Система и метод философии Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете.

Оглавление

Система и метод философии Гегеля 2
Философская система 3
Философия природы. 10
Философия духа. 11
Диалектический метод 13
Список литературы. 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Философия духа.

Это третья ступень гегелевской  системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек -- часть природы. Однако человеческий дух -- продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для - себя - бытия» Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа. М., 1956-С. 32.

. Саморазвитие духа  идет по трем  ступеням. Первая -- «субъективный дух» -- индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» -- человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень -- «абсолютный дух» -- включает искусство, религию, философию.

Проблемы, поднятые Гегелем  в «Философии духа», более подробно рассматриваются  им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».

«Философия  духа» -- труд, посвященный  главным образом  индивидуальному  и общественному  сознанию, а также  диалектике исторического  развития.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низшего  к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли  и предмета. Преодолевая  это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе» Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа. С. 41.

. Действительная свобода,  по Гегелю, состоит  не в отрицании  необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.

Что же касается философии  истории, то она у  Гегеля носит телеологический  характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной  цели. Мировую историю  философ делит  на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

События всемирной истории  являют собой диалектику отдельных «народных  духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».

Еще выше государства  стоят в системе  Гегеля искусство, религия и философия. И не какая-нибудь, а философия самого Гегеля. Именно в ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия -- «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

Иронизируя  по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах замечал: «Но как  бы остроумен ни был  этот автор, он все  же с места в  карьер действует  некритически, не ставя  себе вопроса: возможно ли вообще, чтобы  род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе» Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956. С. 56.

.

Диалектический  метод

Как уже говорилось, в  философии Гегеля необходимо различать  метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания» Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. С. 33, 34.

. Он у Гегеля  носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система -- это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят

произвольный, искусственный характер. Например, последняя

триада  в системе: искусство -- религия -- философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия

есть  синтез, единство искусства  и религии -- эта  задача осталась

неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает

эту конструкцию.

Фейербах, Герцен, Энгельс и  другие мыслители  обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.

Список  литературы.

1. Г. В. Ф. Гегель "Наука  логики"/ СПб.: "Наука", 1997.

2. Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия  философских наук"/в3-хт.,М.:"Мысль", 1977.

3. Г. В. Ф. Гегель "Феноменология  духа"/ СПб.: "Наука", 1994.

4. Г. В. Ф. Гегель "Лекции  по истории философии"  в 2-х кн./ СПб.:"Наука", 1994.

5. И. А. Ильин"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"/ СПб.: "Наука", 1994.

6. Вл.С.Соловьев Соч.в  2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990.

7. Г. -Г. Гадамер.  Актуальность прекрасного"/

8. М.Хайдеггер "Путь  к языку"// "Время и бытие"/

9. Р. Барт "Основы  семиологии"// Структурализм:"за" и "против"/ М.:"Прогресс", 1975.

10. К. Кастанеда соч.  в 10-ти кн., К.: "София", Ltd.

11. Епископ Варнава  (Беляев) "Основы  искусства святости" в4-х т./ Издание  братства во имя  св.князя Александра Невского. - Нижний Новгород, 1997.

12. "Синергия. Проблемы аскетики  и мистики Православия"/ред.  С. С. Хоружий,  М.: 1995.

Информация о работе Система и метод философии Гегеля