Смысл любви в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:42, доклад

Краткое описание

Автор отталкивается от факта, что чувство любви - есть высшее эмоциональное проявление человеческой сущности. Что ощущение любви - это то, что хоть на мгновение, но поднимает человеческое сознание над окружающей серой реальностью, словно бы показывает человеку другой мир. Но потом практически сразу ощущение любви заменяется разочарованием, так как
(всего лишь в частности) разбивается идеализация объекта любви.

Файлы: 1 файл

доклад смысл любви.docx

— 19.51 Кб (Скачать)

Итак, философ  в своей книги пытается ответить на сложнейший вопрос: в чем смысл  человеческой эмоциональной любви (которую он почему-то называет половой). И в первой части книги он убедительно  доказывает, что смысл половой  любви, эмоциональной любовной страсти, никак не может заключаться в  простом продолжении рода. Соловьев также попутно разбивает философию, в соответствии с которой эмоциональная  человеческая любовь - это очень  усложненный способ естественного  отбора, с помощью которого высшие силы 
(Природа, Бог...) пытаются создать, вырастить некоего сверхчеловека, гения, следующее звено эволюционной цепи...

Разбив эти  философские концепции, Соловьев переходит  к изложению и развитию очень  интересной идеи: половая любовь у  людей не предназначена для продолжения  рода, а ее смысл, суть - в полной трансформации  бытия, что 
Соловьев очень интересно и достаточно убедительно доказывает на протяжении всей книги.

Автор отталкивается  от факта, что чувство любви - есть высшее эмоциональное проявление человеческой сущности. Что ощущение любви - это  то, что хоть на мгновение, но поднимает  человеческое сознание над окружающей серой реальностью, словно бы показывает человеку другой мир. Но потом практически  сразу ощущение любви заменяется разочарованием, так как 
(всего лишь в частности) разбивается идеализация объекта любви. И практически каждый человек, хоть и имея какой-то опыт ощущения любви, рано или поздно приходит к выводу, что любовь - иллюзия, что-то ментальное и мгновенное, то чего нет. Но автор не соглашается с такой постановкой ответа. Но, признавая в силу очевидности, что идеальный смысл любви не осуществляется в действительности, должны ли мы признать его неосуществимым? (...) Было бы совершенно несправедливо отрицать осуществимость любви только на том основании, что она до сих пор никогда не была осуществлена: ведь в том же положении находилось некогда и многое другое, например все науки и искусства, гражданское общество, управление силами природы

Итак, утверждая, что любовь - это не иллюзия, автор  пытается дать ей определение и смысл. И в первом приближении Соловьев пытается дать определение "половой  любви", как "жертву эгоизма", он утверждает, что основное зло эгоизма  состоит не в том, что человек  признаёт за собой исключительное качество и наивысшую самооценку, по Соловьёву  человек, как сосредоточение жизненных  сил и уникальность имеет полное на это право. Зло появляется в  том случае, если человек не признаёт исключительность других людей, так  как все люди равны. Любовь убивает  этот эгоизм, так как любя, человек  признаёт исключительность другого  человека – объекта своей любви.

Разобрав таким  интересным образом природу эгоизма  и его опасность, автор переходит  к одному из ключевых утверждений  своей теории: суть половой любви 
- в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с 
"убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви.

Но Соловьев на этом не останавливается. Он признает, что при текущем состоянии  дел, все это - не более, чем красивая теория. А мешают ее осуществлению вполне прозаичные вещи - материальная природа и смерть.

И философ переходит  к доказательствам того, что конечная цель любви - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего  мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как  Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.

Указывая нам  на это абсолютное значение любви, автор, тем не менее, тут же спускает нас  на землю: "Невольное и непосредственное чувство открывает нам смысл  любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в  соединении с другим существом свою собственную бесконечность. Не довольно ли этого мгновенного откровения? Разве мало хоть раз в жизни  действительно почувствовать свое безусловное значение? (...) Едва ли этого довольно даже для одного поэтического чувства, а сознание истины и воля жизни решительно на этом помириться не могут. Бесконечность только мгновенная есть противоречие нестерпимое для ума, блаженство только в прошедшем есть страдание для воли. Есть те проблески иного света, после которых "Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы

Показав реальное положение дел и дав некотрые наметки, как избежать подобной "профанации" любви, автор переходит к заключительной идеи книги: без преобразования всего и вся, причем преобразования духовного, любовь в ее идеальном виде не возможна, и она так и будет в жизни людей подобна краткой, иллюзорной вспышке, за которой все гоняются, но почти никто не может поймать. И автор приводит убедительные причины этой неуловимости: 
"Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается в нашем мире вещественное бытие - то самое, что подавляет своим бессмысленным упорством и нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу. Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времени, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе предыдущего, а исключает или вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде вещества происходит на счет прежнего или в ущерб ему, и 
2) непроницаемость в пространстве, в силу которой две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и того же места, т. е. одной и той же части пространства, а необходимо вытесняют друг друга.

Основанием и  типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская. Но ее собственное  осуществление невозможно, как мы видели, без соответствующего преобразования всей внешней среды, т. е. интеграция жизни индивидуальной необходимо требует  такой же интеграции в сферах жизни общественной и всемирной. Определенное различие, или раздельность, жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия. 
Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением: Как для половой любви 
(в сфере личной жизни) единичное "другое" есть вместе с тем все, так с своей стороны социальное все, в силу положительной солидарности всех своих элементов, должно для каждого из них являться как действительное единство, как бы другое, восполняющее его (в новой, более широкой сфере) живое существо."

В конце книги  автор утверждает, что без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия  будет использована в бесконечном  воспроизведении материальных тел.

Заключение

Автор предпринял очень интересную попытку дать характеристику любви с религиозной позиции. Во многом я с ним согласен. Безусловно любовь не предназначена для появления сверх человека. Соловьёв утверждает, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Безответная любовь приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.

Я не согласен с  тем, что любовь – попытка трансформировать мир. Исхожу я из того, что человек  уже прошёл очень много стадий своего развития, однако любовь не видоизменяется, она остаётся прежней, все к ней стремятся, но далеко не многие достигают. К чему же стремится человек? Просто любить, или быть любимым? По Соловьёву любящий человек убивает своё эго и признаёт за другим исключительность. Он любит, но, предположим, объект его любви не отвечает ему взаимностью. Что в таком случае получают оба участника такой связи? Любящий человек стремится соединить своё существование, своё бытие с любимым человеком, и чем сильнее чувство, тем активнее он предпринимает попытки, но, как правило, цели своей он не достигает, или достигает на небольшой срок. Ничего кроме разочарования он не достигает. Почему? Потому что объект любви не устраивает любящий индивид в силу тех или иных обстоятельств. Соответственно попытки любящего индивида доставляют беспокойство любимому. Как видно такая любовь деструктивна по своей природе. Для чего же она заложена в человека? Я думаю, что любовь – это бессознательный двигатель прогресса человечества (как технического, так и духовного). Вернёмся к неудачному влюблённому. Что с ним происходит в тот момент, когда он только признал чью-то исключительность? Высокий духовный подъём, желание жить ради этого человека, взгляд, устремлённый в будущее, в счастливое будущее, как он думает. Жизнь кажется прекрасной. Человек преподносит свою сущность другому с целью объединить их. Допустим этому человеку не ответили взаимностью. В результате духовный подъем сменяется глубоким душевным кризисом.

Первый  путь я назвал экстенсивным. Суть его в том, что человек преодолел  неудачную любовь и через определенный промежуток времени  стал испытывать то же чувство к другому  человеку. Так вот  он будет всегда помнить  свой предыдущий опыт и будет стремиться для нового партнёра стать лучше в каких- либо отношениях. Это может заключаться как в улучшении личностных качеств, изменении социальной принадлежности, так и в изменении внешней атрибутики. 
Достигнув более высокой ступени и добившись ответного чувства у партнёра, человек как правило останавливается на достигнутой ступени и наслаждается достигнутым результатом, до того момента, когда его уровень будет соответствовать его потребностям. Потребности как правило растут, но с возрастом, в силу сложившихся брачных отношений, родившегося потомства, человек становится связанным социальными обязательствами и останавливается на определённой ступени.

Второй  путь – интенсивный. Человек идёт по нему тогда, когда не может  преодолеть неудачную  любовь. Он как и первый постоянно стремится повысить свою ступень в социальной иерархии, приобретает новый положительные личностные качества, однако он не останавливается как первый, так как добиться ответного чувства он может только теоретически, на практике человек постоянно улучшает своё положение, причём делает он крайне настойчиво, задействуя все возможные средства, но объект любви так и остаётся для него недостигаемым. Известны случаи, когда такие люди добивались своего, однако подобные союзы длились очень недолго, и распадались, побуждая к новому прогрессу. Соединяясь с другими (нелюбимыми) человек продолжает совершенствоваться. Его психика может подвергнуться внушению, что он преодолел неудачное чувство и достиг счастья, однако он не остановится никогда. Именно про таких людей говорят – работает не покладая рук. Что я подразумеваю под словами «совершенствоваться», «улучшаться», 
«достигать новой ступени»? Это подсознательное стремление человека выделиться среди других членов общества, чтобы потенциальные соперники проигрывали ему. Человек стремится приобрести автомобиль, иметь дом, носить одежду лучше чем у других. Иметь какие-то малополезные, но престижные артефакты общества (украшения из драгоценных металлов и камней, неоновая подсветка автомобиля и многое другое, одежду от кутюрье). Всё это имеет целью обратить на себя внимание. Фрейд считал, что это стремление основано на психосексуальной энергии – либидо. Но направлено это по Фрейду абсолютно на всех особей противоположного пола. Я же считаю, что направлено это прежде всего на объект любви и любовь выступает двигателем прогресса. 
Действительно, если человек достигает взаимности, он останавливается на текущей ступени и не стремится к чему-либо лучшему.

Итак, любовь заложена в человеке (природой, Богом) в целях  прогресса всего человечества. Каждый человек стремиться к любви и  достигает своего индивидуального  прогресса по мере своих возможностей, которые с достижением цели расширяются  до бесконечности. В совокупности люди достигают общечеловеческого прогресса. 

Информация о работе Смысл любви в философии