бытует мнение, что здоровье человека – в способности трудиться и наслаждаться. Однако в таком представлении отсутствует измерение, в котором главную роль играли бы личностная зрелость и величие человека, – когда он не позволяет судьбе полностью распоряжаться собой, когда развивает в себе способность мужественно переносить страдания, противостоять ударам судьбы.
Три "столбовые дороги к смыслу" – переживание красоты мира, созидание и личные жизненные установки – содержат в себе убедительное свидетельство того, что при любых обстоятельствах и до самого последнего вздоха в жизни сохраняются смысловые возможности. Нет ни одной ситуации, которая так или иначе не соприкасалась бы с одной из этих трех дорог. Любые жизненные эпизоды – от экстремальных до самых на первый взгляд незначительных или глубоко интимных моментов индивидуального существования – предоставляют человеку возможность следовать по одной из этих дорог. Я не раз наблюдал, какую надежду, уверенность и внутреннюю силу вселяет осознание этой возможности в людей, находящихся в тяжелейших жизненных ситуациях.
Мне часто приходится работать
с людьми, которые помышляют о
самоубийстве. У каждого из них
имеется достаточно причин, чтобы
наложить на себя руки. Кто порой
не думал о том, чтобы расстаться
с жизнью, когда его постигала
череда горьких разочарований, когда
рушилось то, что было ему особенно
дорого, к чему он был глубоко
привязан, или же когда физическая
или душевная болезнь до предела
сжимала привычное жизненное
пространство! В определенных ситуациях
мысли о самоубийстве вполне понятны:
люди не видят того, о чем мы только
что сказали, – потенциальной
осмысленности жизни в любых
ее проявлениях. Тому, кто чувствует
себя "на грани", недостает важного
противовеса своим мыслям: человек
всерьез задумывается о самоубийстве
потому, что не видит для себя
иных доступных возможностей. В тяжелой
жизненной ситуации он стоит перед
зияющей пустотой бессмысленности
своей дальнейшей жизни, в этом-то
и заключается настоящая
А теперь давайте попробуем глубже разобраться в том, что же означает столь непростое понятие – "смысл", и попытаемся прояснить некоторые связанные с ним заблуждения.
Спросим себя еще раз: что означает "жить осмысленно"?
1. Говоря простым языком,
жить осмысленно означает
2. Смысл нельзя навязать,
вручить или одолжить. Никто не
может диктовать другому, в
чем тот должен видеть свой
смысл – ни начальник
Бывает так, что от нас
чего-то требует начальник или
родители, а мы сами не уверены, что
поступить так будет правильно.
То, что для кого-то другого явно
имеет смысл, для меня остается приказом,
насилием или поручением, если я
сам смотрю на это иначе. Подлинный
смысл не имеет ничего общего с
принуждением, со словами "Ты должен!".
Смысл – дитя свободы. Нельзя принудить
меня к тому, чтобы я увидел в
чем-либо смысл. Но уж если я его обнаружил,
его невозможно будет игнорировать;
даже если я стану поступать наперекор
ему, он все равно останется
3. То, что можно увидеть
благодаря созерцанию и