Смысл жизни как философская категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:33, реферат

Краткое описание

Объектом данного исследования избраны как сама категория смысла жизни, так и две из наиболее последовательных попыток поиска смысла жизни, либо обоснования его отсутствия. Предметом же исследования становятся сущностные черты проблематики смысла жизни, а также взаимосвязь данной категории с иными. Целью работы будет вычленение важнейших характеристик категории смысла жизни, установление взаимозависимости её с другими категориями на примерах теорий абсурда А. Камю и спасающего творчества Н.А. Бердяева. При разработке темы использовались кроме произведений указанных авторов также специальные исследования по философской антропологии. Работа состоит из трёх разделов, диалектически рассматривающих суть категории смысла жизни (тезис), отказ от признания смысла жизни (антитезис) и возврат от абсурда вновь к осмысленности посредством творчества (синтез).

Оглавление

Введение 3

1. Смысл жизни как философская категория 4

2. Абсурд как альтернатива смыслу жизни 8

3. Творчество как эсхатология абсурда 11

4. Проблема смысла жизни по В. Франклу 13

5. Пессимистические взгляды на смысл жизни 16

Вывод 17

Список литературы 18

Файлы: 1 файл

проблема смысла жизни.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

     Итак, в противопоставление теории абсурдного творчества Камю можно взять теорию спасительного творчества Бердяева, где человеческое творчество является фактором не только культурного развития, но и религиозного развития, эсхатологическим рычагом в руках исключительно  самого человека, являющегося свободным  и подобным Богу. Именно признание  существования трансцендентного и  взаимного стремления трансцендентного и человеческого начал отличает, по сути, исследуемые теории друг от друга. Признание бытия Бога влечёт за собой признание истинной морали, свободы и надежды у человека. Наоборот, отрицание бытия Бога отбирает мораль, свободу, надежду и подлинный  смысл жизни, оставляя лишь постоянное бунтарское поддерживание в себе осознания абсурдности своего бытия.

      4. Проблема смысла жизни по В. Франклу.

     Франкл  говорил: « смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращён вопрос». Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врождённую мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. "Даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти". Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Учение о смысле жизни учит, что смысл "в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений".

     Возможно обобщить пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даём жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берём от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путём реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается прежде всего, в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

     Основной  пафос и новизна подхода Франкла  связаны у него, однако, с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание, – ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. " Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания". Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок – обращение к ним оправданно, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны. Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. "Ставить вопрос в общем виде – все равно, что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: "Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?" Франкл не устаёт подчёркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретём смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть, анализу которой Франкл посвятил свою книгу "Подсознательный бог". Совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям.

     Именно  так, по Франклу, зарождаются новые  ценности. "Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра". Однако найти смысл-это полдела; необходимо ещё осуществить его. Человек несёт ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла - процесс не простой и далёк от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее, человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни. Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории Франкла, повторим основной тезис этого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. 

      5. Пессимистические взгляды на смысл жизни.

     Одно  из первых выражений пессимизма дано в Ветхом Завете, в книге Екклезиаст. «Суета сует, – все суета». «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

     Многочисленны и разнообразны отрицательные оценки ценности человеческой жизни. В XIX в. самые  пессимистические оценки жизни дали два немецких философа Шопенгауэр и  Э. Гартман. Мир лежит во зле, и человек не в состоянии что-либо изменить. Зло присуще миру в силу его сущности, и жизнь человека неотделима от скорби и страдания.

     По  мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стремление к внешнему выражению. Мир – это объективизация воли. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворённость.  Человек проявляет волю в том случае, когда его потребности не обеспечены и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения.  В свою очередь неудовлетворённость свидетельствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа человека содержит в себе вечное напряжение и страдание, но при этом – низменное страдание, своеобразные ненасытный голод. Страдания жизни обостряются их осознанием.  Чем развитие человек, тем глубже его страдания. С точки зрения Шопенгауэра, даже удовольствие отрицательно, ибо оно иллюзорно, лишено положительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло, добро есть отрицание зла.

     «Мы похоже на ягнят, которые резвятся на лугу в то время, как мясник выбирает глазами того или другого, – писал  Шопенгауэр, – ибо мы среди счастливых дней не ведаем, какое злополучие готовит  нам рок – болезнь, преследование, обеднение, увечье, слепоту, сумасшествие и т.д.».

Хотя, как думает Шопенгауэр, не жить лучше, чем жить, он не предлагает самоубийство в качестве избавления от мира и страданий. Следуя буддийской философии, он предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие. 
Вывод
 

      В этой работе я показал только несколько направлений в философии, осветил только несколько работ философов, которые пытались ответить на глобальный вопрос: «В чем смысл жизни?» В отличие от мифологии и религии, которые, как правило стремятся навязать, продиктовать человеку определённые решения, философия апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

Из всего  изложенного, я могу сделать такой  вывод: что смысл существования человека – в самом существовании, в самом бытие человека.

      В дальнейшем с развитием науки  и техники, с космизацией человечества, выходом его в будущем в бесконечные просторы Вселенной  вероятно изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия.

 

      Список литературы 

  1. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2006. – 640 с. – (Антология мысли).
  2. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990 г.
  3. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология: Учебное пособие. – М.: ИКЦ „МарТ”; Ростов н/Д.: Издательский центр „МарТ”, 2006. – 240 с.
  4. Камю А. Миф о Сизифе: Философский трактат. Падение: Повесть / Пер. с фр. С. Великовского, Н. Немчиновой. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 256 с.
  5. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. – 205 с. (Серия „Общество и личность”)
  6. www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/FIL_XX/17.html

Информация о работе Смысл жизни как философская категория